Битва за «детей войны»

На модерации Отложенный

114 депутатов, или 25,3%, отдали свой голос за «детей войны». Остальные 300 с лишним народных избранников — представителей «партии власти», присутствовавших 5 апреля на заседании Госдумы, при голосовании за законопроект, внесённый членами фракции КПРФ, отмолчались, как, впрочем, было уже не раз.


Этот законопроект, внесённый в Госдуму ещё в 2020 году, — девятый по счёту, где фракция КПРФ попыталась добиться для «детей войны» признания на федеральном уровне их статуса как льготной категории граждан. Много лет назад КПРФ первой подняла проблему «детей войны», обратив внимание властей на несправедливость существующего порядка вещей, когда те люди, которые на своих детских плечах вынесли все тяготы войны, наравне со взрослыми трудились на заводах и полях, чтобы обеспечить фронт всем необходимым и приблизить долгожданную Победу, а потом отстраивали разрушенную страну, оказались обделёнными вниманием государства. За КПРФ потянулись и другие, называющие себя оппозиционными парламентские партии. Всего в Госдуму вносилось по одним подсчётам 19, по другим — 30 законопроектов, посвящённых «детям войны» — сколько точно, уже не помнит никто. Но ни один не пробил броню «медвежьего» равнодушия, хотя «единороссы» и по сей день клянутся в любви и уважении к поколению «детей Великой Отечественной».

Битва за них охватила всю страну. Сегодня уже в 43 субъектах Федерации под нажимом коммунистов приняты региональные законы, наделяющие эту категорию граждан льготами, объём которых везде разный и зависит от уровня обеспеченности того или иного региона. Например, в Москве это доплата к пенсии 2 тысячи рублей, в Санкт-Петербурге — 5 тысяч рублей, в Ульяновской области «детям войны» дают по 1 тысяче рублей к 9 Мая и так далее, а в половине регионов — вообще ничего, заметил Алексей Куринный. Неоднородность законодательства, касающегося «детей войны», делает задачу принятия федерального закона, унификации льгот ещё более актуальной. «Дети войны» несли лишения и работали на Победу и на послевоенное восстановление народного хозяйства одинаково, независимо от места проживания. Соответственно и льготы должны быть одинаковыми по всей стране», — считает омский депутат Андрей Алехин.

Но время упускается. С каждым днём «детей войны» становится всё меньше и меньше. Самому младшему в этом году исполнится 78 лет. Уходит целое поколение. Может, у власти, как это ни цинично звучит, на то и расчёт?! Так было с тружениками тыла, которых долгие годы отказывались приравнять к участникам войны, чтобы они перешли в категорию федеральных льготников и смогли получать вторую пенсию по инвалидности, заметила Оксана Дмитриева. Так было с несовершеннолетними узниками фашистских концлагерей, ставшими федеральными льготниками после монетизации льгот, но не получившими права на вторую пенсию по инвалидности. Сегодня это уже исчезающие категории, как и «дети войны».

Когда КПРФ внесла свой первый законопроект о «детях войны», их было 15 миллионов человек. Сегодня — вдвое меньше, 7 миллионов 669 тысяч 360 человек. Но и тогда, и сейчас «партия власти» заводила одну и ту же пластинку: денег нет, это региональное полномочие. Потом в заезженную мелодию стали добавляться новые скрежещущие ноты: дескать, многие «дети войны» входят в другие льготные категории, и вообще это, мол, нарушит принцип справедливости и обрушит систему региональных льгот.

Уже восемь лет подряд снижается уровень жизни населения. В этих условиях поддержка «детей войны», чья пенсия столь унизительно мизерна, что её не хватает даже на самое необходимое — еду и лекарства, крайне необходима. Законопроект, внесённый депутатами-коммунистами, устанавливал для «детей войны» ежемесячную надбавку к пенсии в 5 тысяч рублей, бесплатное медицинское обеспечение, право на внеочередное получение дачных и земельных участков под строительство жилья. «Понятно, что старые люди ничего уже строить не могут, но если им надо улучшить жилищные условия, то хотя бы с помощью детей они могли бы это сделать», — заметил один из разработчиков законопроекта, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, возглавляющий Общероссийскую общественную организацию «Дети войны» Николай Арефьев.

Упреждая аргументы парламентского большинства, которое уже заведомо было настроено на отклонение законопроекта, депутат представил расчёты. Предусмотренные законопроектом льготы для граждан, рождённых с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года, потребуют 460 миллиардов рублей бюджетных расходов. Учитывая, что 15 лет назад на участников войны и тружеников тыла в бюджете закладывалось 834 миллиарда рублей, а в 2021 году из-за того, что это поколение родителей «детей войны» уже почти ушло, — всего 3,5 миллиарда рублей, расходы на «детей войны» отнюдь не обременительны для бюджета. Да и деньги в стране есть. Сегодня золотовалютные резервы составляют 46 с половиной триллионов рублей, а надо всего полтриллиона рублей, заглянув в госкладовые, подсчитал Николай Арефьев.

Вывоз капитала составил 20 триллионов рублей. Офшорные налоги, которые давно пора в страну вернуть, — 5 триллионов. Фонд национального благосостояния, который и был создан в помощь пенсионерам, — 10 триллионов рублей. Теневая экономика прячет 6 триллионов рублей от бюджета. Прогрессивный подоходный налог, закон о котором внесли коммунисты, дал бы 1,7 триллиона рублей. К этому надо добавить ещё обратный акциз, возвратный НДС. «Всё это колоссальные деньги, которые можно направить на решение проблем «детей войны». У нас сегодня 12 долларовых миллиардеров имеют столько же, сколько все пенсионеры России в год. Ну разве это справедливо?!» — возмутился коммунист Арефьев.

Согласно недавно обновлённому рейтингу Forbes, число российских долларовых миллиардеров за прошлый, очень сложный для страны год, ознаменованный санкциями и специальной военной операцией на Украине, увеличилось на 22 человека. Теперь их 110. А совокупное состояние этих раздувшихся «денежных мешков» выросло с прошлогодних 353 млрд долларов до 505 млрд долларов, что по курсу Центробанка составляет 40 триллионов рублей.

Пока олигархат набивает брюхо, пенсионеры затягивают пояса. Платная медицина вытаскивает сегодня из карманов российских граждан 1,2 триллиона рублей, ссылаясь на данные статистики, сообщил Н. Арефьев. Люди оплачивают расходы на общедомовые нужды, капремонт. Монетизированы транспортные льготы, что сузило уровень поддержки граждан. Закрыты 230 поездов и 600 электричек, на которых был льготный проезд. Позакрывались рынки, лишив возможности людей покупать продукты питания по божеским ценам. После уплаты всех обязательных платежей у пенсионера остаётся 8 тысяч рублей, то есть 266 рублей на день, включая расходы на лекарства, одежду, еду и прочее, подсчитали статистики. Но и эти выкладки не убедили «единороссов» в том, что закон о «детях войны» жизненно необходим.

Одновременно с законопроектом КПРФ в качестве альтернативного рассматривался и законопроект ЛДПР, который также предусматривал меры социальной поддержки для «детей войны». Расхождения в этих документах непринципиальны, но комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, давший отрицательное заключение на оба законопроекта, ухватился за них как за соломинку, чтобы удержаться на плаву под грузом алогичности и цинизма, которые «партия власти» вынуждена пускать в ход, чтобы как-то аргументировать свою позицию.

«Где гарантии, что мы кого-то не упустим и не будут нарушены права других граждан, которые к началу Великой Отечественной войны также находились в несовершеннолетнем возрасте?» — озаботилась первый зампредседателя комитета, ответственного за социальную политику, член фракции «Единой России» Елена Цунаева, приведя в пример тех, кто родился в 1927-м, кого вывезли на принудительные работы в Германию и другие страны Европы, а также сославшись на различный объём льгот и социальных гарантий, прописанных в законопроектах КПРФ и ЛДПР. Чью-то думскую или правительственную голову посетила и другая гениальная мысль: дескать, придание «детям войны» федерального статуса может лишить их региональных льгот или сократить объём таковых.

Надуманность этих «аргументов» никаким ораторским лопушком не прикроешь, на что и указал содокладчику от комитета депутат из Самары Михаил Матвееев. «Почему вы вводите в заблуждение, что принятие федерального статуса приведёт к обрушению региональных мер поддержки? Вы прекрасно должны знать, что регионы вправе устанавливать дополнительные меры поддержки… Ничто не мешает регионам в зависимости от их особенностей кому-то дрова привезти, кому-то денег ещё прибавить и так далее», — заметил коммунист. «Не считаете ли вы более важным беспокоиться сегодня о нарушении прав в отношении тех, кто вообще ничего не получает, нежели беспокоиться о том, что кто-то будет получать меньше?» — дополнила товарища по фракции алтайский коммунист Мария Прусакова.

Но «единороссы» изворачивались и ловчили. «Давайте выверим законопроект, подсчитаем, сколько он будет стоить, давайте определим, какой возраст всё-таки у «детей войны», давайте определим географически их проживание, и тогда этот взвешенный законопроект, из которого все налогоплательщики и правительство, все заинтересованные министерства и ведомства будут понимать, сколько понадобится денег, мы с вами будем рассматривать», — заявила зампред профильного думского комитета Е. Цунаева.

А давайте! Николай Арефьев тут же предложил создать межфракционную комиссию, чтобы нивелировать все разногласия и прийти к общему знаменателю. Но парламентское большинство не проявило к этому предложению коммуниста никакого интереса. Так чего же, господа «единороссы», водить людей за нос?! Стыдно.

Татьяна ОФИЦЕРОВА.