Белогвардейские расстрелы: история, притянутая "за уши"?

На модерации Отложенный                             


В посте ниже Владимир Слесарев приводит два интересных исторических эпизода. Процитируем их:

"Родителей-заложников из Балдейки белогвардейцы увели в соседнюю деревню и расстреляли на краю леса.
Об этом факте свидетельствуют два памятных места:
1) Братская могила на опушке леса у кряшенской деревни Ямушан-Ключи, где местными жителями были похоронены расстрелянные пленные красноармейцы и мирные жители из села Балдейка, взятые в заложники.

2) Могила на кладбище села Балдейка Кизнерского района Удмуртской Республики, куда в 1960-е годы перенесли останки этих расстрелянных местных жителей.
"


Самое интересное в том, есть ли какие-то свидетельства, что эти расстрелы сделали именно "белые"? Воспоминания, документы? Скорее всего нет... Просто захотелось сделать виноватыми проклятых "золотопогонников", которые-то и были в этой местности недолго да и расстрел военнопленных им был не свойственен.

А вот красные как раз практиковали и расстрелы военнопленных, и мирных жителей, не говоря уж о том, если человек мог иметь при себе оружие — тут обычно могли убить на месте. Во время подавлений восстаний 1918 года нередко сжигались целые деревни, производилась бомбардировка мирных поселений (и артиллерией и с воздуха). Таких свидетельств сохранилось множество, да и сами участники Гражданской войны не стеснялись об этом рассказывать в своих воспоминаниях. Советская печать открыто печатала списки лиц, которых находятся в списке лиц для последующего расстрела или уже расстреляны. Кстати, благодаря этим воспоминаниям и документам с "красной стороны" должны сохраниться множество свидетельств как раз о том, как "белые" сжигали деревни, расстреливали мирных жителей, бомбили мирные население, пытали пленных. Может быть, в белогвардейских газетах можно найти списки расстрелянных, как это практиковалось в большевистских газетах? Что интересно, ничего подобного в Вятской губернии не было найдено (если не брать в рассчет сомнительные статьи из советской периодики 1919 года). К чести первых коммунистов, выдумщиками или лжецами они не были...

Как-нибудь сделаем интересную подборку свидетельств с "красной" стороны, а пока два интересных документа. Кстати, место действия их находилось как раз недалеко от мест, описанных Владимиром Слесаревым.


Постановление, составленное на деревню Балма Муки-Каксинской волости Малмыжского уезда от 23 октября 1918 г.


Когда Муки-Каксинская волость была занята белогвардейцами, то жители деревни Балма встали все с оружием в руках на сторону белогвардейцев как избавителей от советской власти. При поголовном обыске обнаружены варки «кумышки». Ввиду контрреволюционности деревни Балма они были обезоружены. А за участие в рядах белогвардейцев и за выступление с оружием в руках против советской власти
Никифор Добрылеев, белогвардеец
Александр Воронов
Алексей Лодочников
Михаил Кузнецов
Семен Ермаков кулак
Иван Добрычев
Семен Лодочников
Василий Медведев
Александр Волков
Селиверст Кузнецов
Николай Зяблицев
Были расстреляны.
А на общество за их контрреволюционность против советской власти и за варку кумышки из хлеба была наложена контрибуция в размере 25 тысяч рублей, которая получена комиссаром Чрезвычкомиссии при совнаркоме по борьбе с контрреволюцией на Чехословацком фронте

(ЦГАКО Ф. Р-6799. Оп. 5. Д. СУ-6537. Л.3–3 об).


Такое же групповое дело было составлено на деревню Ефимки Рыбноватагской волости Малмыжского уезда, также за массовый переход к белым, но здесь был расстрелян только один житель – Мартын Федорович Попов, на остальных наложили контрибуцию (ЦГАКО. Ф.

Р-6799. Оп. 9. Д. СУ-11662. Л. 3).


Телеграмма из Вятского штаба фронта № 83 4 ноября 1918 г. сообщала: «Малмыжский уезд. В Халдинской волости расстреляно десять человек за участие с белыми (Известия Малмыжского совета крестьянских, рабочих и красноармейских депутатов. 1918. № 211)».


Возможно, этот документ перекликается с воспоминаниями очевидца Николая Константиновича Сбоева, последнего звонаря церкви села Муки-Какси Малмыжского уезда, о расстреле мужиков села Муки-Какси:

«… Деревня Муки-Какси тогда была Малмыжского уезда, Вихаревской волости. Фронт проходил по реке Вале. В Муки-Каксях был небольшой отряд белых; двадцать винтовок на три патрона. Он, конечно, был разбит, и деревню занял карательный отряд Кропачева и Вичужанина.
Сразу объявили: будет собрание, прийти в поповский дом. Дом этот двухэтажный, был рядом с дорогой. Он как бы собой перегораживал божий храм, и ему первому досталось, кому-то помешал – подожгли. На его месте сейчас правление колхоза имени 20 партсъезда. Фундамент - тот же.
Так вот, объявили собрание, но обманули: всех мужиков арестовали и давай пороть в две плети, потом увели в Вожектем. Там у них был штаб, закрыли в кутузку.
На следующий день по какому-то списку отобрали несколько человек, во главе с попом и расстреляли на Вожектемском поле – то ли 12, то ли 18 человек…Поп перед смертью сказал:
- Ну ладно, я не угодил новой власти, а этих-то, молодых, за что?
Так он спас от расстрела Матвея Мухачева и Михаила Шабалина.
Поп тот был удмурт. Жена его русская – учительница. Были дети: Герка, Вася, Тася. Потом они уехали.
Новая власть, что новая метла, - метет по-новому. В Старой Балме подвесили за ноги в колодец одного удмурта и все требовали:
- Отдай золото, вотская морда!
Иуды были во все времена: кто-то наболтал напраслину. После этого тот удмурт так и остался бестолковым на всю жизнь. Звали, кажется, Тимофеем. Когда я был лесником, он у меня работал, вешки рубил.
Карательный отряд, похозяйничав и забрав остальных арестованных, отправился назад. Было шесть или семь подвод. На каждой ямщик, часовой и два арестованных. Значит, человек пятнадцать. Когда от Вожектема под гору спускались, один из арестованных удрал. Постреляли, постреляли, но напрасно. Так и спасся.
Увезли тогда и моего отца. Он только полгода как с Германской пришел. Из огня да в полымя. Нас, малышни, было пятеро.
В д.Ключи у них была ночевка. И тут несколько человек каксинских отпустили по домам: Брызгалова Васю, Пекина Васю, Мухачева Матвея, которого не расстреляли тогда, и моего отца.
Сам удивляюсь. Я так думаю: в Кильмези-то телеграф был. Народ стал роптать, дошло, видно, до Ленина. Дали на дорогу по 20 рублей керенских, по листку бумаги, по коробку спичек и по осьмушке табаку. Остальных увезли в Уржум. Много, говорят, там поубивали. Потом шла молва, что этих начальников, Кропачева и Вичужанина, свои же расстреляли, за «перегиб». А вообще-то кто его знает
…» (воспоминания Николая Константиновича Сбоева, последнего звонаря церкви села Муки-Какси Малмыжского уезда, публиковались в 1989 году в Сюмсинской районной газете (Удмуртия).

Подытоживая эти факты, можно резюмировать, что вопрос в том, кто расстрелял людей, останки которых обнаружены у деревни Ямушан-Ключи и села Балдейка - является спорным и белые, скорее всего, тут никак ни при делах. Потому что расстрелы мирных жителей любили производить именно красные, а не белые, чему тьма свидетельств. Короче говоря, история белогвардейских расстрелов у этих мест — скорее всего история, сильно "притянутая за уши"...