Когда крупные российские бизнесмены начнут активно жертвовать на цели СВО? Когда главный скомандует ...
На модерации
Отложенный
Помощь российской армии со стороны гражданского общества может серьезно повысить результативность специальной военной операции. Но если это понимают многие простые россияне, то крупный бизнес пока не особо стремится раскошеливаться. Наоборот, некоторые бизнесмены воспринимают СВО не как общенародное дело, а как серьезную помеху для личных планов обустроить сытую жизнь на Западе.
Как рассказал в эфире «Соловьев Live» полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, он знает группу бизнесменов, которая закупает для российской армии тяжелые огнеметные системы «Солнцепек». Ведущий спросил его, где же предприниматели покупают эти тяжелые огнеметные системы. «Боюсь, что не в гастрономе на углу», — сказал чиновник.
Понятно, что речь идет о целевых финансовых пожертвованиях, а не о прямых закупках. Это форму, снаряжение можно достаточно свободно купить в военторгах, либо пошить на собственной фабрике. Но «Солнцепеки», как и любое другое оружие ни один бизнесмен нигде купить не может. И тем более изготовить, так как сами по себе чертежи всех образцов военной техники, тем более современной, имеют гриф «секретно».
Но деньги на изготовление вооружений государству, конечно, нужны. Можно вспомнить, как в годы Великой Отечественной войны церковь построила танковую колонну имени святого Дмитрия Донского. Колхозы покупали для Красной Армии танки и самолеты. А простые люди часто отдавали последнее ради этих же целей. Хотя, опять же, речь шла именно о целевых денежных вложениях, которые шли на работу оборонных государственных предприятий.
Почин знакомых Юрия Трутнева, конечно, можно только приветствовать. Но много ли тех, кто последовал их примеру? Если говорить о простых, то есть далеко не богатых людях, много. Не секрет, что в немалой степени российские бойцы снабжаются благодаря волонтерам и общественным организациям. Причем в зону СВО отправляются также различные гуманитарные грузы, которые должны поддержать людей. А там и продукты питания, и лекарства, и просто школьные принадлежности для местных учеников.
Только что в Донбасс отправился, к примеру, уже 109-й по счету гуманитарный конвой, собранный партией КПРФ. «В большом количестве отправили продукты питания, рыбные и мясные консервы, овощи, питьевую воду, сладости, бакалею, медикаменты для госпиталей, три палеты — колеса для КРАЗа, электроды, лопаты, перчатки, сварочные маски, розетки, удлинители, переходники и многое другое», — говорится в сообщении на партийном сайте.
Однако вот для некоторых крупных бизнесменов, сосредоточивших в своих руках немалые активы, сама по себе идея помощи российской армии видится большой проблемой. Это неудивительно, ведь за помощь военным можно попасть под западные
санкции. А ведь главное, о чем они мечтали всю жизнь, это иметь огромные виллы и яхты. Более того, находятся и такие «деятели», которые готовы помогать украинской стороне, лишь бы их простили на Западе и не трогали.
На этом фоне особо впечатляющими выглядят заявления крупных российских предпринимателей, что идея делать добровольные взносы выглядит нереализуемой. Причем речь шла даже не о поддержке армии, а об инициативе правительства собрать для покрытия бюджета с крупных предприятий от 200 млрд.
рублей.
А вообще можно объяснить крупным собственникам, что они оказались на том же корабле, что и весь российский народ? Что СВО не где-то далеко, а общее дело? Но одновременно встает вопрос, а не дождутся ли олигархи своей пассивностью того, что жертвовать им будет уже нечего?
Директор Центра изучения гражданского общества Института инновационного развития Денис Зоммер считает, что полноценная помощь граждан российским военным возможна только при отлаженной государством системной работе:
— На мой взгляд, некорректно сравнивать нынешнюю ситуацию с положением во время Великой Отечественной. Дело в том, что тогда вся государственная машина была перестроена на военные рельсы. Не было такого, что один сражается, а другой где-то прохлаждается. Если боец был на фронте, то его близкие держали свой фронт в тылу, у станка или в поле.
«СП»: Сейчас самую большую пассивность проявляет крупный бизнес.
— Можно вспомнить, как он возник. В свое время, пока это был так называемый «авторитетный» бизнес, те или иные предприниматели пытались будто замолить свои грехи через меценатство и строительство церквей. Конечно, это было их право, но общую обстановку в «девяностые» это не улучшало.
Почему крупный бизнес сейчас пассивен? То, что он дает, далеко от того, что необходимо российским военным для проведения специальной военной операции. Мы видим некие «потемкинские деревни», выстраиваемые показными пожертвованиями. Однако в открытых источниках мы можем увидеть, что у российских бойцов нет даже единообразного обмундирования.
То есть нужна именно системная и централизованная работа, а не отдельные инициативы, которые еще плохо связаны между собой.
Во Вторую мировую на нашу страну напал враг, на которого работала вся Европа. Мы в ответ отмобилизовали всю советскую экономику. Поэтому все добрые действия и пожелания со стороны рядовых граждан, колхозов, церкви тоже вписывались в общую систему. Люди жертвовали всё для фронта и победы, но это была сложная комплексная работа. Сейчас же мы видим разрозненные, мало связанные друг с другом отдельные мероприятия.
«СП»: То есть не хватает системности.
— Речь еще о самой подаче делающихся вложений. Даже те, кто сегодня должен обеспечить снабжение армии и предоставить необходимые ресурсы, делает вид, будто делает какие-то пожертвования.
Единственный способ изменить ситуацию состоит в том, что государство само должно пересмотреть параметры своей внешней и внутренней политики.
На протяжении трех десятилетий государство доказывало нам, что Россия должна существовать в имеющихся границах. Нам постоянно твердили, что голосованием за декларацию о независимости 12 июня 1990 года Россия отстояла такой долгожданный суверенитет. Суверенитет, видимо, от частей остальной страны, ведь тогда еще существовал СССР. Мол, никакой другой исторической России не существует.
Однако история идет своим чередом. В 1991-м люди проголосовали за сохранение Советского Союза. В 2014-м жители Крыма проголосовали за то, чтобы быть с Россией. Всё это вроде не игнорируется, но будто не воспринимается системно.
Конечно, победа в СВО будет так или иначе достигнута. Но какими силами? Чтобы эффективно собирать и использовать ресурсы, надо в корне менять идеологические подходы государства к происходящим процессам.
Комментарии