Иван Грозный и опричнина
На модерации
Отложенный
На одном из пиров 1564 года царь Иван Васильевич предложил князю Дмитрию Фёдоровичу Овчине-Оболенскому выпить за здоровье государя огромный кубок мёда. Князь не смог, и тогда милостивый монарх велел ему пойти в погреб и взять себе тот напиток, который больше придётся по вкусу. В погребе Овчину-Оболенского задушили царские псари. Это жестокое бессудное убийство стало последней каплей для знати. Все знали, что царь расправился с князем по какой-то ерундовой причине. Иван IV и сам понимал, что сделанное им вряд ли понравится боярам и даже пытался изобразить сперва, будто ничего не знает об убийстве. По слухам, Дмитрий Фёдорович был убит лишь за то, что поссорился с фаворитом Грозного Фёдором Басмановым, и в ссоре будто бы обвинил того в «нечестных деяниях» с «тираном», то есть в гомосексуальной связи с царём.
Иван Грозный. Источник: wikipedia.org
Так или иначе, старобоярская знать ответила на это убийство открытым протестом. Как сообщает летописец, «восташа мятеж велик и ненависть во всех людех, и межусобная брань и беда велика, и государя на гнев подвигли». Однако Грозный затаился. Несколько месяцев он, вопреки обыкновению последних лет, никого не казнил и прекратил «наказывать». Всё это время он обдумывал рискованный и хитрый план введения опричнины — чтобы никто не смел более противиться его воле.
1564 год вообще стал судьбоносным для Ивана Грозного. В это время за его спиной, по мнению И. Я. Фроянова и ряда других историков, замаячили уже не мнимые, а реальные заговоры. После 1560 г., когда придворные отравили любимую жену царя Анастасию Романову (виновного так и не нашли), Грозный решил мстить. Царь пришёл к выводу, что править так, как прежде, невозможно — необходимо принимать решения без «советов» с коварными боярами (как было принято «по старине»). Всех их, считал Грозный, надо избавить от «злобесных мыслей» и привести в полное повиновение «данному богом владыке», то есть монарху. Неподчинение себе он начал рассматривать и как религиозное преступление.
Погребение Анастасии Романовой, миниатюра Лицевого летописного свода. Источник: wikipedia.org
После начала Ливонской войны царь инициировал несколько крупных дел, в том числе закончившихся казнями «изменников», которые затаили разные «неправды». Жертвами стали воевода Иван Шишкин, Андрей Курбский, Шереметевы, другие бояре и люди княжеского роду. В каждом втором Грозный видел предателя. Эта подозрительность усилилась после военных неудач 1564-го, неурожая и падежа скота, голода и нескольких пожаров Москвы (за год их случилось четыре). Царю казалось, что всё это — плод предательства и нежелания исполнять царскую волю, казалось, что бог гневается — а значит, надо строже наказывать.
Его подозрения словно находили множество доказательств. В это время знать начала бежать — самый громкий побег в Литву (то есть к врагу!) совершил с 12 людьми князь Андрей Курбский. Беглец объяснил свой поступок «пожаром лютости», который устроил Иван IV.
Идея опричнины созревала не один день, но дозрела к концу 1564 года. Она нужна была Ивану Васильевичу для «искоренения измены» и получения неоспоримого права на безграничную власть. Царь собирался сломить старую родовую знать, связанную крепкими родственными узами и служебными связями (потому-то они так остро реагировали на репрессии). Но чтобы опричнину ввести, надо было доказать подданным: без Грозного они — никто.
Александровская слобода, мольбы и царская милость
3 декабря 1564 г. у Кремля стояли сотни повозок. Иван Грозный собрал вещи, семью и уехал из Москвы. Ехал он с верными служилыми людьми, как на войну, а также с приближёнными и слугами. И не с пустыми руками: с собой царь прихватил «святость, иконы и кресты», золотую и серебряную посуду, одежду, а самое главное — всю казну.
Никто в городе не знал, куда же он отправится. Народ и знать пришли в недоумение — что происходит?
Грозный отправился в Александровскую слободу (ныне Александров во Владимирской области). Лишь 3 января 1565 г. в Москву прибыл его гонец Константин Поливанов. К тому времени в столице всё пришло в смятение. Приказные люди стали разбегаться из города, управление государством в военное время остановилось. Поливанов усугубил ситуацию. Он привёз два послания: одно — митрополиту и одно — для народа (его зачитали публично). Грозный передал, что он «положил гнев» на духовенство, бояр и придворных, на вороватых дьяков и окольничих. Всех их он объявил опальными за грабительские преступления, совершённые ещё в годы его малолетства и позднее, за неповиновение, угнетение народа и нежелание честно воевать. Потому-то, объяснял царь, он и уехал, ибо не желал терпеть «изменных дел».
По сообщениям иностранцев, на самом деле Иван IV очень боялся потерять в результате своей авантюры трон, и у него даже начали выпадать волосы. Но виду не подавал. Он очень точно продумал воздействие своего послания народу — простому люду Грозный сообщил помимо прочего, что «гневу на них и опалы некоторые нет», то есть к ним, мол, никаких претензий, а только к знати и священникам, которые мешают ему карать изменников. Этот тактический приём отлично сработал. На дворе митрополита собралась толпа и, мягко говоря, настоятельно требовала вернуть в Москву царя, и чтобы правил он, как «годно ему». Иначе, грозили посадские, они могут и сами покарать предателей.
Знать понимала, что царский гнев и казни — стократно меньшее зло по сравнению с тем, что может сделать с ними чёрный люд. Перед лицом этой угрозы бояре были согласны на всё и решили слёзно умолять Ивана IV вновь занять трон. Митрополит отправил в Александровскую слободу архиепископа Пимена и архимандрита Чудовского, чтобы те уговорами смягчили гнев царя. За ними на поклон к государю последовали бояре, служилый люд, купцы и посадские. Все они вымаливали царское прощение.
Н. В. Неврев «Опричники». Источник: wikipedia.org
Иван Грозный, конечно, смилостивился. 2 февраля 1565 года он вернулся в столицу. Но теперь он поставил условия: отныне он имеет право карать и миловать по своему усмотрению — хоть казнить, хоть лишать имущества, причём любого и без суда. При этом часть страны Иван Васильевич объявил безраздельно и лично ему принадлежащей — «опричниной» (от слова «опричь», что значит «кроме»), все доходы с которой полагались лично царю. В опричнину вошли Москва (частично), Можайск, Вязьма, Суздаль, Галич, Вологда, Двина и другие города центральных и северных русских земель. Остальное же выделялось в «земщину».
А. М. Васнецов «"Московский застенок». Источник: wikipedia.org
Так «за великую измену государь царь учиниша опричнину». Несколько лет опричнины стали временем жестокого произвола, убийств и самочинных расправ опричников с бесправными земскими, у которых обычно под предлогом борьбы с «изменой» просто отнимали всё имущество. Грозный полностью доверял избранным «опричным» людям, а те злоупотребляли его доверием так, что в итоге от замысла Ивана (поставить справедливых «чиновников» на места взамен проворовавшихся и бесчестных) ничего не осталось, и государь сам же затем отменил опричнину. Но к тому времени произошло самое главное — власть царская стала поистине единоличной.
Комментарии
История повторяется.
Прошлое очень о многом говорит, поэтому именно по прошлому и делаются выводы, а также прогнозы о будущем
... формирование централизации из феодальной вольницы это сложный, кровавый, драматический процесс
...и списывать усиление единоличной власти самодержца только лишь на его злой нрав это ошибка
Видимо вас еще на конюшне не пороли, при феодальной вольнице. При нынешней вольнице всего лишь на швабру надевают когда отжимают собственность.
... вы ещё не дошли туда, куда вас послали? Однако вы не торопитесь
... безусловно. Абсолютизм это благо в сравнении с феодальной раздробленность. В разы выросла рождаемость и снизилась смертность
Бред сивой кобылы. Только человек абсолютно не знающий истории может нести такую чепуху. Прогресс в Европе случился только благодаря такой раздробленности. Когда такая была в Китае, они изобрели фарфор, шелк и мн. другое. С установлением там абсолютизма нужда в прогрессе исчезла. Абсолютизм и прогресс несовместимы.
... судя по всему, вы украинец
Судя по всему вы евреец. Только у этого народа такая наглая хупца в генах.