Языческие традиции русского народа.
На модерации
Отложенный
Устройство мира у славян.
Древние славяне прошли тот же пусть в общении с природой, что и другие племена и народы. Они поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим всё вокруг.
Мир был устроен трехчастно (как и во многих других культурах). В Среднем мире жили люди и все, что их окружает, это земля. В недрах земли, в нижнем мире, горит неугасимый огонь (пекло). Небеса (Верхний мир) простираются над землёй несколькими сводами. На каждом ярусе небес пребывают разные светила и воплощения стихий.
Причем Верхний мир был как бы двойным: это и верхнее небо с запасами воды, и одновременно воздушное со светилами.
Землю окружает Мировой океан, посреди которого покоится «пуп земли» — священный камень. Он лежит у корней священного Мирового древа — дуба на острове Буян, и это центр мироздания. Мировое дерево древние славяне считали своеобразной осью, скрепляющей мир. В ветвях его живут Солнце, Месяц и звёзды, у корней — Змей. Мировым древом может быть береза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня.
Священное дерево — это не просто уменьшенная копия мироздания, но и его стрежень, опора, без которого мир рухнет.
По мифологии славян на востоке находилась обитель богов, священная страна, а на северо-западе, за морем — край зимы и смерти. За рекой, очерчивающей границу мира людей (в давние времена у предков славян такими реками считались Дон и Дунай), лежит иной мир, прародина людей и обитель душ умерших предков. Туда лежит дорога через край зимы и смерти, которую суждено после смерти одолеть каждому человеку.
Древние славяне, как и другие народы, обожествляли окружающую их природу. Все в мире имело своих божеств, и при желании и необходимости с ними можно было общаться или хотя бы умолять их о помощи.
В мире людей, Среднем мире, у каждой реки, каждого болота, каждого леса был свой персонифицированный дух — хозяин и защитник. У восточных славян было поклонение камням, деревьям, священным рощам. «Слово Иоанна Златоуста» при перечислении мест, куда русские «приходаше молятсь» и «жертву приносящу», называет «камення». Не просто так горюч-камень Алатырь находился в центре мироздания.
В северных районах Руси существовал культ березы. По преданию на месте города Белозерска раньше росли березы, которым приносились жертвы. Культ березы сохранялся и позже.
В те времена, когда основным занятием славян была охота, они верили, что их прародители — дикие животные.
Медведь считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия: с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до XIX века в некоторых областях сохранялась традиция держать в доме медвежью лапу как талисман-оберег, который должен был защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Славяне полагали, что медведь наделён большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречён на гибель в лесу. Миф о Медведе сохранился в русских сказках, где героиня, попадая к нему в дом в густой чаще леса, становится его женой. А их сын Медвежье Ушко становится могучим богатырём, победителем чудовищ.
Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) — древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. Ее рога были символом солнечных лучей, хотя в природе оленихи безрогие, а рога имеют олени (лоси). Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти.
Подтвердить трехчастное деление мира славян помогает и так называемый Збручский идол, условно названный Святовитом. Это четырехгранный столб высотой 2 м 67 см, найденный еще в 1848 году у села Гусятин в реке Збруч (притоке Днестра). Столб разделен на три яруса, на каждом из которых высечены различные изображения. Нижний ярус изображает подземное божество с разных сторон, на среднем ярусе изображен мир людей, на верхнем — боги. Считается, что создан столб был примерно в X веке, когда на этом месте находился збручский культовый центр.
Верхний мир, мир богов, небеса по-разному понимался людьми. Сначала, когда главным была охота, а вокруг — леса, люди видели вверху звезды и ориентировались по ним. Созвездия получили имена зверей, а два созвездия около оси мира были названы Лосихой и ее дочерью. Потом они поменяли имена на Большую и Малую Медведицы, но все равно остались небесными хозяйками.
Когда народы перешли к земледелию, медведи перестали быть важными в хозяйственной жизни. Названия созвездий остались, но хозяйками мира стали считать женщин-рожаниц Ладу и Лелю. Культ рожаниц дожил до XVII века, когда еще известны церковные поучения против них, а песни и хороводы в их честь и изображения в народной вышивке, где они представлялись всадницами с сохой по обеим сторонам богини Макоши, создавались до конца XIX века.
Воду славяне почитали стихией, из которой образовался мир. Земля, по их понятиям, выплыла из моря. В языческое время все славяне поклонялись водным божествам, призывали их в своих клятвах в подтверждение данного слова, супружеского обета, очищались водою как священной стихией. Они молились над водой, гадали на воде и получали знамения о будущем. К рекам, озерам и колодцам язычники относились как к существам живым, способным понимать, чувствовать и выражаться человеческой речью.
Небесные светила в славянской мифологии произошли от верховного бога.
Считалось, что Солнце живет там, где земля сходится с небом; где-то далеко на востоке, в стране вечного лета; в Ирии и т. п.
Оно каждое утро выезжает на небо на своей колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями, и совершает круговой объезд по небу. Коней выводит его сестра Утренняя Заря. Вечерняя Заря, вторая сестра Солнца, заводит коней на конюшню, когда Солнце закончит свой объезд.
Дневная освещенность мирового пространства приписывалась русскими людьми XII века не только солнцу, но и некоему особому безвещественному свету, который в более поздние времена именовался «белым светом». Божеством солнца, солнечного дня (может быть, и «белого света») был Дажьбог, имя которого постепенно превратилось в «подателя благ».
Средний мир, земля у многих народов изображалась как округлая плоскость, окруженная водой. Вода мыслилась или как море, или в виде двух рек, омывающих землю.
Что касается нижнего мира, мира предков, то, скорее всего, располагался он или под землей, или над небосводом, а также за горизонтом, за необъятными водными просторами и неприступной высоты горами. Путь туда идет сквозь воздушное пространство, непроходимый (зачарованный) лес, через пещеры, пропасти, овраги, глубокие расщелины в земле, через непроходимые болота, моря, озера, реки, как бурные, быстротекущие, так и стоячие и даже огненные. То есть даже если мир предков и располагается в среднем мире, на земле (чаще всего на краю земли), то он отделен естественными непроходимыми преградами.
По древнейшим представлениям, которые в крестьянской среде сохранились даже до XIX века, до Страшного суда (это понятие принесло христианство) все души обитают в одном темном месте, в некоей «пустоши», которая находится между раем и адом. Они не терпят там мучений, но и не видят ни света, ни радостей.
Душа в фольклорных материалах часто ассоциируется с дыханием и дымом. Быть может, появление трупосожжения в праславянское время должно быть объяснено в связи с обособлением, вычленением в человеческом сознании образа души как некоей полуматериальной субстанции. Полеты души, ее перемещения в далекий рай-вырий, откуда прилетают весенние птицы, — все это результат расширения кругозора первобытных людей, нового познания мира и его пределов. Какую-то особую, не вполне уловимую роль в новых представлениях играет солнце, восток (в географическом смысле), утренняя заря. Частой становится ориентировка покойников головой на запад, т. е. лицом к восходящему солнцу, к утренней заре, играющей такую важную роль в языческих заговорах.
Русь была крещена больше тысячи лет назад - солидный срок. Но еще долгие века после этого языческое сознание и языческие традиции оставались частью народной культуры.
То есть церкви церквями, посты постами, а кошку в свежесрубленный дом все равно запускали первой. В деревнях вплоть до двадцатого века охотно рассказывали истории о домовых и банниках, о русалках и кикиморах. А уж лешего в лесу задобрить до сих пор почитается наиважнейшим делом у тех, кто в тайге живет или работает.
К сегодняшнему дню большинство примет древнего славянского язычества осталось на уровне обычных ритуалов. В них не вкладывается в полной мере весь тот смысл, который был понятен и важен для наших предков. Тем не менее, мы часто даже не подозреваем о том, насколько много наших совершенно повседневных действий или фраз имеют языческий характер.
Всего не перечислить. Но кое-что мы для примера вам здесь приведем.
Не здороваться через порог
Согласитесь, что у нас совершенно не принято подавать руку пришедшему через порог. Часто даже разговаривать, стоя по разные стороны от порога, считается неприличным. Откуда такая традиция? Да все оттуда же, из языческого мира. В далекой древности был обычай закапывать под порогом усопших родственников, чтобы они охраняли дом. Так что здороваться через порог было нельзя, чтобы не потревожить их дух.
Сжигать Масленицу
Сам праздник Масленицы христианство постаралось включить в свой церковный календарь, связав его с началом Великого поста. Для церкви это оказалось проще, чем полностью искоренять стойкие языческие культы встречи весны. Но вот в сжигании чучела во время праздника ничего христианского точно нет. Это именно языческий элемент, уже практически не осознаваемый как таковой.
Петь "Ой, мороз, мороз"
Русские народные песни. если разобраться, тоже весьма неплохой архив, где надолго прописались разные языческие подтексты. Вот, казалось бы, обычная всеми любимая народная песня "Ой мороз, мороз", которую часто поют на новогодних застольях. Но вдумывались ли вы в ее смыслы? К стихии - морозу - обращаются как к чему-то одушевленному с конкретными просьбами. В христианстве это немыслимо, но для языческого сознания все стихии были живыми. С ними можно было разговаривать и даже о чем-то договариваться.
Задавать вопросы кукушке
В каком бы возрасте на ни довелось в лесу услышать голос кукушки, мы обычно не можем удержаться от традиционного вопроса: "Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось?" И сразу после этого подсчитывать ее кукование. А знаете, почему мы так делаем? Это отголосок древних языческих верований. Славяне когда-то считали, что кукушка связана с миром мертвых, имеет туда доступ, является посредником. Поэтому ей открыты многие тайны.
Согласились ли наши предки с крещением Руси? Скорее нет, чем да. Ведь мы уже говорили о язычестве в нашей современной жизни: бьем тарелки на свадьбах на счастье, завязываем красную нить на запястье, плюём налево и направо и при всяком удобном случае сыплем пословицами.
Порой мы, сами того не замечая, доказываем, что мы находимся под влиянием языческих многовековых верований: верим в приметы, рассказываем детям сказки, печём блины на Масленицу, гадаем на святки, хотя при этом считаем себя атеистами или верующими христианами и ходим в церковь, читаем молитвы. И надо определенно признать следующее: мощные языческие корни отечественной культуры - это не слабость её, а показатель силы, самобытности, оригинальности.
Но кто знает, не является ли язычество тем неопалимым огнём, который всегда согревал души и сердца русского народа.
Комментарии
В который раз читаю, что "в древности был обычай закапывать под порогом усопших родственников" и не верю этому. Малопочтенное место для дорогого праха. Помнится, герой повести Мериме , великий грешник, завещал "чтобы его погребли на пороге церкви, дабы всякий, входя в нее, попирал его ногами". И то "монахи сочли излишним выполнить все эти пожелания, вызванные его чрезмерным смирением". Обычай не разговаривать и не передавать что-либо через порог связан скорее с простым желанием "не выстуживать избу" - в холодном краю живём :)