Советский партизан, который удостоился высшей награды США. 8 фактов о Грегори Пеке
На модерации
Отложенный
Кадр из фильма «Убить пересмешника»
Анастасия Агеева
5 апреля исполняется 107 лет со дня рождения Грегори Пека, одного из самых любимых актеров классического Голливуда. Несмотря на то, что сам Пек старался разнообразить свое амплуа и не чурался злодейских ролей, в историю кино он вошел как воплощение сдержанного достоинства, интеллигентности, серьезности и стойких моральных принципов — всех тех качеств, которые были присущи самому известному из его героев, адвокату Аттикусу Финчу из фильма «Убить пересмешника». Time Out вспоминает детали биографии актера.
Среди предков Грегори Пека были армяне и ирландцы
Кадр из фильма «Дуэль под солнцем»
Элдред Грегори Пек родился 5 апреля 1916 года в Сан-Диего, Калифорния. Уже в зрелом возрасте Пек выяснил, что его дед со стороны отца был армянином, проследил эту линию своей семьи и даже начал изучать армянский язык. Его бабушка со стороны отца, Кэтрин Эш, была родственницей ирландского республиканца Томаса Эша. Он принимал участие в Пасхальном восстании 1916 года, целью которого было провозглашение независимой Ирландской республики. Однако восстание было подавлено англичанами, а Томас Эш арестован вместе с другими его вождями. В 1917 году он умер в тюрьме во время протестной голодовки.
Пек собирался стать врачом, но увлекся театром
Кадр из сериала «Джентльменское соглашение»
Отец Грегори был химиком и фармацевтом, а сам он собирался стать доктором. После учебы в Университете Сан-Диего он перевелся в Беркли. Несмотря на то, что плата за обучение составляла всего 26 долларов в год, даже таких денег у Пека не было, поэтому он подрабатывал на кухне одного из общежитий за еду.
Уже в университете Пек увлекся актерской игрой. Высокий рост, спортивное телосложение благодаря легкой атлетике и гребле и красивый глубокий голос сделали его звездой студенческого театра. Медицинская карьера была позабыта, и после окончания университета юный выпускник, сменивший имя Элдред на Грегори, отправился в Нью-Йорк, чтобы продолжить обучение актерскому мастерству и попробовать себя на сцене.
Пек дебютировал в кино в роли советского партизана
Кадр из фильма «Дни славы»
На Бродвее Пеку сопутствовал успех, и на него быстро обратили внимание кинопродюсеры, тем более в военные годы имелся явный дефицит подтянутых красавцев. Самого Грегори в армию не взяли из-за травмы спины, которую он получил в студии знаменитой балерины и хореографа Марты Грэм. Позже, однако, голливудские студии распространяли версию, что он повредил спину во время занятий греблей, так как танцы были недостаточно мужественным занятием.
Первой его киноролью стал партизан Владимир в картине Жака Турнера «Дни славы» (1944), призванной сформировать у простых американцев положительное отношение к советским союзникам. По сюжету Владимир встречал в заснеженных лесах балерину Нину в исполнении Тамары Тумановой и вместе с ней боролся с фашистами. Фильм не имел ни кассового, ни критического успеха, а после войны и вовсе стал считаться коммунистической пропагандой. И все же Грегори Пек хорошо запомнился зрителям, в особенности девушкам.
Это, кстати, не единственная «русская» роль в карьере Пека — в 1949 году он сыграл писателя Федора в фильме Роберта Сьодмака «Большой грешник», вольно основанного на биографии Достоевского и его романе «Игрок». Уровень «клюквы» в этой картине был не меньше, чем в «Днях славы».
От золотого фонда XX века к современности:
Интересные военные фильмы XXI века
Фильм Хичкока «Завороженный» сделал Пека секс-символом
Кадр из фильма «Завороженный»
Психологический триллер «Завороженный» (1945) стал третьей картиной восходящей звезды. Здесь Пек играл нового директора института психиатрии, в которого влюбляется одна из его сотрудниц — доктор Констанс Питерс (Ингрид Бергман). Вскоре она обнаруживает, что возлюбленный — совсем не тот, за кого себя выдает. В фильме был запутанный сюжет, основанный на модных тогда фрейдистских теориях, и странная, сомнамбулическая атмосфера — в том числе благодаря знаменитой сцене сна, поставленной Сальвадором Дали.
Позже Пек считал, что был тогда слишком молод, чтобы работать с Хичкоком. Актера обескураживало, что режиссер никак не пояснял мотивации его персонажа, но эта явно заметная растерянность прекрасно вписывалась в характер героя, страдающего амнезией. Картина стала хитом проката, а женская аудитория, по словам продюсера Дэвида О. Селзника, встречала появление Пека на экране с таким энтузиазмом, что заглушала первые сцены, и девушек приходилось утихомиривать.
Славе нового героя-любовника способствовал также завязавшийся на съемках роман с Бергман, который вызвал нешуточный скандал.
7 знаменитых романов на стороне из голливудских и советских фильмов
Пек едва не отказался от участия в «Римских каникулах»
Кадр из фильма «Римские каникулы»
Как и в случае с «Завороженным», главная мужская роль в романтической комедии Уильяма Уайлера сначала предназначалась Кэри Гранту.
Однако тот отказался, сочтя, что уже слишком стар для юной дебютантки Одри Хепберн. Пек сначала тоже был не слишком заинтересован. Он считал, что роль небезупречного, но в целом положительного репортера Джо Брэдли — это скорее второй план при очаровательной принцессе Анне. Однако Уайлер соблазнил его перспективой съемок в Риме, а также тем, что его имя будет главным в титрах. Позже Пек уже сам настоял на том, чтобы имя Хепберн шло в открывающих титрах сразу за его фамилией и перед названием фильма: он считал, что у молодой актрисы огромный потенциал и она обязательно получит «Оскар» за эту картину. Так и вышло.
«Римские каникулы» получили три «Оскара» (и еще на семь были номинированы) и имели огромный успех у зрителей, причем любовь к фильму не ослабла по сей день. А редкая для Пека роль в комедии стала одной из лучших в его карьере.
Все картины, получившие «Оскар» за лучший фильм
Пек дважды сыграл в ремейках своих фильмов
Кадр из фильма «Мыс страха» (1962)
В 1956 году Пек сыграл капитана Ахава в экранизации романа «Моби Дик», поставленной Джоном Хьюстоном. Он и сам сомневался, что подходит на роль китобоя, одержимого безумной погоней за огромным белым китом, которого он считает своим личным врагом. Режиссер сначала предполагал снять в этой партии своего отца Уильяма Хьюстона, но затем убедил Пека все-таки взяться за работу. По иронии судьбы, на съемках актер едва не утонул. Критические отзывы на его игру были сдержанными – многие сочли, что он в ней смотрится уж слишком джентльменом. Сам Пек говорил:
«Я был недостаточно сумасшедшим, недостаточно безумным, недостаточно одержимым — я должен был сделать больше. Но в то время я не мог предложить больше».
В 1998 году Пек вновь вернулся к роману Германа Мелвилла, уже в мини-сериале Фрэнка Роддэма. Здесь он исполнил небольшую, но больше подходящую ему роль проповедника отца Мэппла.
Триллер Дж. Ли Томпсона «Мыс страха» (1962) спродюсировала собственная компания Пека, а сам он играл честного юриста Сэма Боудена, благодаря свидетельству которого был осужден насильник-психопат Макс Кэйди (Роберт Митчум). Спустя восемь лет Кэйди выходит из тюрьмы с намерением отомстить и превращает жизнь семьи Боуденов в кошмар.
Спустя 29 лет Мартин Скорсезе снял римейк фильма с Робертом Де Ниро (Кэйди) и Ником Нолти (Боуден). Пека он пригласил сыграть «против типажа» — актер появился в эпизоде в роли бессовестного адвоката, защищающего насильника.
Мама, гангстеры, Иисус: из чего состоят фильмы Мартина Скорсезе
Любимым фильмом Пека из тех, где он сыграл, был «Убить пересмешника»
Кадр из фильма «Убить пересмешника»
Если у нас самой известной ролью Пека остается Джо Брэдли, то в глазах американских зрителей он неотделим от образа благородного и справедливого Аттикуса Финча. Как ни странно, Пека не сразу утвердили на роль, за которую он получил свой единственный «Оскар». Студия Universal предлагала свою главную звезду Рока Хадсона, а продюсеры Алан Пакула и режиссер Роберт Маллиган рассматривали кандидатуры Спенсера Трейси и Джеймса Стюарта — первый не смог участвовать из-за накладок с расписанием съемок, а второй счел сценарий «слишком либеральным» и отказался от роли. Пек, получив предложение, решил сначала прочитать книгу Харпер Ли, не смог от нее оторваться и согласился сниматься на следующее же утро.
Во время съемок Пек познакомился с отцом писательницы — прототипом его героя, с которым быстро подружился. Ко времени выхода фильма в прокат 82-летний адвокат скончался, и Харпер Ли подарила актеру его часы с цепочкой. С ними Пек пришел на оскаровскую церемонию.
Сохраняйте свои мечты. Пять вдохновляющих сюжетов с церемонии «Оскар» 2023 года
Картина, с восторгом встреченная как публикой, так и критиками, до сих пор остается одним из самых любимых фильмов у себя на родине. К сожалению, рассматриваемые в ней темы расизма, ксенофобии и неприятия тех, кто не похож на большинство, по-прежнему актуальны, причем не только в Америке.
Пек занимал активную гражданскую позицию
Кадр из фильма «Большая страна»
По своим политическим убеждениям и жизненной философии актер был близок к своему любимому герою. Еще в 1947 году он подписал открытое письмо против Комиссии по расследованию анти-американской деятельности — из-за нее преследовали кинематографистов, обвиняемых в симпатиях к коммунистам и либеральных взглядах.
Позже актер открыто выступал против войны во Вьетнаме, хотя как отец поддерживал своего сына Джонатана, который там воевал. Из-за своего политического активизма Пек был занесен в список «личных врагов» президента Никсона. Он принимал участие в предвыборных кампаниях кандидатов от демократической партии, а в 1987 году вместе с другими знаменитостями публично выступал против назначения консервативного судьи Роберта Борка в Верховный суд США — кампания завершилась успехом, кандидатура Борка не прошла.
В 1968 году за свою гуманитарную деятельность Пек получил почетную премию имени Джина Хершолта от Американской киноакадемии. Он был также награжден Президентской медалью Свободы — одной из двух высших наград США, которую получают гражданские лица.
Комментарии