Подвиг реставратора

На модерации Отложенный


Новой атеистической властью был дан приказ ликвидировать все иконы на кремлёвских башнях. До недавнего времени считалось, что приказ был выполнен. Но после возвращения России к вере, во время реставрации Кремля неожиданно обнаружились иконы Спаса Нерукотворного на Спасской башне и Николая Чудотворца на Никольской.

Кто-то из реставраторов безбожного лихолетья, рискуя жизнью, не только не сбил иконы и даже не закрасил их, а создал что-то вроде ковчегов, поставив в 10 см перед фресками арматурную сетку, на которую нанес раствор и побелку, создав впечатление пустой ниши. Выяснилось, что спасителем оказался Юрий Олсуфьев — граф, русский историк, реставратор и искусствовед. Он спас множество памятников, а также православных святынь. В свое время Олсуфьев получил юридическое образование в Санкт-Петербурге. Изучил искусствоведение. Стал членом Общества по сохранению памятников искусства в России. В своём имении Буйцы, где жил после свадьбы с семьёй, он организовал детский приют для полусотни девочек-сирот. В 1916 г. руководил постройкой храма-памятника Сергия Радонежского на Куликовом поле, который был возведен на земле, находящейся в собственности его родителей. Вскоре после большевицкой революции 1917 года Ю. А. Олсуфьев покинул свою усадьбу в Буйцах и отправился с женой и сыном в Оптину пустынь к духовнику старцу Анатолию. Тот направил его в Сергиев Посад. В Сергиевом Посаде граф был зампредом Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры.

Ему доверили охранять главную ризницу Лавры.

Ю. А. Олсуфьев — основатель научной реставрации икон. На счету реставратора и искусствоведа за два года труда в Сергиевом Посаде двадцать научных работ. Также он спас от поругания вместе со священником Павлом Флоренским честную главу Сергия Радонежского, которая долгое время хранилась в семье Олсуфьевых.

В 1925 году Олсуфьева арестовали и обвинили в «контрреволюционной деятельности в целях свержения Советской власти». На два месяца он был заключен в Бутырскую тюрьму. А весной 1928 года, после издания книги Ю. А. Олсуфьева и П. А. Флоренского «Амвросий, троицкий резчик XV века» началась его травля. Спасаясь от репрессий, он уехал в Москву и работал в центральных государственных реставрационных мастерских. С 1934 года, после их закрытия, занялся реставрации древнерусской живописи в Третьяковской галерее. По свидетельству потомка русских эмигрантов князя Ивана Шаховского именно Юрий Олсуфьев, работая в мастерской Грабаря, помог сохранить эти культурные объекты и религиозные святыни, вопреки кощунственному приказу уничтожить кремлевские иконы.

К несчастью, этого настоящего профессионала, честного и глубоко верующего человека постигла трагическая участь религиозной интеллигенции. В начале 1938 года он был арестован по обвинению в «распространении антисоветских слухов» и вскоре расстрелян на Бутовском полигоне 14 марта. А в 1980 году Ю.А. Олсуфьев как безвинная жертва политического террора был реабилитирован.