Перепись населения 1937 года: почему начальника статуправления расстреляли за её результаты
На модерации
Отложенный
Сбор данных проводился в Советском союзе не единожды. Однако только перепись 1937 года имела столь страшные последствия. Многие из ее организаторов оказались в лагерях, а некоторые, в том числе и начальник статистического управления Иван Краваль, были расстреляны.
Первая и единственная
Подготовка к всесоюзной переписи 1937 года была очень основательной. Свидетельством тому является тот факт, что еще в 1932 году в Московской области был запущен пробный шар – предварительная перепись, с учетом результатов которой планировался процесс сбора данных всех жителей страны. Кроме того мероприятие переносили по крайней мере 2 раза: сначала оно было намечено на 1935 год, потом на 1936, о чем говорят и отпечатанные проекты документов с соответствующей датой. Кроме того перепись 37-ого года в первый и единственный раз была заявлена как однодневная. Именно поэтому для осуществления этой идеи привлекли 1 миллион 250 тысяч счетчиков. Также принципиальным отличием являлся и учет исключительно тех людей, которые находились на момент визита переписчика в том или ином населенном пункте независимо от места их постоянного проживания.
Руководителем Бюро переписи стал Квиткин, а должность начальника статистического управления уже занимал Краваль. За организацией переписи следил лично товарищ Сталин. Он даже принимал участие в формулировке вопросов. Перепись 1937 года широко рекламировалась. Для этих целей были выпущены миллионы брошюр и листовок, сотни тысяч плакатов, бесчисленное множество спичечных коробков с агитацией. Своими итогами, по соображениям властей, перепись-1937 обязана была продемонстрировать всему остальному миру достижения советского строя.
Как показывают документы, опубликованные в начале 1990-х, проводившие перепись сотрудники Центрального управления народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) знали о том, что сталинские цифры не соответствуют действительности. Знали они и о причинах этого несоответствия: последствия ужасающего голода 1932–1933 годов и интенсивность репрессий можно было скрыть от рядовых граждан, но не от статистиков. Однако, понимая все это, они не захотели фальсифицировать результаты. Наоборот, пусть и в уклончивых формулировках, но они попытались объяснить руководству страны настоящие причины «дефектности» переписи. В течение года почти всех руководителей ЦУНХУ репрессировали: организаторы переписи Иван Краваль и Олимпий Квиткин были расстреляны, занимавшие должности поменьше Лазарь Брандгендлер и Михаил Курман оказались в лагерях. Как видно из воспоминаний Курмана, оказавшись в тюрьме, он продолжал считать, что партия все делает правильно, а значит, и пострадал он не из-за оппозиционных настроений, а просто потому, что не счел возможным поступиться своими профессиональными принципами. Судя по всему, этим же руководствовались и его коллеги.
Неожиданные результаты
Однако надежды не оправдались. Увеличение количества населения в СССР по сравнению с 1926 годом составило не 37 миллионов, как было предварительно заявлено, а всего 15 миллионов.
Многие эксперты сходятся во мнении, что причинами тому явились высокая смертность среди несовершеннолетних от различных инфекций, голод и, конечно, репрессии. Однако некоторые склонны верить в неудовлетворительную работу отделов ЗАГС. Историки полагают, что ЗАГСами не было зарегистрировано немалое количество смертей и рождений. Такое было возможно в сельских местностях или в «отсталых» республиках: Колмыкской АССР, Бурят-Монгольской АССР и других.
Помимо данных о количестве населения, советское руководство было крайне огорчено результатами опроса, касающимися вероисповедания. Точнее сказать, взбешено. Несмотря на яростную атеистическую пропаганду, православными верующими себя не убоялись записать более половины респондентов. Хотя это был откровенный риск как для самого гражданина, так и для его близких. Перепись была не анонимная, более того, записывали паспортные данные, адреса и т.п. Каждый, признавший себя христианином, буквально рисковал своей свободой, а может быть и жизнью.
В общем вся информация, касающаяся итогов сбора данных 1937 года, теперь не подлежала разглашению, а перепись была объявлена неправильной.
Первыми «вредителями», выявленными 31 марта 1937 года, стали ответственные за подготовку и проведение О. А. Квиткин (начальник Бюро переписи населения ЦУНХУ СССР), М. В. Курман (начальник Сектора населения), Л. С. Бранд (Брандгендлер) (заместитель начальника Бюро переписи населения) и И. М. Обломов. Начальник Управления народно-хозяйственного учёта Госплана СССР И. А. Краваль был арестован 31 мая 1937 года и впоследствии расстрелян. Аналогичные «выявления» прошли по всем уровням УНХУ СССР и союзных республик.
В первом издании «Большой советской энциклопедии» о переписи населения 1937 года сообщалось следующее: «6 января 1937 года была проведена новая перепись населения (П. н.) Союза ССР. Однако ввиду того, что пробравшиеся к руководству П. н. враги социализма — троцкистско-бухаринские агенты иностранных разведок — вредительски организовали П. н., СНК СССР в постановлении от 23 сентября 1937 признал организацию П. н. неудовлетворительной, а сами материалы переписи дефектными. СНК СССР указал, что П. н. 1937 была проведена ЦУНХУ Госплана СССР с грубейшим нарушением элементарных основ статистической науки, а также с нарушением утверждённых правительством инструкций. СНК обязал провести новую всесоюзную П. н. в январе 1939».
Приговоры по делу.
Виновными в срыве переписи были провозглашены многие руководители, в их числе и начальник бюро Квиткин, и руководитель статистического управления Краваль. Последний был приговорен к расстрелу и умерщвлен в августе того же 1937 года. Большинство осужденных по делу отправились в лагеря. Повторную перепись решено было организовать через 2 года. Результаты в ней просто сказочно отличались от двухлетней данности. И миллионы пропавших невесть куда граждан вдруг нашлись.
Сохранившиеся документы с итогами переписи 1937 г. открылись миру лишь в 1990 году.
Комментарии
ну если расстреляли --значит за дело... тогда просто так не расстреливали
Брателло! Ты действительно так думаешь или совсем с историей не дружишь?
Не за результаты, а за отсутствие результатов. У половины страны не было паспортов, У кого были - на половине отсутствовали фотографии. Затрачены колоссальные людские и денежные ресурсы, а толку пшик.
Шурик! Ты все-таки включай мозги ,вскоре провели новую перепись и почему-то отсутствие паспортов и
отсутствие фотографий никого не смутило.
Тебе надо защитить упыря -Сталина,вот ты ищешь причину.
Дело в другом появилась огромная яма в количестве чуть ли в 20млн. человек,которую показали расстрелянные ,а новые переписчики состряпали ,как указал вождь.
Сейчас в России таже ситуация и реальное количество населения в стране не показывают.
Давыдко, всё просто: с октября 1937-го года фотография в паспорте стала обязательным атрибутом.
Шурик! Людей не смеши.Тут же все сфотографировались и слюной приклеили свои фото к не
имеющимся паспортам:-))) Не до конца показывай свою глупость.
К слову,имеется сотни статей о сталинской переписи населения. Найди и прочитай.
Зощенко читал?
7 декабря 1932 г. председателем ЦИК СССР М. И. Калининым, председателем Совнаркома СССР В. М. Молотовым (Скрябиным) и секретарем ЦИК СССР А. С. Енукидзе было подписано Постановление № 57/1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов». Паспортизация проводилась для ужесточения государственного контроля над населением Страны Советов – «в целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков, новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах», а также «в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких… и иных антиобщественных элементов». Этот документ стал юридической основой советской паспортной системы. Он устанавливал, что отныне «все граждане Союза ССР в возрасте от 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, обязаны иметь паспорта». Таким образом, далеко не вся страна была охвачена паспортизацией: за пределами последней осталось подавляющее большинство крестьянства, особые удостоверения выдавались военнослужащим.
Паспорт теперь являлся единственным документом, «удостоверяющим личность владельца». Все бумаги, исполнявшие прежде роль вида на жительство, отменялись. Вводилась обязательная прописка паспортов в органах милиции «не позднее 24 часов по прибытии на новое местожительство». Обязательной стала и выписка – для тех, кто выбывал «из пределов данного населенного пункта совсем или на срок более двух месяцев», а также для обменивающих паспорта, заключенных, арестованных, содержащихся под стражей более двух месяцев.
В паспорте указывались имя, отчество, фамилия, дата и место рождения, национальная принадлежность, социальное положение («рабочий», «крестьянин-единоличник», «служащий», «учащийся» и т. д.), адрес постоянного проживания, место работы или прохождения военной службы, а также сведения о документах, на основании которых выдан паспорт. В нем имелось место для фотографии, которую долгое время вклеивали только при необходимости, однако с октября 1937 г. это стало обязательным.
ШуриК! Разговор идет о сталинской переписи ,а ты о паспортах.
Колхозники получили паспорта в 1974году.
Учи матчасть и перестань оправдывать упыря.
- Хаим, шо мы имеем с гуся?
-Нэ знаю...
Ну, тупой!
Шурик! Ты хоть гуся живого видел?
Сходи в зоопарк.