Скандальный бизнес на вожде

На модерации Отложенный

Когда в январе 1924 года вождь революции ушел в мир иной, культура СССР столкнулась с проблемой — как рисовать Ленина на картинах и изображать в кино? Ведь в годы его жизни хороших фотографий было совсем не много. И совершенно случайно на помощь грустящей стране пришел простой человек. 

Звали этого человека Иосиф Ариевич Славкин. Был он мещанином города Стародуба Черниговской губернии на Украине и промышлял в Москве по юридической части, а проще говоря, служил адвокатом. Роста он был невысокого, имел резкие манеры и большую лысину. Вот эта-то самая лысина и толкнула его на скользкий путь.

Насмотревшись фильмов о революции, о Владимире Ильиче Ленине, Славкин стал внимательно присматриваться к самому себе. Он подолгу стоял у зеркала, принимая разные позы, подмеченные им во время киносеансов, и незаметно для самого себя втянулся в образ великого вождя.

Стремление к сходству требовало жертв. Славкина это не останавливало. На гонорары от своей адвокатской практики он заказал костюм, пальто и кепку по ленинскому покрою, разыскал галстук, как у Ленина, купил туфли на два номера больше, чтобы их носки загибались вверх. Он стал даже грассировать, как Ленин, и даже больше.

Д. Налбандян. «В.И. Ленин в Разливе»

Ещё один неканонический портрет Ленина. Кузьма Петров-Водкин. Портрет В. И. Ленина. 1934.

Поразмыслив, Иосиф Ариевич решил предложить себя московским художникам в виде натурщика для написания портретов Ленина.

Д. Налбандян. «Выступление В. И. Ленина на Красной площади в 1919 году»

Первым художником, к которому Славкину удалось, как говорится, подкатить, был художник по фамилии Нюрнберг. Славкин ему позировал для портрета Ленина в картине «Ленин в период эмиграции», Нюрнберг же ввел Славкина в мир искусства. После него со Славкина стали рисовать вождя художники — Финогенов, Одинцов, Налбандян, Иогансон, Васильев и др. Вскоре Славкин почувствовал, что его начинают узнавать на улице.

Б. Иогансон. «Ленин на III съезде комсомола»

Окрыленный успехами, он бросил свою адвокатскую деятельность и полностью переключился на искусство. Прежде всего, он с целью, как он сам говорил, «восполнения недостающих документально ленинских поз» начинает сам их выдумывать и при этом фотографироваться. Эти фотографии он продает художникам по десять рублей за штуку, а за час позирования берет с них по двадцать-сорок рублей. 

Но ему хочется большего... Он мечтает сыграть роль Ленина в кино, собирается издать альбом своих фотографий в образе Ленина, выпускать открытки серии «Ленин», в смысле Славкин и пр. и пр. Аппетиты его растут, и вот, когда скульптор Андрианов лепит с него скульптуру «Ленин-вождь», то между ними возникает договоренность о том, что Славкин получит половину всего гонорара, выданного скульптору. Сам Ленин, наверное, никогда бы не смог заключить такого выгодного договора, даже если бы и позировал. А Славкин смог, потому что любил себя в Ленине гораздо больше, чем Ленина в себе, и уж тем более, чем Ленин самого себя.

К. Финогенов. «Ленин на испытании электроплуга Фаулера в октябре 1921 года»

В 1931-1933 году художник нарисовал 3 картины про Ленина в Европе, где виднелся Иосиф Ариевич. Славкин стал нарасхват и через месяц стал зарабатывать по 15 рублей в час, изображая Ленина.

Юркий Ариевич быстро смекнул, что на Ленине можно сколотить целое состояние и к концу 1930-х годов поднял расценки в 4 раза, и спрос не падал. Слепить или срисовать «живого Ленина» мечтали все интеллигенты, ведь государство за вождя платило весьма исправно.

И жадность Славкина росла. Иосиф стал не просто брать часовую ставку, а потребовал от художников и скульпторов отдавать часть своего гонорара. А потом даже стал собственным продюсером, торгуясь с заказчиками ленинских картин и памятников. Более того, пытался продать картины себя в виде Ленина, Центральному музею Ленина!

Неканонические портреты вождя, выполненные в 1920-е, из Ленинского мемориала в Ульяновске

П. Васильев. «В.И. Ленин и И.В. Сталин за беседой»

На пике расцвета и молодецких сил Иосиф стал зарабатывать по 3 тысячи рублей в месяц — столько получали ударники-стахановцы, звезды советского кино и конструкторы самолетов. А кроме денег в товарище Славкине развился актерский талант. Он стал диктовать художникам, какую позу и какой мечтательный взгляд надо принять Ленину на картине в лице себя.

Но беда пришла откуда не ждали. 

Художник Петр Васильевич Васильев, рисовавший с него Ленина, как-то показал Надежде Константиновне свои работы.

Крупская долго и внимательно рассматривала рисунки, а потом осторожно спросила художника, не пользовался ли он в работе над образом ее мужа услугами натурщика. Петру Васильевичу пришлось признаться в этом. Надежда Константиновна попросила его никогда больше этого не делать. Можно не говорить, как художник ругал себя за то, что увлекся натурой. Потом он стал проклинать самого натурщика, а потом звонить друзьям и на него же, проклятого натурщика, жаловаться.

Пока Славкин упивался своим сходством с основателем первого в мире государства рабочих и крестьян, слухи о том, что Надежда Константиновна Крупская перестала узнавать своего мужа на портретах советских художников, распространились по Москве.


П. Васильев. «В.И. Ленин, И.В. Сталин и В.М. Молотов в редакции газеты Правда. 1917 г.»

В 1940 году натурщиком заинтересовался ЦК ВКП(б). Работники Управления пропаганды, «агитпропа», стали вызывать к себе художников, которым позировал Славкин, и допрашивать по вопросу об искажении ими великого образа. Художники клялись, что больше никогда в жизни не будут рисовать Ленина с натурщика и что вообще прекратят со Славкиным всякие отношения. Потом в ЦК вызвали самого Славкина. Его предупредили о том, что если он и впредь будет корчить из себя вождя мирового пролетариата, то будет привлечен к ответственности. К какой, правда, не сказали, но Славкин понял — к уголовной.

В Комитете по делам искусств он дал письменное обещание о прекращении своей деятельности, а придя домой, сбрил усы и бородку, спрятал подальше, в сундук, партийную кепку и устроился на работу в контору «Мясосбыт». Скромным советским служащим он закончил свой жизненный путь в шестидесятые годы ХХ столетия, оплакиваемый родными и близкими.

Б. Владимирский. «Ленин и Сталин в Смольном»

ЦК ВКП(б) изгнанием Славкина из натурщиков не ограничился. Оказалось, что в Москве, помимо Славкина, в образе Ленина позируют — работник издательства «Легкая промышленность» Морозов и бывший шофер Лебедев, который к тому же выбривает себе лысину и красит волосы в рыжий цвет. Нашелся натурщик и в Ленинграде. Он разъезжал по городам, в которые его вызывали художники, и брал с них за позирование по пятьдесят рублей в час. Надо отдать должное натурщикам, они не пользовались образом Ленина для добывания дефицитных товаров или дополнительной жилплощади, не попадали в вытрезвитель, их не спускали с лестниц в жилетках и партийных кепках мужья любовниц.

Наоборот, они изучали историю ВКП(б) и вели вполне добропорядочный образ жизни. Да и занятие их (позирование) предосудительным назвать никак нельзя. Художники всегда пользовались услугами натурщиков. Просто здесь был особый случай. Рисовать конкретного великого вождя с натуры, с простого смертного, — кощунство, а если вождь к тому же становится похожим на натурщика — тем более.


С. Герасимов. «В.И. Ленин на втором съезде Советов среди делегатов-крестьян». 1936.

Художники были в панике: «Пропали наши труды!» С открытой недавно выставки графических произведений на темы истории ВКП(б) был снят портрет Ленина, написанный известным художником Сергеем Герасимовым со Славкина. Под угрозой отлучения от ЦК ВКП(б) оказались произведения и других столпов социалистического реализма. 

Масштабы аферы

 Оказывается, Славкин позировал не только «формалисту» Нюренбергу, которого больше интересовал Париж, чем Ленин. В отчёте Оргкомитета Союза художников СССР сказано: «Бывший адвокат Славкин позировал: Иогансону Б. В. к картине «Вожди Октября», Налбандяну Д. А. к картине «Приезд Сталина к В. И. Ленину», Котову П. И. – «У больного Ленина», Васильеву П. к серии «Портреты Ленина», Герасимову А. – «Портрет Ленина» и многим другим».

Обратите внимание на фамилии – это цвет представителей соцреализма, знаковые фигуры, столпы советской живописи. И внезапно на их работах вместо Ильича – актёр-любитель и зарвавшийся проходимец. Это же чудовищный скандал!


Это единственный портрет Ленина созданный в дореволюционную эпоху. Автор – известный французский художник Эмиль Бернар (1868-1941). Написан в Париже в 1910 году за один сеанс. Знакомство Ленина и Бернара произошло в кафе Клозери де Лиль, находившемся поблизости от Монпарнаса и улицы Мари-Роз, где квартировали тогда Ульяновы. Ильич любил играть в шахматы в этом кафе. Одним из его партнёров по игре являлся Поль Фор, известный тогда французский поэт и социалист, родственник живописца Бернара. Так они и познакомились. В 1970-е годы полотно оказалось в фондах Центрального музея В.И. Ленина, где и пролежало до Перестройки, так как не соответствовало каноническому образу вождя.