"Герой" Буданов

Для начала нужно упомянуть, на фоне какого общественного мнения разворачивались события вокруг фигуры Ю. Буданова. Так вот, только 22% опрошенных социологами ВЦИОМа (09.2002г.) россиян выступают за осуждение полковника "по всей строгости" или отправку его на принудительное лечение. Результаты последнего всероссийского соцопроса по делу Буданова свидетельствуют о том, что отношение россиян к полковнику продолжает неуклонно ухудшаться, но происходит это, во-первых, крайне медленно, во-вторых, - под явным влиянием прессы. Если в марте этого года только 10% россиян были убеждены в том, что Буданов изнасиловал и убил чеченскую девушку, то в конце июля таких было уже 14%. Кроме того, резко - на 9% - снизилось число тех, кто предлагает освободить полковника как невиновного в приписываемых ему преступлениях: в марте таких было 24%, а в конце июля только 15%. Однако, несмотря на отдельные безрадостные для адвокатов Буданова и его самого результаты последнего соцопроса, в целом, большинство россиян по-прежнему считает полковника либо невиновным в совершенном преступлении, либо выступают за проявление к нему судом снисхождения. В целом 63% опрошенных социологами россиян считают, что полковник не должен понести наказание за совершенное преступление. Из них 29% предлагают проявить к нему "снисхождение, учитывая обстоятельства военного времени и боевые заслуги Буданова" (в марте таких было 27%). 15% выступают за его освобождение как полностью невиновного (в марте таких было 24%), и 19% считают, что полковника нужно оправдать, "поскольку в борьбе с бандитами оправданы любые средства" (в марте таких было 16%). Лишь 15% опрошенных россиян надеются, что полковник будет осужден по всей строгости закона за содеянное, и еще 7% верят в версию о его временном умственном помешательстве в момент убийства и предлагают отправить его на принудительное лечение. Ну и, наконец, 15% россиян затруднились с ответом на вопрос: "Что делать с Будановым?".

Конечно, такие негативные настроения тогда еще влияли на общий ход разбирательства по его делу. Общий фон оголтелой античеченской информационной атаки на россиян всегда сопровождал темы, события мало-мальски связанные с Чечней.

Далее российская пресса смакует факты его неадекватного поведения. Для чего это делается? «Тонущий хватается и за соломинку», как говорится в пословице, что как один из элементов защиты Буданова его сторонники пытаются использовать. Буданов – это не один человек, это явление, фактор, вбирающий в себя многочисленный слой подобных ему вояк.

Тем самым, становясь лицом этой так называемой чеченской войны. Явление войны, когда человек с ружьем становится, чуть ли не вершителем судеб людей, позволяя себе согласно своеобразному жизненному подходу, «казнить или миловать». Потому признак исключительности события, о чем, собственно говоря, его поклонники говорят, не имеет под собой почвы. Именно, он яркое олицетворение данного явления. Метод очернения жертвы был удачным способом для некоторых военных, чьи расправы над мирными жителями были нормой поведения. Кто проверит то, был ли человек действительно боевиком, оказавшим сопротивление…? В данном случае, снайпершой. И это при том, что факты говорят об обратном. Повинуясь своей дьявольской логике и желаниям, для подобных существ не было разницей, кто перед ними, мирный или боевик. Как любили говорить они: «дело не в том, что ты виноват, главное, что ты чеченец!». Именно, ненависть на национальной почве или даже на уровне физиологии способствовала тому, что такие вояки чувствовали защиту. Безнаказанность же, порожденная такими деяниями, в свою очередь, окрыляет «героев» на новые «подвиги». Никто не отрицает, что война – это экстремальное событие, со своими законами и т.д. Но никто не отменял человеческие законы! Иначе, эта вооруженная масса людей очень легко способна превратиться в обыкновенное бандитское формирование. Именно тогда, когда расправы над мирным населением называется «ликвидацией НВФ», грабежи и поборы «данью», а честь офицерская разменяна на «боевой журнал».

Честь офицера, мы давно слышим об этом. У кого это внутри, у кого так, для формы. Исполнение военного долга не лишает человека обязанности быть человеком. Потому, в истории остались в достойном свете те имена солдат, полководцев, которые не бесчинствовали. Да, есть тонкая грань между понятием ликвидация и убийство. Но, для человека чести эта грань превращается в стену. Накал страстей по поводу убийства Буданова не дает некоторым подняться над обычной ненавистью к тем, кто не похож на русского.