Как Хрущев обменял русскую землю на еврейские апельсины

На модерации Отложенный

Продал русскую территорию за 4 миллиона долларов: как Хрущев обменял земли на израильские апельсины?

Хрущев вошел в историю кукурузной кампанией, передачей русского Крыма Украинской ССР и военной базы в Порт-Артуре Китаю. 

Но мало кто знает, что первый секретарь ЦК легко расстался и с русской землей в Палестине, продав её за бесценок Израилю. Что это была за территория и почему СССР продал её?

Русский квартал в Иерусалиме.

В начале XX века Российская империя владела 23 гектарами земли в Палестине, а в Иерусалиме существовал целый русский квартал. 

На деньги купцов и государства строились храмы и подворья с гостиницами, трапезными домами, банями и прачечными для православных паломников со всего мира.

"Русская Палестина" имела не только духовное, но и политическое значение. Возросшее влияние Российской империи распространялось и на Святую землю.

Не только Романовы, богатые купцы или дворяне могли себе позволить посетить Иерусалим. Даже бедный крестьянин мог добраться до святых мест.

Община собирала паломника в путь, а он молился в Иерусалиме о своих земляках. 

До Одессы крестьяне шли пешком, оттуда и назад добирались на пароходе за 25 рублей. 

В Иерусалиме они могли рассчитывать на ночлег и сытный обед всего за 8 копеек.

"Русские постройки" в Иерусалиме. Фото в свободном доступе. "Русские постройки" в Иерусалиме. Фото в свободном доступе.

В начале XX века число русских паломников на Святую землю возросло до 14 тысяч в год. 

В основном это были люди из наименее обеспеченных слоев населения.

На тот момент России принадлежало 37 участков земли и 70 объектов недвижимости на Святой земле: монастыри, часовни, больницы, подворья.

После революции святые места стали предметом разногласий. Несмотря на отношение большевиков к церкви, СССР не собирался уступать русскую территорию.

Но так как Палестиной в те годы управляли британцы, они признавали "русские постройки" владениями эмигрантского Палестинского православного общества и Русской православной церкви за границей.

Но все изменилось при Сталине.

В 1943 году в СССР восстановили патриаршество и Синод, священнослужители стали тесно сотрудничать с государством.

К тому же, СССР помог Израилю обрести независимость. 

В 1948 году Тель-Авив вернул Московскому патриархату принадлежавшие ему постройки и земли.

Бездарно утраченное наследие.

Хрущев же, наоборот, начал масштабную антирелигиозную кампанию и обещал в 1980 году "показать последнего попа". 

Израильская сторона воспользовалась настроениями советского лидера и предложила СССР продать имущество на Святой земле. Хрущев согласился.

Изначально советские владения оценивались в 18 миллионов фунтов, но в ходе переговоров стороны сошлись на скромной цене в 4.5 миллиона долларов.

Израиль расплачивался текстилем и апельсинами, которые и дали название договору - соглашение № 593 вошло в историю как "Апельсиновая сделка".

Апельсины испортились еще в пути и почти не дошли до столов советских граждан. По иронии судьбы, договор был подписан за неделю до отставки Хрущева 7 октября 1964 года.

Наша страна утратила бесценное русское культурное и духовное наследие, комплекс зданий в Иерусалиме и 10 участков на Святой земле.

Сергиевское подворье сегодня. Фото в свободном доступе. Сергиевское подворье сегодня. Фото в свободном доступе.

Но и на этом история с распродажей "Русской Палестины" не заканчивается. Русской духовной миссии неканонической РПЦЗ также принадлежали несколько участков в Иерусалиме.

За передачу имущества Московскому патриархату начальник миссии архимандрит Антоний добился в израильском суде компенсации в 7 миллионов долларов.

Позже выяснилось, что часть имущества Русской духовной миссии Антоний незаконно продал арабам, а миллионы долларов компенсации втихую присвоил себе. 

Синод РПЦЗ со скандалом заставил одиозного священнослужителя освободить должность.

За ошибки бездарных деятелей прошлого дорого расплачивается современная Россия. 

С большим трудом нашей стране удалось в 2009 году вернуть Сергиевское подворье в Иерусалиме, из которого нехотя съезжали израильские чиновники. 

Впереди еще долгий и трудный путь возвращения русских святынь, в одночасье утраченных Хрущевым.