Саратовская гармонь попала в список культурного наследия России

На модерации Отложенный


Саратовская гармонь попала в сотню объектов нематериального культурного наследия России. Мастера ожидают, что это сделает инструмент еще популярнее, и заказов у них станет больше. Чем именно эта гармонь уникальна, и чем отличается от музыкальных собратьев, рассказывает корреспондент «МИР 24» Александр Лансков.

Это еще не музыка – это голос саратовской гармони. Тонкие стальные пластины называют голосовыми язычками.

«Он должен быть мягкий. На данный момент он очень жесткий, и он не будет играть», – объясняет мастер по изготовлению саратовской гармошки Олег Аристархов.

Каждый голос – ручная работа мастера. Все движения инструментом – исключительно вдоль заготовки. Так делали и в старину.

«Со временем руку набиваешь, голоса становятся лучше, качественнее. Не знаю, может что-то передается от самого человека металлу, ведь магия все равно какая-то есть», – считает Олег Аристархов.

Меха – только из определенной породы хвойного дерева, которое едет в Саратов больше трех тысяч километров.

«На изготовление у нас идет выдержанная горно-алтайская сосна. Потом это дело у нас шпонируется красным дере

Подмастерье Василий Скуртол шлифует лакированные детали. От его работы зависит внешний вид гармони.

«Если передержишь, покрытие просто испортится, и придется все заново переделывать, поэтому стараешься делать все аккуратно, чтобы выглядело красиво», – отмечает Василий Скуртол.

Саратовскую гармонь с другой не перепутаешь. Встроенные колокольчики и своеобразный тембр делают ее голос уникальным.

«Я самоучка, я с первого класса занимался саратовскими гармошками, уже больше пятидесяти лет. Это мое хобби, это мое увлечение, это моя жизнь», – подчеркивает гармонист Виктор Мешков.

Саратовская гармонь попала в сотню объектов нематериального культурного наследия России. В мастерской Аристархова надеются, что это сделает уникальный инструмент еще популярнее, и заказов у них прибавится.

вом», – продолжает Олег Аристархов.