ПАСХА - ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК
На модерации
Отложенный
Светлое Христово Воскресение, или Пасха – величайший праздник, знаменующий победу Сына Божия, Мессии-Христа, над грехом и смертью, освобождение человечества от рабства сатане, открытие каждому человеку врат спасения в Царствие Божие. Смерть и сатанинский ад, временно торжествуя в момент распятия Сына Божия, приняли в себя Безгрешного и Безсмертного, но поскольку были несовместимы с Ним – разрушились Им в своей прежней силе. Для Того и был Сын Божий послан в мір, чтобы как совершенный Человек (Богочеловек) совершить этот подвиг для всех людей: попрать смертию смерть, даруя им живот вечный.
Если у евреев Пасха была их национальным праздником освобождения от египетского рабства, то христианская Пасха стала освобождением всего человечества от рабства греху. Это стало началом новой эпохи падшего міра, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. Все в міре приобрело истинную и конечную ценность и значение: зло выявилось как таковое, предназначенное для ада, потеряв прежнюю власть над людьми, а добро – для жизни вечной, собираясь вокруг Христа в Его Церкви – вратах спасения. Люди стали зрячими в своей духовной жизни.
Причем Христос совершил это с уважением к свободной человеческой воле, без насильственного принуждения людей и без "коммерческого" расчета согласно западной юридической теории об искуплении как "выкупе" и возмещении Богу Отцу за нанесенное Ему оскорбление согрешившими людьми. Вот что об этом писал первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Филарет (Вознесенский):
«Святые отцы говорят нам — особенно любил подчеркивать это Блаженнейший Митрополит Антоний — что этот Подвиг искупительный из двух частей состоит, имея две стороны. Первая часть его была в Гефсиманском саду. Этот подвиг привел нашего Спасителя в такое изнеможение, что Он был облит кровавым потом. Чтобы он не изнемог и не обессилел Своей человеческой природой, Отец Небесный послал к Нему ангела, который укреплял Его. Владыка Антоний указывал на то, что здесь был подвиг Его сострадательной пастырской любви. Своим всеведением, как Бог Всемогущий, для Которого одинаково открыто то, что мы называем прошедшее, настоящее и будущее, созерцая все это, Он принял в Свою святейшую душу, желая нас искупить от греха, принял каждого из нас, со всеми нашими грехами, немощами, страданиями, неисправленностью. Каждого из нас Господь принял в душу Свою, перестрадал, переболел за каждого из нас, потому-то Он и есть «Агнец Божий, вземляй грехи мира». Его бесконечная любовь, приняв человека в Себя, в Свою душу, как бы усвоила грехи его, как собственные Им совершенные... Потому-то и падал Он, когда шел на Голгофу, падал под Крестом Своим, изнемогая, потому что на этом Кресте Он нес, именно, грехи всего мира, чтобы пригвоздить и уничтожить их на Кресте.
И после этого подвига Его пастырской любви, когда так оплакал Господь каждого из нас, наши грехопадения, нашу неверность, после этого Он уже восходит на Крест. Там Он приносит Себя в Жертву за грехи всего мира, как «Агнец непорочно закланный».
Но сплошь и рядом приходится слышать вопрос: «Зачем такая Страшная Жертва? Ну, хорошо, род человеческий подпал под власть диавола, но Бог ‒ Всемогущ! Для Его всемогущества что стоило бы освободить просто людей от этой власти диавольской, а диавола прогнать прочь».
... Дело-то ведь в том, как говорят святые отцы, что человек свободно от Бога, в принятии искушения райского, свободно от Бога перешел под власть сатаны. Если бы враг им, человеком, овладел насильственно, было бы другое. Мы в Евангелии знаем, как коротко Господь расправлялся со злыми духами, когда они насильственно, незаконно владели человеком. Он говорил: «Замолчи и выйди из Него!» Вот что говорил Господь, а тут ‒ нет! Человек свободно подчинился сатане, и говорят святые отцы: на Страшном Суде, если бы Господь просто силою Своего всемогущества отнял человека от сатаны, то диавол бы Ему сказал: «Ты не правосуден! Они мои, а не Твои, они добровольно ко мне перешли».
И вот, Он и совершает Свой подвиг любви: приходит на землю, дает людям Свое чудесное ученье, дает пример Своею жизнью чудесной, равной которой никогда не было и быть не может никогда! Как солнце сияет пред людьми Своим Светом ученья и жизнью Своею! Чудотворил Он, благотворил, никогда не оттолкнул Он от Себя ни одного кающегося грешника. Ибо через покаяние человек, как раз свободно от власти диавола, переходил под Его любовную защиту.
Но вот, для того, чтобы это совершить, применительно ко всем людям, и совершает Он этот подвиг, распинается на Кресте, берет на Себя грехи всего человечества. Человечество, освобождаемое от греха, имеет теперь полную возможность свободно перейти от диавола к Богу ‒ Творцу своему. И теперь сатана ничего не сможет сказать Ему на Страшном Суде, не сможет обличить Его в неправосудии, ибо Он призвал свободную волю человека, а не принудительно заставил его следовать за Собой».
(Проповеди и поучения Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, т. 2)
Воскресение Христово свидетельствует нам воочию о том, что жизнь каждого человека в нашем грешном міре – это лишь наше временное земное испытание в постоянной борьбе со злом и грехом, необходимое для разделения в нас самих добра и зла, для сознательной победы над последним – ради обретения жизни вечной. И в этом испытании все наши "престижные" земные ценности – имущество, деньги, слава, власть – тленны, преходящи; даже гениальные художественные творения и научные открытия – относительны. Христианство их не отвергает, но напоминает: все они имеют ценность лишь ту – насколько служат Богу. Нельзя жить только ради них – это будет необлагороженная ограниченная временем жизнь, прожитая впустую и обреченная на смерть – ибо не нужная Царствию Божию, даже если кто-то накопит миллиард денег, достигнет безграничной власти над міром, напишет чудную картину или талантливый роман, решит сложнейшую теорему.
Поскольку в распятии и Воскресении Христа воочию столкнулись силы добра и зла, это событие не только открывает нам путь Истины, но и наглядно разоблачает ложный путь греха и зла, который мы должны распознавать и сторониться его. Мы должны для этого распознавать и действующие сатанинские силы и их носителей. Этому служит вся описанная в Евангелиях история распятия Христа, разоблачающая действия, мотивы и приемы сатанинских сил. Именно поэтому они так ненавидят истинное христианство – Православие, хранящее это знание.
Сатана как противник Бога ничего не может создавать сам, а только похищать. Он и вознамерился похитить у Бога мір и человечество, увлекая его на путь непослушания и гордыни – из таких людей, отвергающих Бога и заменяющих Его на сатану, и должно составиться его греховное земное царство, основанное на поклонении злу как норме. Земными ценностями сатана пытался искусить и Христа в пустыне, но безуспешно. Однако смог соблазнить именно этим богоизбранный для пророчества еврейский народ на служение себе, возбудив в нем гордыню земного господства над міром во главе с иудейским царем мошиахом.
«Именно поэтому, под влиянием зависти и гордыни, еврейские первосвященники, ученые и старейшины осудили Христа как соперника в нарушение собственного судопроизводства. Обвиняемому не дали защитника, осудили Его без свидетельских показаний на основании ложного толкования слов Самого Обвиняемого, судьями были сами же обвинители, причем они устроили суд в запрещенное для этого время накануне субботы, били Обвиняемого, не выждали положенные для раздумий сутки между допросом и приговором, не дали возможности опротестовать свое решение.
Они обрекли Христа на распятие по надуманному обвинению, ложность которого сами же сознавали (приведем ниже цитаты из Мф. 25–27; Мр. 12–15; Лк. 20–23, выделив курсивом подтверждения этому). Упреждая их замысел убийства, Христос рассказал им притчу о злых виноградарях, убивших Сына Хозяина виноградника, после чего первосвященники еще больше захотели убить Его, «ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу. И наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя», однако это им не удалось. Тогда «вошел же сатана в Иуду» и через него научил еврейских вождей «взять Иисуса хитростью и убить», «многие лжесвидетельствовали на Него». Они могли арестовать Христа днем, ибо Он открыто учил людей, но предпочли взять Его ночью, ибо боялись народа. Они Его передали Пилату с ложным обвинением, будто Христос «развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем».
Первосвященники прекрасно знали Ветхий Завет и Божие предсказание, что Мессия будет предан за тридцать сребренников, которые достанутся горшечнику (Зах. 11:12–13), и заплатили именно такую сумму Иуде за его предательство. Их не остановило даже раскаяние Иуды, который возвратил им деньги со словами: «согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того?»; но, сознавая греховность своего деяния, сребренники не посмели «положить в сокровищницу церковную, потому что это цена крови», и купили на них землю у горшечника.
Ни Пилат, ни даже Ирод не нашли «Человека Сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его». Пилат «знал, что первосвященники предали Его из зависти», и трижды предлагал собравшемуся народу отпустить Христа, «Праведника Сего». Но трижды народ, побуждаемый к тому первосвященниками, кричал: «Распни, распни Его!»; «Да будет распят!.. кровь Его на нас и на детях наших»!..
Как можно видеть из описания казни, слова Христа: «Отче! отпусти им, не ведают бо, что творят!» (Лк. 23:34) – относились скорее к римским воинам-исполнителям, пригвоздившим Его ко кресту, чем к тем иудеям, которые сознательной ложью добились Его распятия. О них Христос сказал: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения в грехе своем... Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего» (Ин. 15:22–24).
"Как убежите вы от осуждения в геенну?.. Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, ... которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам: что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Мф. 23:33–38).
Пустой дом – это лишение иудеев избранничества, которое, по словам апостола Павла, переходит к христианам: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29). Этот смысл перехода избранничества к иным народам, воспринявшим христианство, выражен во многих притчах Евангелия: о передаче виноградника другим виноградарям – «отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:41-43); о Хозяине дома, затворяющем врата для тех, на чьих улицах Он учил, но растворяющем врата для тех, которые «придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк. 13:29); о Царстве Небесном, которое подобно брачному пиру: «званные не были достойны», почему и было повелено звать «всех, кого найдете» (Мф. 22:2–14); тот же смысл притчи о званных на вечерю (Лк. 14:16–24).
Вот чем обернулась рациональная логика иудейского первосвященника Каиафы, ложно осудившего Христа на смерть: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:50). Сын Божий умер за людей и воскрес, победив смерть, а народ, обрекший Его на смерть, – духовно погиб.
Из этого поразительного упорства, с которым еврейские вожди настояли на распятии Сына Божия, – совершавшего очевидные для всех чудеса, проповедовавшего любовь между людьми и привлекавшего множество народа (вот причина зависти вождей!) проповедью спасения в Царствии Небесном, – становится ясно, что уже тогда диаволу удалось воспитать в избранном народе сознательных лжецов, готовых из-за своей гордыни служить злу и сделать ложь своим орудием в борьбе против Самого Бога за земную власть.
После воскресения Христа они ложью и подкупом попытались замолчать это чудо, оклеветали Его и сделали своим главным врагом. Они вычеркнули из Ветхого Завета все исполнившиеся пророчества о пришествии Христа и перетолковали эти тексты в свой главный источник "закона", стоящий у них выше Библии – расистский Талмуд. Он утверждает, что обетования Божии относятся только к евреям, которым обещано господство над всеми другими народами мiра, и те должны служить евреям как скот.
И особенно талмудический иудаизм направлен против христианства. Известный еврейский историк признает, что евреи христиан «поставили гораздо ниже... язычников... Над христианскими писаниями было произнесено проклятие... В ежедневную молитву была введена формула проклятия над минеями» (евреями, принявшими христианство). Причина этому: христианство учит, что обетования Божии предназначены для всех людей, независимо от национальности, – тем самым христианство было воспринято иудеями как экзистенциальный враг, упраздняющий еврейскую национальную богоизбранность со всеми ее желаемыми привилегиями земного господства.
Так ненависть ко Христу стала неотъемлемой частью иудаизма, сохраняющего ее по сей день. К христианам предписывается отношение хуже, чем к скоту. Этой ненавистью пронизан весь иудейский кодекс поведения, составленный в XVI веке на основе Талмуда, – "Шулхан арух"...
Лишь малая часть еврейства, верная закону и пророкам, поняла истинный смысл своей богоизбранности и, став первыми христианами, передала эту богоизбранность всему христианскому человечеству. Эти евреи-христиане стали и первыми мучениками, павшими от рук иудеев. Основная же масса евреев, не приемля Христа, продолжает ждать «иного», земного "мессию", который приведет к земному господству избранный именно для этого, по их мнению, еврейский народ. Как сказал об этом Христос: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43; курсив наш). Церковь называет его антихристом.
Так диавол похитил у Бога избранный Им народ и сделал себе из него в человечестве свой народ и свою материалистическую религию, которые стали основой для развития «тайны беззакония» (2 Фес. 2:7), то есть для утверждения на земле сатанинского господства. «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего... Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала» (Ин. 8:19,44; курсив наш), – таков приговор Христа отвергнувшему Его иудейству» ("Вождю Третьего Рима", гл. I-3).
Таким образом, распятие и Воскресение Христово в еврейский праздник Пасхи ясно высветили человечеству міровую расстановку сил, действующих в истории с тех пор по сей день.
С этого момента еврейская Пасха приобретает христоборческий характер отвержения истинного Мессии для ожидания "иного", то есть антихриста. Поэтому в пасхальной обрядности современного иудаизма занимает видное место образ мессии-мошиаха. Чин (седер) этого праздника заполнен рядом обрядов и обычаев, связанных с пришествием мошиаха. А для ускорения его приближения практикуются ритуальные убийства христиан. И по мере развития сатанинской "тайны беззакония" мір все больше вертится вокруг ограниченных земных ценностей, жертвуя ради них жизнью вечною, участвуя в строительстве царства антихриста.
Но мы также видим в распятии и Воскресении Христовом, что Господь может попускать силам зла их временные победы над добром – для их саморазоблачения и поражения в главном. Смерть Христа и Его сошествие во ад сокрушило его. Смерть многих мучеников за Христа укрепила Церковь и дала людям духовное оружие в сопротивлении "тайне беззакония". Так и пришествие антихриста с кратковременной политической победой над народами міра закончится победой Христа над антихристом и торжеством верного Богу остатка человечества во Втором пришествии Христовом. В сохранении этой верности смысл нашего движения "Жить без страха иудейска!" (но со страхом Божиим) – как образа христианской жизни в завершающейся міровой борьбе сил добра и зла. В названии отражен именно тот эпизод из Евангелия, когда воскресший после распятия Христос явился Своим удрученным, спрятавшимся в одном из домов ученикам, опасавшихся преследований от иудеев, и освободил их от страха перед иудеями (Ин. 20:19-20).
Праздник Воскресения – торжество Истины. Этот праздник напоминает нам о необходимости служить ей ради Царствия Божия, а не любым мірским властям, хоть даже их и благословляют высокие архиереи в высоких клобуках – ведь именно они добились тогда распятия Сына Божия. Каноны Церкви Христовой, утвержденные Вселенскими Соборами, предписывают каждому ее члену, мірянину, измерять свою верность властям как светским, так и церковным, тем критерием, служат ли они сами Богу или своим похотям. И служить верно только служащим Богу, как о том учил прп. Иосиф Волоцкий, искоренитель ереси жидовствующих. (Тогда, как мы помним, был низвергнут Церковью даже ее жидовствующий первоиерарх Зосима.)
Пасхальная служба торжественно начинается в ночь с субботы на воскресенье крестным ходом вокруг церкви. В начале его священник выносит из алтаря и раздает верующим тот свет Воскресения из Гроба Господня, которые видели апостолы и жены-мироносицы. Крестный ход изображает хождение мироносиц и учеников Господа к Его Гробу в утро Воскресения и возвещение ими всему мiру чудо Воскресения. После пасхального канона происходит христосование, троекратное целование друг друга со словами "Христос Воскресе!" – "Воистину Воскресе!". При этом дарят друг другу крашеные яйца (обычай этот, по преданию, пошел от св. Марии Магдалины: она поднесла яйцо императору Тиверию и начала проповедывать о Христе, воскресшем из мертвых, и в доказательство истинности ее слов яйцо стало красным).
Утреня заканчивается чтением слова св. Иоанна Златоуста: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос – и ты извергся и пали демоны. Воскрес Христос – и радуются ангелы. Воскрес Христос – и ни одного мертвеца во гробе: ибо Христос Воскрес из мертвых – Первенец из усопших...». Начинается Пасхальная литургия, Царские врата остаются открытыми всю неделю в знак того, что небо отверсто нам ныне.
Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!
М.Н.
Комментарии