Этнофилетизм и автокефалия украинской Церкви

На модерации Отложенный

 

«Мы веруем во святую соборную Церковь. Однако еретики и раскольники также называют свои общины церквами. Но еретики, ложно мысля о Боге, искажают саму веру, а раскольники беззаконными разделениями отступают от братской любви, хотя верят в то же самое, что и мы. Поэтому ни еретики не принадлежат вселенской Церкви, которая любит Бога, ни раскольники не принадлежат к ней»

-Блаженный Августин-

 

В последнее время в связи с предстоящим Собором УПЦ вновь с новой силой вспыхнули активные дебаты об автокефалии УПЦ МП, о возможности создания единой православной поместной церкви в Украине. Сторонники автокефалии УПЦ МП в качестве положительных последствий предоставления УПЦ МП статуса автокефалии приводят предположение о возможном объединении УПЦ МП с различными неканоническими псевдоцерковными группироваками типа УПЦ КП, самосвятов УАПЦ и УГКЦ. «Автокефалисты» упорно твердят о какой-то политической целесообразности, о необходимости Украине как суверенному государству иметь и свою суверенную независимую поместную церковь, но при этом совершенно не задумываются о догматических, экклесиологических аспектах, о вопросах канонического статуса.

 

Воссоединение разных украинских конфессий возможно только на фундаменте канонической церкви (УПЦ МП) на условиях покаяния раскольников. Двери Церкви всегда раскрыты для кающихся братьев, желающих вновь оказаться внутри спасительной церковной ограды. Никаких других переговоров о воссоединении быть не может. Вопрос автокефалии УПЦ МП ни в коем случае не может решаться путем самовольного отделения от Церкви (МП). Любое разделение церковное - есть зло. Кроме того в данное время Православная Церковь пока еще выработала согласных принцип получения автокефалии той или иной церковью. Совсем недавно в Шамбези рабочая группа по подготовке Всеправославного собора (VIII Вселенского) так и не смогла договориться о принципе получения автокефалии в виду расхождения мнений между Константинопольской Церковью и славянскими Церквями. Поэтому даже дарование Томоса об автокефалии УПЦ МП со стороны РПЦ скорее всего не будет признано Константинополем, а соответственно и прочими греческими церквами. Достаточно вспомнить относительно недавнее дарование автокефалии Православной Церкви в Америке, так и не получившей до сих пор признания Константинополем. Необходимо также подчеркнуть, что согласно церковным канонам (6-е и 7-е правила I Вселенского Собора и 3-е правило II Вселенского Собора) , независимые патриаршие престолы и равночестные им Синоды должны учреждаться соборным образом, а не по указанию мирской власти, т.е. претензии властей, их попытки повлиять на Церковь носят явный неканонический характер. Требование мирских властей создания поместной церкви для независимого государства, отдельных церквей для отдельных народов есть не что иное как этнофилетизм, осужденный Церковью как ересь.

Поместный собор Константинопольской церкви (совместно со всеми восточными Патриархами, кроме Иерусалимского) постановил дословно следующее: 


“Мы усмотрели, при сопоставлении начала племенного деления с Евангельским учением и с постоянным образом действия Церкви, что оно не только им чуждо, но и совсем противно.”


“Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцев наших, на коих утверждена святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нем небывалые доселе племенные сборища мы провозглашаем, согласно священным ка нонам, чуждыми Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками [раскольниками]"

 

Вспомним слова апостола Павла: "Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал.

3:28)

 

Почему-то, к примеру, современную Белорусскую Церковь не пугает ни статус Экзархата МП, ни службы на ЦСЯ. Молдавская Митрополия обладает большой самостоятельностью, службы ведет большей частью на молдавском языке и не претендует на статус автокефалии и Молдавского Патриархата. Почему-то католические верующие Франции или Испании не требуют независимости от римского епископа и не требуют собственного французского или испанского Папы. Украинские архиереи УПЦ МП большей же частью вполне довольны своим нынешним положением, когда они имеют ПОЛНУЮ финансовую и административную независимость от Московского Патриархата. Более того, Патриарх даже не имеет права утверждать епископские хиротонии или Устав УПЦ. УПЦ МП имеет свою независимую иерархию, свой собственный Синод, свой Отдел внешних церковных связей, свой Церковный Суд (объясните мне, что такое УПЦ МП при таком раскладе как не отдельная независимая поместная церковь?). При этом Украинская Церковь имеет сильные рычаги для возможности активно вмешиваться и влиять на дела всей РПЦ (украинских епископов в РПЦ около трети, в состав Синода РПЦ входят как минимум два украинских архиерея (постоянный - митр. Киевский Владимир, и кто-либо из приглашенных на очередную сессию Синода). Все разговоры о поместной церкви - мечты исключительно амбициозных политиков и людей, не имеющих как правило никакого отношения к Церкви. Это мечты мирские, мечты политические, мечты от лукавого. Такие мечты не присущи самой Церкви.

 

Любое разделение и любой раскол – есть прежде всего зло, перечащее евангельскому духу.

 

"Церковь едина, и одна она только имеет всю полноту благодатных даров Святого Духа. Кто и каким бы образом ни отступал от Церкви – в ересь, в раскол, в самочинное сборище, он теряет причастие благодати Божией"

-сщмч. Иларион Троицкий-

 

"Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего"

-сщмч. Игнатий Богоносец-

 

"Производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси"

- свт. Иоанн Златоуст-

 

Желающим же вновь и вновь спорить о необходимости создания в Украине своей некоей абстрактной независимой церкви хочется сказать, что такая Церковь уже есть! А Вы задумайтесь – какая независимая церковь вам нужна?

Возможно независимая от… Христа?