Цифровой рубль - инструмент псевдосуверенитета России

На модерации Отложенный


Удивительные вещи творятся у нас в социально-экономической политике, особенно, когда заходит речь о планах цифровизаторов. Вице-президент Центробанка, выпускница California State University Ольга Скоробогатова на каждом круглом столе/форуме напоминает, что цифровой рубль в пилотном порядке начнет использоваться в России с 1 апреля, но при этом текст законопроекта, регулирующего ЦР, до сих пор в Госдуме – он был принят только в первом чтении. Видимо, все заинтересованные стороны считают этот вопрос решенным, только «конспирологически настроенные» общественники и эксперты, внимательно изучившие текст ПФЗ, продолжают сопротивление и настоятельно просят его отклонить. Проанализируем ряд тезисов защитников и противников ЦР, чтобы картина стала более полной.

Прежде всего, «Катюша» делала целый цикл материалов по лоббированию цифрового рубля, отслеживая процесс с 2019 г., когда в ЦБ РФ впервые о нем заикнулись и был опубликован первый доклад на эту тему. Точнее, аналитическая записка ЦБ – «Есть ли будущее у цифровых валют центральных банков?». Ссылки в этой записке, кстати, были исключительно на «партнеров» из ФРС, МВФ, а также на опыт центробанков Европы.

Когда свет наконец увидел ПФЗ о цифровом рубле, все опасения и аналитиков «Катюши» оправдались. Мы также подробно его разобрали. Но вопросы у многих остаются, в частности, риски введения ЦР зачастую пытаются нивелировать по известной схеме – якобы, все это делается во имя нашего технологического суверенитета. Как это может делаться по лекалам геополитических врагов, по их методичкам, по их технологиям, но в интересах страны? Еще с участием «банкира года» по версии Euromoney Эльвиры Набиуллиной – выпускницы Йеля, где отучился и нынешний зэк Алексей Навального? Той самой Набиуллиной, которая еще до горячей фазы конфликта с «партнерами» активно моталась в США, отчитываться перед главой IMF Кристин Лагард?

Цифровой рубль – это имплементация в России глобального проекта World Bank Group/WEF - Central Bank Digital Currency. На вопрос о том, «где сказано, что ЦР призван заменить наличку?», есть прямой ответ – в заявлениях первых лиц Минфина и Банка России.

Замминистра финансов РФ Алексей Моисеев: «Цифровой рубль — это замена наличному рублю»:

«Да, мы с Банком России находимся в контакте. Понимаем, что рубль как валюта — это исключительно конституционные полномочия Центробанка. Мы просто участвуем в дискуссиях, но, как правило, решение принимает ЦБ. И в целом мы видим, что он прислушивается к мнениям, которые озвучиваются. Цифровой рубль, по сути, не является заменой обычному рублю. Цифровой рубль — это замена наличному рублю. Это означает, что у вас будет кошелек, но он никак не будет зависеть от банка. С наличным рублем по-другому — вы с банком заключаете договор, и деньги принадлежат банку. С юридической точки зрения, цифровой рубль всегда будет ваш, банк здесь выступает только как ячейка. Банк будет оказывать лишь клиентский сервис...»

Цифровой рубль со временем заменит наличные деньги, однако переходный период будет длительным, заявил первый зампред Банка России Сергей Швецов, выступая на Петербургском международном экономическом форуме:

«Мы считаем, что это третья форма денег, которая будет один к одному обмениваться с первой и второй формой. Опять же: пандемии спасибо, бумага - это инфекция. Как говорят - "грязные" деньги, так вот мы еще получили и заразные. Наверное это отходящая технология, которая обслуживает либо "серый" бизнес, либо когда нет альтернативы. Вот покрытие интернета развивается, гаджеты идут в народ, Россия одна из лидеров в этом направлении и поэтому есть технология, которая может позволит заменить наличные деньги цифровыми рублями», - добавил Швецов.

Однако, по словам Швецова, это будет очень долго происходить. "Во-первых, "серая" экономика быстро никуда не денется, во-вторых, есть ментальные преграды.

Поэтому это длинный переходный период", объяснил он.

«Мы же ушли от каких-то неудобных форм денег. Я думаю, наличные тоже когда-то, через 10-20-30 лет, будут маргинальными. Вот цифровой рубль должен будет их заменить. И скорость создания этого продукта очень сильно зависит от технологической готовности», - заявил Швецов.

Швецов из ЦБ прямым текстом говорит, что главная их преграда - ментальная, то есть варить "лягушку отмены налички" они естественно будут медленно. Кто-то всерьез думает, что именуемая ими "отходящей технологией" и "маргинальной" наличка через указанные ими сроки будет сохранена? Естественно, на первом этапе внедрения полную отмену налички вместе с введением ЦР никто в документе не прописывает. Пока в ПФЗ говорится, что ЦР нельзя обналичить, но можно перевести деньги из "цифрового кошелька" на привычный безналичный счет в банке - и тогда уже поменять их на наличные.

Однако логика происходящего, многочисленные заявления чиновников от Минфина и ЦБ, тренды, сопровождающие внедрение CBDC по всему миру (сюда же - призывы Роспотребнадзора и  банкира Германа Грефа и Ко отказаться от налички в период ковидобесия), позволяют предположить с ВЫСОКОЙ ДОЛЕЙ ВЕРОЯТНОСТИ, что отмена налички (а также - и банковского безнала) являются задачами лоббистов CBDC.

Также приведем комментарий фин. аналитика с многолетним стажем работы в руководстве коммерческих банков Александра Лежавы. Он во многом звучит в унисон с нашей аналитикой по теме:

«Чем опасен для всех нас цифровой рубль? Тем, что в отличие от всех существующих сегодня наличных/безналичных систем, он является программируемым. Его можно запрограммировать по срокам, направлениям использования и самым разным вещам. Кроме того, он призван заменить как наличные, так и безналичные расчеты. Банк России презентует его как некую цифровую наличность, поскольку каждый цифровой «токен» имеет свой номер и может быть запрограммирован. О чем это говорит? О том, что фактически центральный банк будет обладать всей полнотой финансовой информации о каждом из нас. Люди, у которых есть разные счета в разных банках, будут фактически сведены к одному счету, который будет в ЦБ. Соответственно, все операции будут под контролем и могут управляться по произволу людей, которые контролируют счета. Если сюда будет внедрен ИИ, все это может делаться на автоматизированном уровне. 

Есть ли какие-либо плюсы для нас как пользователей? Для операций с ЦР необходимы гаджеты/компьютеры, электричество и линии связи. Если какой-либо из элементов отсутствует, провести расчет вы не сможете. И в этом принципиальное отличие от тех же наличных денег, которыми можно рассчитываться «здесь и сейчас». Если происходит какой-то технологический сбой, ошибки и т.д., вы не сможете пользоваться счетом в ЦБ.  Формально сказано, что ЦБ несет за это ответственность, но на практике, со стороны частных банков, шансы как-то защитить права физлиц сводятся к нулю. Добиться восстановления счета будет вообще невозможно, и некому будет пожаловаться. 

Повлияет ли эта инновация как-то на инфляцию? Позитивно – никак, инфляция будет только усиливаться. Цифровые рубли будут мгновенно вбрасываться на рынок, что приведет только к росту цен. Следующий момент – фактически произойдет ликвидация коммерческих банков как таковых. Возможности что-то накопить, сэкономить, сохранить с ЦР у вас не будет. Ведь всегда можно поставить ЦР неограниченный срок слежки.

В США недавно был внесен в Конгресс закон о запрете слежки за финансовыми операциями местным Центробанком. К сожалению, ни один депутат в России у нас не поднял подобный вопрос, так что считаю целесообразным отклонить ПФЗ о цифровом рубле». 

Так что все, кому история построения «дивного нового мира» с жестким социальным, финансовым и, конечно, цифровым контролем, не нужна – еще имеют возможность отправить обращение депутатам Госдумы против данного законопроекта.