Памяти Федора Ивановича Шаляпина

На модерации Отложенный


Федор Иванович Шаляпин

Кустодиев Б.М. Федор Иванович Шаляпин

Федор Иванович Шаляпин (1.02.1873-12.04.1938) – певец, драматический актер, снимался в кино. Родился в бедной семье писаря. Отданный "в люди" к сапожнику, потом к скорняку, ремеслу так и не выучился. Регент церковного хора заметил музыкальную одаренность Шаляпина и научил его петь по нотам. Все систематическое образование Шаляпина – несколько классов городского училища, которое он окончил с похвальным листом. Служил писцом, работал грузчиком, хористом, бродяжничал.

С 12 лет участвовал в спектаклях драматических трупп, сначала в качестве статиста, затем актера. В 1890 г. поступил хористом в труппу С.Я. Семенова-Самарского (в Уфе). В 1891-1892 гг. разъезжал по России с малороссийской труппой. В 1894 г. был принят в труппу Мариинского театра в Петербурге. С 1896 г. в Московской частной опере С. Мамонтова; исполнял в ней партии Сусанина, Бориса и Варлаама, Грозного, Варяжского гостя и др. В них во всю мощь проявился могучий певческий талант Шаляпина. С 1899 г. ведущий солист Большого и Мариинских театров. Триумфально выступал в миланском "La Scala" (1901), Риме (1904), Монте-Карло (1905), Берлине (1907), Нью-Йорке (1908) и др. Шаляпин был участником “Русских сезонов” за границей, устраиваемых С.П. Дягилевым (в 1907-1913, главным образом в Париже).

Чтобы добиться успеха на оперной сцене, Шаляпин изнурял себя каторжным трудом, работая до изнеможения над каждым спектаклем. Ликующий успех окрылял его противоречивую натуру, пробуждая в ней также и не лучшие струнки, как самолюбие и барские замашки "нувориша", подкрепляемые приятельскими обедами с аристократами, во время которых он, бывало, заявлял: "Хочу петь" – и весь ресторан присутствовал на безплатном импровизированном концерте знаменитого певца; аккомпаниатором вызывали Рахманинова, с которым Шаляпин дружил. С другой стороны, чтобы быть популярным – приходилось отметиться и как либерал: шаляпинское исполнение "Дубинушки", "Блохи" ("Жил-был король когда-то, при нем блоха жила..."), а порою и "Марсельезы" делали его своим в "прогрессивном" художественно-литературном міре (и даже большевики потом, до эмиграции, считали его своим "революционным певцом"...).

И когда в 1911 г. газеты сообщили о его коленопреклонении на сцене перед ложей Государя и исполнении в его честь гимна "Боже, царя храни", Шаляпин лишился многих друзей в "прогрессивных кругах". «А как же мне было не стать на колени? – говорил он. – Был бенефис императорского оперного хора, вот хор и решил обратиться на высочайшее имя с просьбой о прибавке жалованья, воспользоваться присутствием Царя на спектакле и стать перед ним на колени. И что же мне, тоже певшему в хоре, было делать?... Одному торчать телеграфным столбом?..» – так описывает его оправдание И.А. Бунин в воспоминаниях. И такое замечание там же: «... деньги любил, почти никогда не пел с благотворительными целями, любил говорить: "Безплатно только птички поют"». Впрочем, его образ жизни, и многочисленная семья (даже две: одна в Москве, другая в Петербурге) требовали больших расходов...

Тем не менее пел он и безплатно, когда в годы Первой мiровой войны гастроли Шаляпина прекратились, и он часто давал концерты в пользу раненых.

Февральская революция Шаляпина, казалось, нимало не взволновала, как и Октябрьский переворот. Он принял приглашение "строить новую музыкальную культуру" и возглавил Мариинский театр, хотя карьере при большевиках ему помешала, как отмечает БСЭ, «неустойчивость политических убеждений». Вдобавок Шаляпину, как и всем состоятельным людям, пришлось испытать обыски, грабежи, когда большевики уносили из его богатого дома все, что им приглянулось. Даже требовали контрибуцию в пять миллионов рублей. А сами сняли с его расчетного счета в Ялте двести тысяч рублей. Такая жизнь великому артисту явно не подходила.

В 1922 г. Шаляпин не вернулся из зарубежных гастролей. Невозвращенцу полагалась заказная ненависть советских пропагандистов, поскольку знаменитый русский певец большевицкие порядки не раз публично поругивал. Всероссийский союз работников искусств принял резолюцию о лишении Шаляпина звания народного артиста за то, что он пожертвовал деньги на работу монархической эмигрантской организации.

После этого у Шаляпина появилось желание написать книгу о своей жизни и деятельности в годы революции и гражданской войны, о своих встречах с людьми, оставившими, как и он, след в русском искусстве. Книга "Маска и душа" вышла в 1932 г. в Париже. Горький о ней отозвался отрицательно. С нападками в ее адрес отличились поэты Михаил Кольцов, Демьян Бедный, Маяковский: «Вернись теперь такой артист / назад на русские рублики – я первый крикну: обратно катись, / народный артист Республики»...

Но и в зарубежье, поскольку знаменитый Шаляпин обладал трудным и самолюбивым характером, его в эмигрантском "высшем свете" окружали интриги, зависть, клевета, о нем ходило множество анекдотов и забавных историй. Вот, например:

«Друзья вспоминали: однажды в Праге зашли они в кафе. Сели. Шаляпин достал карандаш и нарисовал на скатерти два портрета. Подбежала хозяйка и заорала: “Вы мне испортили скатерть, немедленно заплатите десять крон!” Шаляпин достал деньги и отдал их хозяйке: “Вот, пожалуйста. Только скатерть я возьму”. Когда хозяйка подошла к своим компаньонам, те на нее набросились: “Дура! Да ты знаешь, кто рисовал на скатерти?! Это же Шаляпин! Надо было эту скатерть окантовать, под стекло – и сделать витрину кафе”. Хозяйка бросилась извиняться, умоляла отдать ей скатерть, а Шаляпин сказал: “На скатерти два портрета, каждый из них стоит пятьдесят крон”. Бедной хозяйке ничего не оставалось делать, как выкупить собственную скатерть...
Во время гастролей в США в Чикаго к Шаляпину обратился крупный миллионер, попросивший спеть у него на юбилее несколько вещей. “Сколько это будет стоить?” – спросил он. “Двадцать тысяч долларов”, – ответил Федор Иванович. “Пожалуйста, – согласился миллионер, – я заплачу Вам сейчас, но Вы расположитесь не среди моих друзей, а сядете в саду, в кустах, и будете петь”. “Я сидел в кустах, попивал коньячок, лучшие вина и изредка затягивал на пару минут “Из-за острова на стрежень...”, – с улыбкой закончил рассказ о договоре с чикагским миллионером Шаляпин.
Как известно, у Федора Ивановича было десять детей, и, уже будучи взрослыми, они находились на иждивении отца. Вот ему и приходилось считать копейку. За свою жизнь Шаляпин трижды делал состояние. Первый раз это удалось в СССР, но в связи с его неожиданным отъездом из страны в 1922 году все рухнуло. Во время гастролей Федора Ивановича в США дело пошло хорошо, он оказался почти у цели! Состояние его стало огромным. Но это был памятный 1929 год, и в один день он потерял все: случилась "черная пятница" на нью-йоркской бирже. Тогда многие из миллионеров превратились в нищих» (В. Серебряков. Своя песня. Мемуары).

Бунин отмечал: «В Шаляпине было слишком много "богатырского размаха", данного ему и от природы и благоприобретенного на подмостках, которыми с ранней молодости стала вся его жизнь, каждую минуту раздражаемая непрестанными восторгами толпы везде и всюду, по всему мiру, где бы она его ни видала: на оперной сцене, на концертной эстраде, на знаменитом пляже, в дорогом ресторане или в салоне миллионера. Трудно вкусившему славы быть умеренным! "Слава подобна морской воде, – чем больше пьешь, тем больше жаждешь", – шутил Чехов. Шаляпин пил эту воду без конца, без конца и жаждал. И как его судить за то, что любил он подчеркивать свои силы, свою удаль, свою русскость, равно как и то, "из какой грязи попал он в князи"?.. Все-таки судьба этого человека была действительно сказочна, – от приятельства с кузнецом до приятельских обедов с великими князьями и наследными принцами дистанция немалая. Была его жизнь и счастлива без меры, во всех отношениях: поистине дал ему Бог "в пределе земном все земное". Дал и великую телесную крепость, пошатнувшуюся только после целых сорока лет странствий по всему мiру и всяческих земных соблазнов».

С 1930 г. Шаляпин выступал в труппе "Русская опера". Он выступал и как камерный певец, исполняя русские народные песни и романсы. В свой эмигрантский период, тоскуя по родине, он видел в своей миссии русского певца в изгнании особое служение России. Соединяя в себе таланты певца и драматического актера, он всегда старался в оперных произведениях донести до зарубежного зрителя ощущение величия русской истории, раскрыть загадку русской души. И это мы помним в Шаляпине в первую очередь.

На Западе имя Шаляпина стало символом русского пения. Он был также талантливым художником и режиссером. Жил в основном в Париже, умер от лейкемии. (В 1984 г. прах перенесен на Новодевичье кладбище в Москве.)