О базисе социализма
На модерации
Отложенный
Недавно, 23 марта 2023 года, на сайте РУСО была опубликована актуальная статья «Коммунист Анатолий Шкатов с критикой современных учебников по обществоведению», в которой автор критикует ряд современных авторов учебников за «пропаганду рыночных идей» и «резко отрицательную характеристику» даваемую ими «системе хозяйствования Советского Союза». При этом автор статьи справедливо отмечает, что «Несмотря на все противоречия, на все явленные «свободным рынком» негативные стороны, невзирая на массовую безработицу, бьющую все рекорды инфляцию, вопиющий уровень социального расслоения, в головы школьников продолжают вколачивать всё те же неолиберальные постулаты», «которые система активно транслирует подрастающему поколению, воспроизводя саму себя». В том числе «вколачивает и такой «безапелляционный вывод: «С течением времени страны с командной экономикой стали проигрывать экономическое «соревнование» с рыночными системами».
Но в преамбуле, автор утверждает:
«Основатели марксистского учения были убеждены, что экономика является базисом всех общественных отношений и непосредственно их определяет. И в XXI веке в этом тезисе усомниться невозможно».
Вот и в заключении автор вновь повторяется:
«Да, Маркс был несомненно прав, утверждая, что именно экономика лежит в базисе развития общества».
Однако в подобной повторяющейся отсылке к «экономическому базису» в данном контексте статьи скрыто внутреннее недопонимание того, что «базисом всех общественных отношений» при социализме, разумеется, в строгом социологическом понимании материалистического естественноисторического развития, является не «экономика», с её критической теорией «Политическая экономия» («Капитал»). Теоретическим базисом социализма является «Политическая технология» (по Шушарину А. С., «Полилогия современного мира …»). Здесь имеется ввиду социальная «технология» (общественные отношения), а не некие технические технологии. На рисунке, в шапке таблицы, перечислены, так называемые, чистые эндогенные формы всех известных градаций (формаций – устар.): Первобытность, Рабовладение, Феодализм, Капитализм, Современный социализм (линейная форма).
Базовые категории капитализма и социализма разные, в частности, соответственно (см. рисунок с таблицей):
- базовый объект отношений – «средства производства» и «технологии (процессы);
- базовое взаимодействие (симметрия) – «вещественно-продуктовое («товар») и «функциональное»;
- базовые производственные отношения – «экономические (товарно-денежные)» и «функциональные (технологические)»;
- механизм – «обмен (рынок)» и «соисполнение»;
- богатство – «вещественное богатство» и «технологии (функции)»;
- материально-знаковые отношения – «деньги (товаронимика)» и «документы, статусы коллективов и лиц (технонимика)»;
И др.
Следовательно, при смене градаций происходит «смена базиса», то есть смена ДОМИНИРОВАНИЯ чистой эндогенной формы (ЧЭФ): ЧЭФ «первобытная», ЧЭФ «рабовладения», ЧЭФ «феодальная», ЧЭФ «экономическая (капиталистическая)», ЧЭФ «функциональная (социалистическая)». Поэтому при Капитализме доминирует ЧЭФ «экономическая» являя собой экономический базис, а при Социализме доминирует ЧЭФ «функциональная» являя собой уже технологический (функциональный) базис Социализма. Итак, при капитализме имеет место экономическая модель хозяйствования, а при социализме имеет место технологическая модель хозяйствования.
Однако доминирование одной из ЧЭФ не означает, что все прочие ЧЭФ отсутствуют, ибо одни из них после доминирования образуют инфраструктуру общества, претерпев некоторые революционные трансформации (снятие, обобществление), либо «дожидаются» своей исторической роли в качестве доминирующей ЧЭФ (см. рисунок).
Таким образом, - нет некой «командной экономики» или «распределительной экономики», а есть, можно сказать, не «рыночная система», а плановая система хозяйствования. Эти две системы исторически находятся на различных уровнях последовательного восходящего исторического общественного развития. И если, грубо говоря, капитализм прошёл многовековой путь своего экономического развития и достиг в развитых странах Запада определённых успехов в общественно-хозяйственном развитии, то историческое общественное развитие социализма началось с более низкого уровня хозяйствования и прошло лишь менее, чем вековой путь хозяйственного развития. Поэтому сравнивать эти две различные системы хозяйствования как «типов» общественного развития, то есть с различными по типологии базисами (доминирующими ЧЭФ), следует, лишь приведя их к одному и тому же уровню реализации потенциальных возможностей этих систем как различных «типологий» и одному относительному уровню развития предшествующих им градаций. Иначе получается, образно говоря, некое подобие неправомерного сравнения в силе и уме новорожденного человека (homo sapiens) и взрослой особи, например, гориллы.
Да, основатели марксистского учения были убеждены, что экономика является базисом всех общественных отношений, но тогда, можно сказать, был период бума в развитии капитализма, а его теория только лишь начинала формироваться. При этом важно то, что, как писал Ф. Энгельс, - «… политическая экономия имеет дело не с вещами, а с отношениями между людьми … но эти отношения всегда связаны с вещами и проявляются как вещи» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч,, т. 13, с 498). Однако они же, классики, и не отрицали, на тот исторический момент, что, как писал Ф. Энгельс в письме Й. Блоху, что:
«...Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу.
…
Маркс и я отчасти сами виноваты в том, что молодежь иногда придает больше значения экономической стороне, чем это следует».
То есть, признаёт, что действительная жизнь как исторический процесс значительно шире и богаче, чем её «экономический момент», чем «экономика», связанные с товарным производством и и её базовым объектом «товар», тогда как социализм связан с базовым объектом «функции (технологии»). При этом ещё раз заметим, что базисы Капитализма и Социализма, то есть ЧЭФ «экономическая (капиталистическая)» и ЧЭФ «функциональная (социалистическая)», являются различными срезами одного индустриального производства. Эти ЧЭФ последовательно доминируют в эпоху индустрии.
Более того, как уже отмечалось, не только при переходе от капитализма к социализму происходит «смена базиса», а последовательная смена ДОМИНИРОВАНИЯ чистых эндогенных форм (ЧЭФ), то есть «базиса», происходит на всём протяжении исторического восходящего развития общества по сложности. Эта последовательная смена базиса как доминирующих ЧЭФ-слоёв происходит в следующем порядке: ЧЭФ «переломная первобытность - Пп», ЧЭФ «первобытная - П», ЧЭФ «рабовладения - Р», ЧЭФ «феодальная - Ф», ЧЭФ «экономическая (капиталистическая) - К», ЧЭФ «функциональная (социалистическая) - С», ЧЭФ «информационного общества - И», ЧЭФ «общества знания - З» и др.
(см. рис.). При этом сами ЧЭФ как таковые существуют с самого начала исторического возникновения и развития общества, проходя следующие стадии внутреннего развития: потенциальное (неактивированное, скрытое и не явное) существование; доминирование в качестве базиса соответствующей градации; существование в снятой, обобществлённой форме под контролем всеобщего интеллекта в составе инфраструктуры.
На представленном рисунке со схемой символьного формализма чистых эндогенных (внутристрановых) форм (ЧЭФ) при отображении градационных ступеней исторического развития общества по сложности описание каждой исторической градации (устар. – формации) дано в виде символьной «дроби». В числителе этой дроби в овале дан символ доминирующей в данной градации ЧЭФ, то есть – базис. В знаменателе каждой символьной дроби в левых скобках перечислены существующие в данной градации потенциальные ЧЭФ, а за знаком «+» в правых скобках курсивом перечислены снятые (обобществлённые) ЧЭФ, образующие инфраструктуру общества данной градации.
Так, например, градации «Капитализм» соответствует символьная дробь со знаком в числителе доминирующей ЧЭФ «К» (ЧЭФ «экономическая (капиталистическая)»). Слева в круглых скобках перечислены знаки обозначений снятых (обобществлённых) и входящих в инфраструктуру градации «Капитализм» ЧЭФ: «Пп», «П», «Р», «Ф» (ЧЭФ «переломная первобытность», ЧЭФ «первобытность», ЧЭФ «рабовладельческая», ЧЭФ «феодальная»). Справа в круглых скобках перечислены знаки обозначений потенциальных (будущих) ЧЭФ градации «Капитализм»: «С», «И», «З», «Фл», «М», «Х» (ЧЭФ «функциональная (социалистическая)», ЧЭФ «информационная», ЧЭФ «общественное познание», ЧЭФ «философия жизни», ЧЭФ «мудрое решение», ЧЭФ «неизвестное» и др.).
В результате «технологизации (плановизации)» производства всей действительной жизни общества о обобществления «средств производства» в ходе революционного сдвига осуществляется переход от градации Капитализм к градации Социализм.
Градации «Социализм» соответствует символьная дробь со знаком в числителе доминирующей ЧЭФ «С» (ЧЭФ «функциональная (социалистическая)»). Слева в круглых скобках перечислены знаки обозначений снятых (обобществлённых) и входящих в инфраструктуру градации «Социализм» ЧЭФ: «Пп», «П», «Р», «Ф», «К» (ЧЭФ «переломная первобытность», ЧЭФ «первобытность», ЧЭФ «рабовладельческая», ЧЭФ «феодальная», ЧЭФ «экономическая»). Справа в круглых скобках перечислены знаки обозначений потенциальных (будущих) ЧЭФ градации «Социализм»: «И», «З», «Фл», «М», «Х» (ЧЭФ «информационная», ЧЭФ «общественное познание», ЧЭФ «философия жизни», ЧЭФ «мудрое решение», ЧЭФ «неизвестное» и др.).
Таким образом, из рассмотренной схемы рисунка ещё раз наглядно утверждается, что градации Социализма и Капитализма не только имеют различный базис, но и являются последовательными восходящими ступенями материалистического естественноисторического развития общества по сложности, а поэтому для корректного сравнения фактической практики их реализации по целостному ряду качественных параметров бытия действительной жизни параметрическое представление «успехов» этих градаций должно быть предварительно приведено к одному и тому же уровню реализации потенциальных возможностей этих систем как различных «типологий» и одному относительному уровню развития предшествующих им градаций.
При этом, в целом, в теоретическом понимании, градация Социализм в восходящем материалистическом естественноисторическом развитии общества по сложности стоит выше Капитализма и, можно сказать, основывается на его «успехах», а поэтому потенциально его «успехи» выше чем Капитализма и само его развитие по уровню сложности находятся выше.
Однако «пропагандисты рыночных идей» в ряде современных учебников, делая обобщающие выводы в целом о Капитализме и Социализме «безапелляционно утверждают», что «ведения хозяйства в различных странах мира показывают, что более эффективного инструмента развития экономики, чем рынок, пока не создано». Но при этом, как правило, такие «умозаключения» не обосновываются теоретически, а иллюстрируются сравнением некоторых качественных параметров бытия действительной жизни при Капитализме и Социализме (обычно СССР). Такое «обоснование», хотя и весьма наглядно, но неправомерно. И дело не только просто в том, что, как уже отмечалось, «экономика» может быть только «капиталистической», а «экономики» социализма нет, как нет и «политэкономии социализма». Дело в том, что сравниваются принципиально различные системы с различными базисами, для которых совершенно по разному понимается общие оценочные критерии («успешность»), например, как мера субъект-субъектных отношений (производственных отношений).
В этой связи автор «Полилогии …» (т. 2, с.408) пишет:
«типы этих субъект-субъектных отношений (…) определяется объектом этих отношений. Поэтому экономическая эффективность (в основе – производительность) связана с «метафизикой» производства вещей, а эффективность – с «метафизикой» технологий, соисполнения работ. Всегда одновременно многих. Производительность связана с производством вещей, а эффективность – с выполнением функций (процессов), сводимых к производительности лишь в частных случаях. … более адекватной или дополнительной характеристикой труда здесь должна быть организованность;
…в удачливом капитализме может быть бешенная производительность, но, строго говоря, там ещё нет эффективности как общественного атрибута производства. Абсолютно имманентная капитализму, так сказать, легитимная безработица, например, - свидетельство отсутствия эффективности или организованности как общественного атрибута».
И ещё:
«… производительность и эффективность – это количественные моменты совершенно разных качеств, разных типов общественных форм конкретного труда. … Это атрибуты разных общественных механизмов, «обменного» и «соисполнительного»».
Иначе говоря, упомянутые авторы критикуемых учебников дают сравнительную оценку Капитализма и Социализма, основываясь на совокупности качественных параметрических оценок присущих Капитализму и игнорируют оценки характерные Социализму, а само сравнение происходит на основе капиталистической (экономической) парадигмы. Да и само справедливое, и, в общем-то, понятное, возмущение в своём составе исходит опять-таки из экономической парадигмы, тогда как социалистический (функциональный) срез в публикуемом критическом анализе упускается. Автора почему-то интересует, - «Каких же экономических взглядов придерживаются авторы рекомендованных школьных учебников по обществознанию?», а не каких взглядов на Социализм придерживаются авторы школьных учебников? Ибо, не только «экономика лежит в базисе развития общества» и, тем более, - в функциональном (технологическом) базисе Социализма, где, так называемая, «экономика» снята, обобществлена и входит в основания общества, в состав его инфраструктуры.
Комментарии
Дима Димыч, Можно проще-Основа Капитализма Рынок.Рынок может СУЩЕСТВОВАТЬ только Расширяясь,а расширение Ограничено.Достигну максимума Расширения капитализм встречается с КРИЗИСОМ,а Выход из Кризиса он знает только Один-ПЕРЕДЕЛ Собственности.Т.е.-ВОЙНА(Расчистка Места под будущие расширения,Уничтожение Конкурентов Крупными объединениями,поскольку любой Капитал стремится к Монополии Власти).Т.е.-Капсистема Циклично-Тупиковая,в которой НЕТ места Человеку. Только ВЫГОДА. Плановая же )Социалистическая )Система ЛИШЕНА такого понятия ,как Кризис.Соответственно развитие идет ПОСТОЯННО,БЕЗ необходимости в ВОЙНЕ. УВЫ! В СССР негативную роль сыграл пресловутый"Человеческий Фактор",но,на сегодня,с появлением ИИ ,это можно минимизировать.
Главной опорой сего ненаучного бреда "опровергающего марксизм" является ссылка на авторитет какого-то А.С, Шушарина. Кто такой Шушарин? Да никто. Один из тысяч доморащенных теоретиков, которых пруд пруди в информационном пространстве. Взяв за основу гнилую ссылку, автор на ее базе пытается строить здание новой тории, которая, естественно, не более прочна, чем ее основание.
"Главной опорой сего ненаучного бреда "опровергающего марксизм" является ссылка на авторитет какого-то А.С, Шушарина. Кто такой Шушарин? Да никто".
"Теоретическим базисом социализма является «Политическая технология» (по Шушарину А. С., «Полилогия современного мира …»). Здесь имеется ввиду социальная «технология» (общественные отношения), а не некие технические технологии".
Как видим, ссылка на авторство есть. А где "ссылка на авторитет"?...
Авторитетам почтения нету. В логике значение имеет не КТО в авторитете, а ЧТО правильное.
А что по существу? А ничего... Ничего, кроме эмоциональной реакции адепта Секты свидетелей "непорочности марксизма".
"Политическая экономия" ("Капитал")" - в переводе с русского на русский, "Хозяйственные интересы". Какие преобладают интересы, такие и отношения, то и в "базисе". Социальные отношения - более широкое понятие, включающее в себя в том числе и экономические (хозяйственные) отношения. Все отношения людей есть социальные отношения. И решение всех социальных проблем также сводится к решению общей для них проблемы социальных отношений. Имя этой проблемы - ВЛАСТЬ. Но решение её упирается в новую проблему - ХОЛОПСТВО и ПАТЕРНАЛИЗМ. Отучены русские люди жить своим умом.
Утверждение, что "Теоретическим базисом социализма является «Политическая технология» - это никакого отношения не имеющий к науке бред Шушарина. С таким же успехом, можно сослаться на пьяный бред какого-нибудь забулдыги. Многие, приняв на грудь, могут довольно много теоретизировать на самые злободневные темы.
У меня нет желания и времени продолжать обсуждение этой дурацкой статьи. Можете продолжить теоретические муки с ее автором, если это доставляет вам удовольствие.
У вас есть "время и желание" обсуждать только автора "этой дурацкой статьи"? - вам "это доставляет удовольствие"?
Ну, да - авторитет в науке важнее самой науки... "Бред Шушарина" - это и есть наука. Научение правильному. Развитие "развиваемой теории". В противовес "учению для научения". Заучиванию и онаучиванию.
"Утверждение, что "Теоретическим базисом социализма является «Политическая технология» - это никакого отношения...".
Вот, про отношения... "Политическая технология" - "Здесь имеется ввиду социальная «технология» (общественные отношения), а не некие технические технологии"... Если, конечно вы понимаете, о чём это.
В "теоретическом базисе социализма" сам "социализм" вытекает из социальных (общественных) отношений - а не из вычленения их них экономических соображений.
Просто мысль, Вы вместе с Шушариным копаетесь не в том "базисе". Этот "базис" глупости и заблуждений.
Многие образованцы так считают, не научившись думать своей головой.
Думать, однако, надо головой, а не другими частями тела.
Первая здравая мысль... Думать, однако, надо СВОЕЙ головой. А не жить за счет ума классиков.
И опять же борьба, кругом борьба. "человек развивается в борьбе со своими собственными недостатками". Если человек не борется со своими недостатками, развиваются и усиливаются его недостатки, человек деградирует. " И вечный бой, покой нам только снится."
Свои собственные недостатки - СЛЕДСТВИЕ нехватки воспитания своего собственного ума.
Борьбой с ПОСЛЕДСТВИЯМИ ещё не решена ни одна проблема.
Борьба - силовая лексика.
Кругом борьба - потому что ничего другого в головах нет.
Разруха - она не в клозетах...
Комментарии к статье - в подвале (внизу).
- А почему на этом пути населению есть нечего?
- А в дороге никто кормить не обещал.
1. "Ибо, не только «экономика лежит в базисе развития общества»...".
Обществу не требуется "развитие общества". "Ибо" оно уже общество. Развитие требуется человеческому социуму. "Ибо" это, в массе, есть безмозглое человеческое стадо - как бы это ни было противно осознавать. Общество ещё только предстоит построить. "Ибо" общество (коммунизм) - это высшая ступень развития социальных отношений.
Совершенно верно, не только экономика. Но изменение (развитие) происходит НЕПРЕРЫВНО до перехода в НОВОЕ КАЧЕСТВО (в данном случае возможно, это то, что вы подразумеваете под своим "обществом" или под своим "коммунизмом"), для которого начинается свой путь развития.
"Но изменение (развитие) происходит НЕПРЕРЫВНО до перехода в НОВОЕ КАЧЕСТВО...".
"Развитие" = "переход".
Социализм = переход = построение (коммунизма) = развитие (социальных отношений).
"Переход в НОВОЕ КАЧЕСТВО" - не одномоментный. Он "происходит НЕПРЕРЫВНО".
Или "развите происходит НЕПРЕРЫВНО" - или до "НОВОГО КАЧЕСТВА". Если первое, то "развитие" - это БЕСПРЕРЫВНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ КАЧЕСТВА. И тогда Общество - это некоторое промежуточное СОСТОЯНИЕ - МОМЕНТальный срез, в развитии социальных отношений.
А второе - "совершенно НЕверно".
В статье показан "рисунок схема" строев - моментальных срезов состояния социальных отношений в ходе их развития. Развитие не заканчивается на "своём "обществе". "Будущее открыто".
2. "Итак, при капитализме имеет место экономическая модель хозяйствования, а при социализме имеет место технологическая модель хозяйствования".
"Экономическая модель хозяйствования" - это то же, что и "хозяйственная модель хозяйствования". "Ибо" экономика есть хозяйственная деятельность человека.
3. "Более того, как уже отмечалось, не только при переходе от капитализма к социализму происходит «смена базиса»...".
"Переход от капитализма к социализму" - это тоже, что и "переход к переходу". "Ибо" сам социализм является переходом, от капитализма к коммунизму. Социализм есть построение коммунизма в условиях капитализма. "Ибо" "базис социализма" есть капитализм.
Капитализм создает основную часть экономического базиса социализма. Однако в "условиях капитализма не может быть построения коммунизма". Противоречия высоко развившегося экономического базиса с производственными отношениями разрешаются изменением надстройки с введением коренного качества коммунизма, общественной собственности и перехода в начальную стадию коммунизма, в социализм. Только в условиях социализма при обязательной диктатуре рабочего класса возможно доразвитие базиса и отношений до уровня полного коммунизма и уничтожения классов. Только коренные интересы рабочего класса совпадают ЦЕЛИКОМ и ПОЛНОСТЬЮ с целями коммунизма. Эти интересы рабочего класса и его возможности быть в авангарде коммунистических преобразований и БОРЬБЫ за них против антиобщественных интересов делают рабочий класс самым передовым классом.
"Капитализм создает основную часть экономического базиса социализма.
Это то же что и "КАПИТАЛИЗМ создаёт основную часть экономического базиса КАПИТАЛИЗМА".
"Экономический базис", или базис хозяйственных отношений - составной элемент базиса социальных отношений. "Базис социализма" = капитализм.
Социализм зарождается в условиях капитализма и на начальном этапе является капитализмом в чистом виде. В ходе и по мере развития социальных отношений капитализм перерождается в коммунизм. Нет социализма в чистом виде (без капитализма). Социализм заканчивается коммунизмом.
Коммунизм, это не только выродившийся "экономический базис" "капиталистического способа производства" - наёмный труд (выродившийся вместе с хозяйственными отношениями), но прежде перестроенная ВЕРТИКАЛЬ социальных отношений (власть) в ГОРИЗОНТАЛЬ (демократию). Насилие в головах переродившееся в правосознание.
"Капитализм создает основную часть экономического базиса социализма".
Как строй, капитализм форматирует всю социальную повестку - все отношения людей, а не только их хозяйственную часть.
"Однако в "условиях капитализма не может быть построения коммунизма".
В капитализме не может быть коммунизма - а построение коммунизма только и может быть в условиях капитализма, а других-то условий и нет.
"Противоречия высоко развившегося экономического базиса с производственными отношениями разрешаются изменением надстройки с введением коренного качества коммунизма, общественной собственности и перехода в начальную стадию коммунизма, в социализм".
"Коренное качество коммунизма" начинается с определения коммунизма. Общество (Коммунизм) - Пропорциональные Отношения Людей - РАВЕНСТВО - СПРАВЕДЛИВОСТЬ - РАЗУМНОСТЬ. КОММУНИЗМ есть РАЗУМНОСТЬ людей. Вот это и есть "коренное качество коммунизма". А не "общественная собственность". Социализм - ПОСТРОЕНИЕ коммунизма, - есть ВОСПИТАНИЕ своего УМА в своей голове, а в уме - РАЗУМА. В Обществе нет собственности. "Общественная собственность" = "общественное право". Это вообще бессмыслица. "Начальная стадия коммунизма" = "начальная стадия разумности". У РАЗУМНОСТИ нет стадий - она или есть, или её нет.
Просто мысль, Не хочется рыться в глупейших ни на чем не основанных построениях, ставящих знак равенства между социализмом и капитализмом. Попробуйте ответить на элементарный вопрос, в чем отличие социализма от капитализма?
Капитализм - это власть антикоммунизма, цель которой задушить все коммунистическое в зародыше. Вернитесь к здравому смыслу.Только свергнув власть класса антикоммунистов и установив власть единственного класса, готового до конца бороться и имеющего возможность для победы коммунизма, класса городских промышленных рабочих.
Одни вторичные и третичные признаки, не всегда даже точные. Это как дать определение математики типа: "Математика - а, там пишут цифрами". И это пытаются считать "коренным" качеством. Даже не знаю, что сказать на такое невежество?
"Только в условиях социализма при обязательной диктатуре рабочего класса возможно доразвитие базиса и отношений до уровня полного коммунизма и уничтожения классов".
Насилие - "диктатура", "уничтожение", "БОРЬБА", есть "полное" исключение коммунизма. Уже на уровне лексики.
"Только коренные интересы рабочего класса совпадают ЦЕЛИКОМ и ПОЛНОСТЬЮ с целями коммунизма".
Этим лозунгам не хватает только восклицательного знака в конце.
Нет давно уже того рабочего класса, которому нечего терять, кроме своих цепей. Есть люди. Коренные интересы, это общие интересы людей - а других-то интересов и нет. У коммунизма нет "целей коммунизма" - сам коммунизм есть Цель.
"Эти интересы рабочего класса и его возможности быть в авангарде коммунистических преобразований...".
"Быть в авангарде коммунистичесих преобразований" - это значит, быть впереди в самообразовании. Но что-то не видать у "самого передового класса" стремления образовывать себя.
"Не хочется рыться в глупейших ни на чем не основанных построениях...".
Это у нас взаимно... С той лишь разницей, что против логических построений выставляются "классические" штампы.
"Попробуйте ответить на элементарный вопрос, в чем отличие социализма от капитализма?".
Ответы на все "элементарные вопросы" даны уже не один раз, да всё без толку. Не в коня корм. "Попробуйте" услышать... Социализм, в отличие от капитализма, не является социальным строем. Это перестройка (преобразование) одной формации в другую.
"Капитализм - это власть антикоммунизма, цель которой задушить все коммунистическое в зародыше".
Мы их душили-душили... душили-душили...
Душить-то нечего... Нет ничего коммунистического даже "в зародыше".
"Вернитесь к здравому смыслу".
Чтобы к нему вернуться, надо его покинуть.
"Только свергнув...".
Свергать НЕЛЬЗЯ созидать.
Одни свергатели уже насвергали... в "полном" соответствии с Методичкой. "Мы пойдём другим путём" - путём не терактов, а революционным. И пошли... прежним путём НАСИЛИЯ. Жизнь наказывает тех, кто не учится у Жизни.
Иногда бывает так, что хочется всего и сразу, а получаешь ничего и постепенно. Жванецкий.
"Только свергнув власть класса антикоммунистов и установив власть единственного класса, готового до конца бороться и имеющего возможность для победы коммунизма, класса городских промышленных рабочих".
"Свергнуть власть" и "установить власть" требуется по условиям игры в насилие для взрослых под названием "Смена Шила на Мыло".
"Бороться до конца" борцунов, до последнего "рабочего" (как и воевать до последнего украинца) - не фашизм ли это "в зародыше".
"Победа коммунизма" есть его поражение. Коммунизм и победа - одно исключает другое.
"Даже не знаю, что сказать на такое невежество?".
А что вообще может сказать невежество о себе.
Просто мысль, Прежде всего хочу поздравить вас с праздником Победы! Если , конечно, для вас это праздник. Я думаю, пора нам сделать перерыв в дискуссии. Вы так и остаетесь быть оторваны от реальности или имеете весьма поверхностное и искаженное представление о ней. Не забывайте сверять свои теоретические размышления с практикой. Витать в облаках может красиво и приятно, но живем мы на земле.
Я тоже поздравляю Вас, Владимир Лендяев, с Праздником Победы! Если, конечно, и для Вас это Праздник, и Вы действительно Владимир Лендяев, а не просто ник. Не знаю, как там в облаках, но живёте вы на земле, витая в своих революционных грёзах. Не забывайте, что практика следует за теоретическими размышлениями. А когда делается наоборот, то получается "как всегда" - навыворот.
Я думаю, Вам не дискуссиями для дискуссий надо заниматься (мне заниматься этим не интересно), а править, обновлять, развивать и совершенствовать свои представления.
Просто мысль, Спасибо за поздравление большое. Хоть что-то нас объединяет. Это Великая Победа наших отцов и дедов, а также положительное отношение к коммунизму, хотя наши представления о нем несколько отличаются. Ваш мне тоже нравится, но все хорошее всегда побеждает только в борьбе с плохим. Вот и Победа над фашизмом была завоевана в тяжелейшей борьбе с носителями зла со множеством жертв. Не думаю, что ее можно было добиться без борьбы, одними увещеваниями фашистов и призывами к их разуму и совести. Борьбу вы отвергаете напрочь. Хотя и призывы, типа ваших, некоторую положительную роль играют рассказами, как хорошо будет при коммунизме. Доброго вам здоровья и успехов!
1. "Хоть что-то нас объединяет".
Пытаться как-то "ЗАДРУЖИТЬСЯ" можно, а нужно УЧИТЬСЯ. Друг логика - логика. Интернет - школа для взрослых. НЛ - площадка для САМООБРАЗОВАНИЯ. Для личного - сервис личных сообщений в НЛ. Моё ответное поздравление - дань вежливости, в связи с Праздником Победы. В этой связи и тост: Ну - за "всё хорошее в борьбе с плохим"!...
Просто нужно-то не "хорошее против плохого", а должно быть ИЗНАЧАЛЬНО правильно. То есть правильно уже в самом ПРИНЦИПЕ. Тогда не будет ни "плохого", ни "хорошего", а будет только ПРАВИЛЬНОЕ.
"Ваш мне тоже нравится...".
Нравится - не нравится. Вкусно - невкусно... Что логично, то и правильно. Против логики нет приёма. Учение Маркса - мучение марксизма. Если "Коммунизм, не конец развития", то и марксизм в объёме Капитала, не конец теории.
2. "Вот и Победа над фашизмом была завоевана в тяжелейшей борьбе...".
Вот и борьба, и победа, и поражение - от непривитого БОРЬБОЙ ума "человечеству".
"Не думаю, что ее можно было добиться без борьбы...".
Потому и борьба, что "не думаю". Не думает "человечество".
"Борьбу вы отвергаете напрочь".
Дело-то не в слове, а в том, что стоит борьбой. А стоит - СИЛОВОЕ решение вопроса. Потому что - без вариантов. Ума-то нет. Нельзя ни одну проблему - ни социальную, ни техническую, ни научную, решить силой - борьбой с ней. Можно только создать новую проблему. Всякий вопрос можно решить быстро и просто, но неправильно. Неправильное (силовое) решение - "напрочь" никакое не решение вовсе.
3. "Хотя и призывы, типа ваших, некоторую положительную роль играют рассказами, как хорошо будет при коммунизме".
У нас нет ни призывов, ни типа - это всё ваше, нам вашего не надо. Халявщикам - дорога в коммунизм закрыта.
Сколько много букв и слов вы написали, отрицая борьбу напрочь. Хотя это и есть проявление борьбы, борьбы идей, идеологической. Борьба кругом, разных видов, разных форм. И труд, обучение и воспитание - есть борьба, преодоление сопротивления материалов, борьба знания с незнанием. Борьба единственный способ существования материи, в том числе, живой, от вирусов и инфузории до человека и человеческих отношений. Суть в том, что на полях этого ресурса вы САМИ постоянно БОРЕТЕСЬ и раздражаетесь от закономерной бесплодности этой борьбы.
Много слов - в объяснение и обосноаание того, что в лоб вам не понять.
Борьба чревата социальными проблемами... Вы же даже услышать это неспособны. Не то, чтобы задать себе вопрос, почему, и задуматься над ответом. И тут оказывается, что - много букаф. Флешка переполнена марксистской методичкой.
"Кругом борьба" - просто какой-то круговорот борьбы в природе. Или голова крУгом, от борьбы. Мир погряз в проблемах, а "нам только вечный бой и снится". Конец миру гарантирован. Борьба с проблемами чревата новыми проблемами.
"Вы САМИ" не различаете, где БОРЬБА, а где - ПРАВИТЬ КРИВОЕ. "Раздражаетесь" не от "закономерной бесплодности этой борьбы", а от непроходимой тупости борцунов.
"Борьба единственный способ существования материи...".
Вы это серьёзно? Или это шутка юмора такая. Это вообще о чём? Может, сформулируете МАТЕРИЮ? Что это за вещь такая, с боевой начинкой.
Борьба имеет множество разных форм и даже не обязательно связано с враждебностью субъектов борьбы. Даже воспитание ребенка - это длительная, сложная и разноплановая борьба за будущего человека, связанная с властью родителей и, в порой, в необходимом принуждении. Скульптор, творя скульптуру, преодолевает сопротивление материала. Врачи режут и колют тело больного, иногда удаляя некоторые органы, в борьбе за его жизнь.
Более чем. Это и есть суть диалектического материализма, самой диалектики. Причем сам Гегель и, в некоторой степени, Маркс с Энгельсом, возможно сразу до конца не не осознали это значение. Хотя Энгельс начал, но не успел закончить книгу "Диалектика природы". Третий Закон Ньютона - частный случай проявления этого закона. Материя существует всегда в движении и в изменении в результате постоянного воздействия и борьбы различных и разнонаправленных сил.
Живая материя, не исключение. постоянная борьба за жизнь, как от внешних, так и внутренних сил, борьба организма с болезнями, например. Человеческое общество не является исключением и все наполнено закономерной борьбой, начиная с самого зарождения человека. История - это наука, изучающая эту борьбу в человеческом обществе, выявляющая силы и направления этой борьбы, чтобы использовать эти знания для творения своего настоящего и будущего человека.
1. Как говорится, "поЧУВСТВуйте разницу":
НАСИЛИЕ "имеет множество разных форм и даже не обязательно связано с враждебностью субъектов насилия".
"Множество разных" видов насилия можно привести к общей для них "форме" - СОЦИАЛЬНОМУ насилию. Или просто к НАСИЛИЮ, так как ни в какой другой "форме" насилие не существует.
Воспитание ребёнка начинается с воспитания родителей - человека (обобщённо).
"Даже воспитание человека - это длительная, сложная и разноплановая форма (вид) НАСИЛИЯ вместо воспитания будущего ЧЕЛОВЕКА, связанная с НАСИЛИЕМ людей и, в порой, в необходимом НАСИЛИИ".
2. А чего же ещё ожидать от людей с мозгами, заточенными на насилие... Воспитание - это воспитание ума. ОБУЧЕНИЕ. НАУЧЕНИЕ. НАУКА. Воспитание человеки путают с "физическим воспитанием" - НАКАЗАНИЕМ, с физическим "принуждением" - НАСИЛИЕМ.
"Скульптор" ("сопротивление материала") и "врачи" ("режут и колют тело, удаленяя органы, в борьбе (с КЕМ? - нет субъекта отношений) за его жизнь") - это в примеры ЧАСТНОГО МНОЖЕСТВА, вообще не имеющего никакого отношения ни к социальным отношениям, ни к насилию. Правильнее (и ближе к медицине) - о спасении жизни, а не о "борьбе".
К сожалению, в ответе нет ничего, кроме ханжества и передергивания. Борьба и насилие - совершенно разные вещи. хотя в обоих случаях предусматривается действие силы (как и во всех явлениях природы). Насилие - одностороннее применение силы против бессильного, в расчете на безнаказанность. Борьба - столкновение противоположно направленных сил, противоборство сил, в том числе, силы с насилием. Нет иного противодействия насилию, кроме другой силы.
«… отрицая борьбу напрочь. Хотя это и есть проявление борьбы…».
Отрицание борьбы есть проявление борьбы... Оруэлл отдыхает... Сама борьба отрицает социальную Систему (равные отношения людей). Отрицает ПРАВИЛЬНОЕ... «Труд, обучение и воспитание» не являются субъектами отношений (борьбы).
«Борьба единственный способ существования (…) людей и человеческих отношений».
Единственно существующий способ «существования» человеков... Но не единственно возможный. И НЕвозможный для РАЗУМНЫХ «человеческих отношений».
«Это и есть суть диалектического материализма... Причем сам Гегель и (…) Маркс с Энгельсом, возможно сразу (…) не осознали…».
Ключевое слово – «возможно».
«Материя существует всегда в движении...».
Сама формулировка МАТЕРИИ определяет, как ОНА существует.
Действительно, кроме выворотного, нет ничего существенного… БОРЬБА есть силовое решение вопроса. Способ навязывания воли. Что и есть НАСИЛИЕ. «Все явления природы» не являются субъектами отношений. «Против бессильного» не требуется «применение силы». А против легковера достаточно даже обмана. НАСИЛИЕ – ПРЕСТУПЛЕНИЕ против ПРАВА. Нет «противоборства силы с насилием». Есть «противоположно направленное» насилие. Сила не борется с насилием, а является его источником. Насилие нейтрализуется противосилой. При этом, насилие и противосила так же не являются субъектами отношений.
Борьба не отрицает, борьба созидает. Мало того, только в борьбе и происходит созидание, поскольку осмысленное созидание, что есть ТРУД - представляет собой именно борьбу.
Субъекты не могут себя проявить никак, кроме проявление со своей стороны разной степени и разного вида силы или усилий. Почувствуйте разницу между силой и насилием.
"Борьба - столкновение противоположно направленных сил, противоборство сил...".
Противодействие и взаимоуничтожение - не то же, что взаимодействие и сложение сил. Разрушение есть созидание? Всё по Оруэллу. НАВЫВОРОТ.
"... ТРУД - представляет собой именно борьбу".
Борьбу именно кого и именно с кем? Где субъекты?
"Субъекты не могут себя проявить никак, кроме проявление (...) силы или усилий".
Сила есть, ума не надо. Хуже, когда ни ума, ни силы.
"Почувствуйте разницу между силой и насилием".
Разницу между понятиями нужно понимать головой, а чувствовать - когда "на месте голов находится зад" (В.Бутусов. Наутилус помпилиус).
Сила - источник как насилия, так и противодействия насилию. Противодействующая насилию сила - противосила, - сама не переходит в насилие.
Силы могут быть не только физические, но и химические, ядерные, духовные, силы разума и силы воли и т.д.
Труд - это борьба с неживой и с нечеловеческой природой, борьба за жизнь, за ее улучшение, борьба знания с незнанием, умения с неумением, трудолюбия с ленью. И нет предела всех аспектов БОРЬБЫ, содержащихся в Труде. Труд - основа жизни человека и самого человека, как особого вида.
"Силы могут быть не только физические..."
Силы физические могут быть не только механические.
Силы механические могут быть не только критические...
Дальше в лес, больше дров - всяких и разных.
Борьба есть способ разрушения социальных отношений.
Вот это имеет значение для понимания.
А не биллетристика на тему борьбы.
Просто мысль, Все существующие сегодня и в известной истории социальные отношения сложились в результате именно борьбы. То есть, борьба не разрушает, а созидает, разрушают бездействие и болтовня.
"Все существующие сегодня и в известной истории социальные отношения сложились в результате именно" невежества людей.
Это про общеизвестное - про то, как есть, а не про то как должно быть.
Будущее, это вчерашнее на завтра?
Если борьба созидает, почему же мы и сегодня в том самом месте, где давно уже...
Нет "созидательной борьбы" - есть "разрушительные бездействие и болтовня"?
"Все социальные отношения сложились в результате именно" невежества людей."
В результате "ВЕЖЕСТВА" пока что не сложилось НИКАКИХ. А при ВЕЖЕСТВЕ, отрицающем очевидную истину, "Вся жизнь - борьба",и не может ничего сложиться. Так, грезы, лежа на диване.
"В результате "ВЕЖЕСТВА" пока что не сложилось НИКАКИХ".
Для "ВЕЖЕСТВА" в "результате" нужно иметь его в зачатии.
Не всё то "истина", что доступно зрению.
Чтобы случилось "зачатие", необходимо "оплодотворение".
"Необходимое "оплодотворение" (для зачатия ВЕЖЕСТВА) на дереве не растёт и пчёлами не опыляется.
Начать учиться, самообразовывать себя "необходимо", но нет такой нужды (физиологической потребности). Нет и осознания необходимого. Человеки живут по законам стада. Главный из которых - не отбиться от "своих". Тёплое стойло, сытное пойло, заботливая нянька - что ещё надо для счастливой жизни. "Зачем стадам дары свободы...".