Парадокс гонки вооружений: США начинают разработку, а Россия подхватывает идею и доводит её до конца
На модерации
Отложенный
Могущество США обеспечивается в первую очередь её мощными вооружёнными силами, которые они могут применять по своему усмотрению в любой точке планеты, и никто им не указ.
До недавнего времени никто не мог соперничать с США в вооружённой мощи.
В США прекрасно понимали, что утрата лидерства в программе разработки перспективных средств поражения влечёт за собой не только серьёзные риски для национальной безопасности США, но и риски потери глобального влияния на экономические процессы.
В 1996 году в США были начаты обсуждения перевооружения армии путём создания новых ударных компонентов и военной техники.
Первая масштабная программа перевооружения и реорганизации американской армии была начата в 2003 году.
В рамках этой программы, получившей название «Боевые системы будущего» (FCS), должны были быть созданы новое поколение бронированной техники, внедрены не только портативные разведывательные БПЛА, но и роботизированные комплексы типа «Боевой Робот».
Армия США заявила, что «FCS» была их «самой амбициозной и далеко идущей программой модернизации» со времён Второй Мировой Войны.
Тяжёлая бронетехника США должна была быть унифицирована, получив единую гусеничную платформу «MGV».
Новый основной боевой танк, новая боевая машина пехоты, новая самоходная гаубица и прочие инженерные и командные машины должны создаваться на этой универсальной боевой базовой платформе.
Стоимость программы разработки и производства техники превышала 300 миллиардов долларов и была рассчитана на 10 лет, однако спустя 6 лет программа была закрыта.
Причиной закрытия программы «Боевые системы будущего» официально стала смена оборонной стратегии США, которая и дальше предполагала нанесение глобального обезоруживающего удара.
Уже после отмены программы «Боевые системы будущего» в отчёте для Конгресса было упомянуто утверждение Армии, что «FCS» была актуальна во всём “спектре конфликтов” и что ряд технологий и систем «FCS» эффективно использовались в военных кампаниях в Ираке и Афганистане.
Однако впоследствии выяснилось, что, несмотря на освоение более 18 миллиардов долларов, практически по всем намеченным пунктам программа провалилась.
Так, согласно отчёту «Lessons from the Army’s Future Combat Systems Program» 2012 года американской некоммерческой исследовательской организации RAND, США посчитали программу слишком амбициозной и нереализуемой в обозримой перспективе.
Собственно, причина закрытия программы оказалась не в скудном финансировании, а именно в отсутствии технологической базы, поскольку реализовать программу в оговоренные сроки и при доступном бюджете было невозможно.
Во многом схожую программу начали в России как раз в 2009 году, прекрасно осознавая, что подобная программа в США была закрыта из-за неспособности научно-технического и оборонного комплексов реализовать задуманное.
Однако это не остановило наших конструкторов и учёных, ведь мы впервые за долгое время, в случае успеха, могли получить вооружение , качественно превосходящие вооружение американцев.
В 2015 году были представлены образцы тяжёлой военной техники, построенные на унифицированной платформе «Армата».
«Т-14» – танк нового поколения, схожий по компоновке и системам активной защиты с разрабатываемым в США в рамках программы «Боевые системы будущего» танком «XM1202».
«Т-15» – тяжёлая БМП, аналог разрабатываемой в США боевой машины пехоты «XM1206».
«Т-16» — ремонтно-эвакуационная машина, аналог разрабатываемой в США бронированной полевой ремонтно-эвакуационной машины «XM1205».
САУ «Коалиция-СВ» — аналог разрабатываемой в США самоходной гаубицы «XM1203».
Новая российская самоходная гаубица была представлена на шасси от «Т-90», однако, по заверением конструкторов, новые и перспективные бронированные машины будут постепенно переходить на платформу «Армата».
Например, эти:
«Илья Муромец» – новая машина поддержки танков;
«БМО-2» — новая боевая машина огнемётчиков;
«БМ-2» — новая тяжёлая огнемётная система;
«ТЗМ-2» — новая транспортно-заряжающая машина тяжёлой огнемётной системы;
УСМ-А1 — новая система минирования;
МИМ-А — новая многоцелевая инженерная машина;
УМЗ-А — новый проект самоходного минного заградителя;
МТ-А — новый мостоукладчик;
ПТС-А — новый плавающий транспортёр.
Да, важно понимать, что в 2015 году были представлены не серийные образцы боевой техники, а опытно-конструкторские боевые машины, призванные обкатать новые технологии и концепцию.
В России отказались от разработанного и прошедшего испытания танка нового поколения «Объект 195», в пользу унифицированной тяжёлой платформы «Армата», на которой в последствии будет создаваться новое поколение Российской бронетехники.
В танк «Т-14» разработчики не раз вносили изменения по итогам госиспытаний.
Например, в конструкции появился санузел, а также запас питьевой воды и сухого пайка; по технической части усовершенствованию подверглись силовая установка и трансмиссия танка, а также система управления огнём, включая прицельный комплекс.
Для танкового орудия была разработана собственная номенклатура боеприпасов, включая управляемые, с подрывом на траектории, и ряд других систем поражения.
Аналитики Министерства обороны США в своём отчёте отмечают, что российские оборонные предприятия совместно с «Росатомом» разрабатывают новую пушку и новый снаряд для «Т-14».
Возможные варианты: тактический ядерный снаряд сверхмалой мощности, бронебойный подкалиберный снаряд из обедненного урана.
По официальным данным, только в декабре 2021 года танк «Т-14» получил новый боекомплект, позволяющий реализовать заложенный поражающий потенциал в его новом 125-миллиметровом орудии.
До этого момента новая, по сути, пушка «2А82-1М» не имела штатного боеприпаса.
Несмотря на все публичные заверения, бронированные машины на базе платформы «Армата» находятся на стадии испытаний и доработок, и официально не приняты на вооружения.
Танк «Т-14» наиболее близко подошёл к серийному выпуску, и на сегодняшний момент более 30 танков поставлены в войска для опытной эксплуатации.
Опытная эксплуатация не подразумевает освоение танка личным составом и уж тем более мобилизованными силами, но подразумевает его эксплуатацию на театре военных действий.
Так, «Т-14» отправляли в Сирию для проверки оптико-электронного комплекса захвата и отслеживания цели, а недавно отправили в зону СВО.
Что «Т-14» делает в зоне СВО? Хороший вопрос…
По моей информации, танк проходит заключительные испытания комплекса вооружения, и используется в качестве командной машины наравне с модернизированным вариантом основного боевого танка «Т-90М».
По мнению экспертов Великобритании, русские перебросили «Т-14», в зону СВО, качестве устрашения противника и рекламной демонстрации танка для потенциальных покупателей.
По крайней мере, известно, что разработчики перспективных средств вооружения и главные конструктора не раз выезжали в зону СВО для проведения испытаний и устранения замечаний.
Вероятно, это больше касается именно «Т-14», нежели других типов используемой боевой техники.
Таким образом, Россия — единственная на сегодня страна, максимально близко подошедшая к реализации американского аналога концепции «Боевые системы будущего».
Вопреки всему сделано то, чего не смогли сделать американцы с их по сути безграничными возможностями финансирования.
И в действительности в это мало кто верил, особенно после закрытия американской программы и отказа России от дальнейшей разработки танка нового поколения «Объект 195».
Разумеется, столь амбициозная программа не может проходить «легко и непринуждённо», и то, насколько растянулись испытания техники, показывает всю сложность создания новых видов вооружения.
БМП «Т-15» на платформе «Армата» испытывается в куда более закрытом для СМИ формате.
Известно, что на базе «Т-15» создан вариант командного пункта «БМП-КШ», который имеет вместо башни дополнительное оборудование электропитания.
Голословно обвинять США в некомпетенции из-за того, что они не смогли довести реализацию программы до конца, было бы опрометчивым шагом.
Программа новых вооружений в России является ответом на действия западных стран, и создание передовых образцов вооружения (в том числе, тяжёлого) является для нас безальтернативной необходимостью — особенно в свете последних событий.
Да, Германия и Франция в ответ на появление «Т-14» начали разработку нового боевого танка. Несмотря на продолжающуюся восьмилетнюю интенсивную работу объединённых конструкторских бюро Германии и Франции, всё, что удалось сделать, это гибридный танк с башней от «Леклерка» и шасси от «Леопард-2А7».
В общем, взяли лучшее от обеих машин.
Танк так и назвали: «Euro Main Battle Tank (EMBT)», или Европейский основной боевой танк.
Но это лишь концепт, который призван показать, куда нужно развиваться в танкостроении.
Ни выпускать, ни принимать его на вооружение — никто не собирается.
В США, не осилив даже создание испытательного образца в рамках программы «Боевые системы будущего», решили провести глубокую модернизацию существующих танков «Абрамс М1», производство которых было свёрнуто ещё в 1996 году.
В 2022 году компания «General Dynamics» продемонстрировала концепт танка нового поколения «Abrams X», представляющего собой танк с необитаемой башней и автоматом заряжания.
Однако, как заверяют в «General Dynamics», этот прототип не является танком в привычном понимании, он призван лишь продемонстрировать направление в будущем танкостроении США.
По сути это глубоко модернизированный танк «M1 Abrams», а не платформа нового поколения, как это было задумано в «XM1202».
В Великобритании, посмотрев на потуги и фиаско своих союзников, всерьёз задумались вообще отказаться от новых танков в своей вооружённой структуре, обосновав это тем, что танки, как вид вооружения, себя исчерпали.
В любом случае, на сегодня нет и не предвидится аналогов не только «Т-14», но и самой концепции унифицированной боевой платформы.
Российские оружейники смогли создать то, что сами США посчитали невозможным.
Стоит отметить, что американская программа «Боевые системы будущего» также включала в себя создание роботизированных боевых комплексов, но и по боевым роботам Россия во многом идёт с опережением.
Так, например, начато создание отдельных рот боевых роботов, формируется их штатная структура и органы управления.
Но об этом — в другой статье. Боевой многофункциональный робототехнический комплекс «Уран-9» во время испытаний в Сирии.
Испытание боем выявило ряд недостатков, что потребовало от конструкторов существенно переработать конструкцию робота.
После устранение всех недостатков и замечаний этот робототехнический комплекс был принят на вооружение.
Конечно неуязвимых танков не бывает, тот-же Абрамс в Ираке смогли подбить с помощью крупнокалиберного пулемета, повредив его вспомогательную силовую установку, что привело к пожару и выхода машины из строя.
В рамках Сирийской компании, Турция применила Танке Леопард-2А4, которые понесли столь серьезные потери, чем вызвало недовольство в немецком обществе, и Германия отказалась от сделки по модернизации танков.
Зафиксировано минимум 3 случая уничтожения турецких танков Леопард-2, самодельными взрывными устройствами.
И ничего в этом удивительного нет.
По словам офицера спецназа Анатолия Матвийчука, экс-разведчика и участника конфликта в Афганистане — живучесть танка на поле боя составляет не более 15 минут.
Через это время у него или боевые снаряды кончаются, или его подобьют.
Однако, чем выше живучесть танка на поле боя, тем больше потенциального ущерба он может нанести, и 15-ти минут высокозащищенной машине будет достаточно для расходования боеприпаса и выхода из зоны поражения противника.
Но подобный сценарий осуществим во многом на новом поколении бронетехники, и в США и России это прекрасно понимают.
Кочетов Алексей
Комментарии
Как в сказку попал,а пока бронежилеты за свои деньги покупают.
и что?
из за тебя танки не строить?
Так ведь и с танками проблема. Их строят меньше чем выбивают на фронтах невойны.
https://www.youtube.com/watch?v=ep6G05sJDcU
Максим Шингаркин, координатор антиядерного проекта Greenpeace - вот этот проститут ка эксперт?