Книга С.П.Мельгунова «Красный террор в России» и её значение



С 1926 года Мельгунов несколько лет принимал участие в издании политического еженедельника «Борьба за Россию», предназначавшегося для распространения в Советской России. Политическая программа еженедельника, не только отвергала контакты русской эмиграции с Советской Россией, но и призывала к борьбе с нею в полном соответствии с заявлением самого Мельгунова в печати. Против программы вооружённой борьбы с большевиками выступила большая часть эмиграции: от П.Н.Милюкова до А.Ф.Керенского. Поддержку Мельгунову в этом вопросе оказала только группировка П.Б.Струве и правые монархисты, долгие годы мечтавшие о «весеннем походе» на Россию.

Не удивительно, что работа в еженедельнике «Борьба за Россию» приводит С.П. Мельгунова к сотрудничеству с офицерскими эмигрантскими организациями, в частности с главой «внутренней линии» РОВС, сторонником активных действий против советской власти генералом А.П. Кутеповым. Именно через его «агентов» редакция еженедельника планировала распространение журнала в Советской России.

Кутепов и другие активисты РОВС, как известно, были вовлечёны в игру чекистских провокаторов «Трест». Успешная деятельность ИНО ОГПУ в среде российских эмигрантов, по большому счёту, свела на нет весь белоэмигрантский «активизм», лишив его поддержки общественности и главное – источников финансирования.

Неудача политических акций и недостаток материальных средств привели к концу еженедельника «Борьба за Россию».

«Непримиримому» историку Мельгунову удалось избежать печальной участи лидеров военных организаций генералов Кутепова и Миллера, хотя у чекистов были все основания открыть охоту и на него. Книги Мельгунова «Красный террор в России» и «Золотой немецкий ключ большевистской революции» могли стать не менее действенным оружием в борьбе с большевиками, чем все бомбы и террористические акты бывших офицеров.

Книга С.П.Мельгунова «Красный террор в России» и её значение

Из всех историко-публицистических и научных работ С.П.Мельгунова книга «Красный террор в России» вызвала наиболее сильный общественный, международный и политический резонанс. Уже осенью 1923 года эмигрантские газеты сообщили, что историк Мельгунов готовит книгу о развязанном в России большевиками терроре будто бы в ответ на «белый террор» буржуазии. Впервые книга была опубликована в Германии в конце 1923 года. Выход книги обошёлся Мельгунову в «шесть недель бессонницы и официальное лишение российского гражданства». Уже в 1924 году она была переиздана 2-м изданием, существенно дополненным. В 1975 и 1985 годах книга вышла в Нью-Йорке третьим и четвертым изданиями. Только в 1990 году «Красный террор в России» впервые вышел в СССР. Книга была переведена на множество иностранных языков: немецкий, английский, испанский, голландский, французский.

Основной вопрос, поставленный историком в этой работе: является ли красный террор явлением классового характера, или же он направлен вообще против всех людей, которых большевики желают объявить «врагами Советской власти»?

При работе над книгой историк использовал очень широкую гамму материала, в том числе издания ВЧК и чрезвычаек на местах, свидетельские показания очевидцев, материалы официальной советской прессы.

Мельгунов отдавал себе полный отчёт в невыполнимости задачи воссоздания полной картины пережитого Россией, а также точного подсчёта жертв революционного террора в то время, когда писалась книга. Мельгунов и не ставит перед собой столь исчерпывающей задачи, поскольку считает достижение этой цели нереальным в принципе.

В своей работе он подводит определённые итоги и группирует известные ему факты, оговариваясь в тех или иных местах относительно непроверенности некоторых источников или отсутствии возможности иметь точные данные. При этом сам автор отводит сомнения, связанные со своевременностью выхода этой работы, настаивает на важности и своевременности публикации.

Книга выходила в сложной обстановке: в Европе шёл процесс над белоэмигрантом М. Конради, убившим из желания «отомстить большевикам за зверства ВЧК» советского дипломата Воровского. По существу дело превратилось в показательный процесс над ВЧК: множество свидетелей давали свои показания следствию о пережитом в большевистской России. Участие в процессе С.П. Мельгунова сыграло важную роль, так как по просьбе защитника подсудимого Теодора Обеля историк, верный своим идеалам и считавший нужным довести до сведения Европы факты российской действительности, представил обширный материал для характеристики «красного террора» в России.

Первое издание книги было замечено всей зарубежной печатью. Единодушно отмечалась заслуга автора, который добросовестно и скрупулёзно систематизировал колоссальный материал, характеризующий такое явление как «красный террор» большевиков.

Второе издание работы Мельгунова было подготовлено при использовании материалов Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков при Главнокомандующем ВСЮР генерале А.И.Деникине. Эти материалы были вывезены из уже советской России в конце 1919-начале 1920 года её председателем Г.А. Мейнгардтом. В цели Комиссии входил именно сбор материалов для будущего расследования злодеяний большевистской власти: опрос свидетелей, выяснение обстоятельств гибели людей, опознание погибших. Также её сотрудники занимались сбором сведений о деятельности учреждений советской власти в области судопроизводства, народного образования, экономики, отношения к религии с целью доказательства антигосударственной деятельности большевизма и разрыва между обещаниями власти и её конкретными действиями. Эти материалы давали обширную источниковую базу для исследования истории «красного террора» в России. В настоящее время большая их часть хранится в Германии и всё ещё недоступна для широкого круга исследователей. Поэтому книга Мельгунова и его ссылки на использованный материал могут восприниматься современными историками как своего рода исторический источник, наглядная иллюстрация, обличающая демагогию идеологов коммунизма.

Что касается историко-политического значения книги «Красный террор в России», на наш взгляд, оно имело место не только в момент её выхода в Европе, но и в момент её появления в СССР в 1990 году.

Как отмечает современный биограф С.П. Мельгунова д.и.н. Ю.Н.Емельянов, историк доказал на основании суммирования фактов, что «красный террор» не был террором пролетариата как класса, но являлся типичным партийно-групповым террором РКП(б), партийной и идеологической диктатурой власти.

Во многом благодаря этой книге, в постсоветском обществе произошёл пересмотр прежних взглядов, началась ломка устаревших представлений о далёкой эпохе революции и Гражданской войны. Для людей, переживших то время, книга Мельгунова стала последней каплей, которая сдвинула с места, сточила когда-то незыблемый камень советской идеологии. Одни нерядовые члены партии создали ГКЧП, а другие, швырнув свои партбилеты, кинулись растаскивать на уделы созданную «проклятыми убийцами» великую страну, потому что после 70-и лет «красного террора» создать самим что-то более позитивное, оказалось совершенно невозможным.