Скатертью дорожка! Власти пока не станут прибегать к репрессиям в отношении сбежавших

На модерации Отложенный

Фото: Соцсети

Руководство страны сегодня вряд ли заинтересовано в применении каких-то особых мер против беглецов, кроме морального порицания.

Дмитрий Михайличенко, политолог

Сотни тысяч уехавших из страны россиян с момента начала СВО – это фактор, который оказывает сдерживающее влияние на дальнейшие планы руководства страны. Власти пока проявляют рациональность и явно пытаются избежать каких-то экстренных мер, но планомерно наращивать вооруженные силы все равно будут.

В истории России уход/отъезд/бегство исторически рассматривается как форма протеста (крепостные, казаки, эмиграция из СССР и т.д.) и сейчас этот фактор также оказал свое влияние на динамику отношений общества и власти.

Глава России в своем послании заявил, что государство не будет сводить счеты с теми, кто отступился от Родины. «Пусть это останется на их совести»: это означает, что моральное осуждение будет продолжено, но каких-то конкретных и жестких мер пока не предвидится.

Система управления находится в поиске необходимого ей баланса во всех сферах. Это баланс не предполагает резкого роста репрессивности. Проще говоря ситуация опустилась (или поднялась, кому как удобнее) на 1-2 уровня и правящий класс пытается ее зафиксировать.

Кампания по запугиванию уехавших сыграла свою роль и сейчас, когда число отъезжающих невелико, необходимость в усилении такого «морально»-психологического давления отсутствует. Тем более силен фактор антизападных настроений и прямого врага, с которым идут военные действия.

Этого достаточно для того, чтобы консолидировать социум, а от ненависти и хейта общество явно устало.

Социум хотел бы «все как обычно», но на празднование нового года траты муниципалитеты сокращали, День Св. Валентина признан «не нашим», а 23-го февраля нужно, оказывается, поздравлять только настоящих защитников Родины. Все это не та повестка, которая позволяет усилить социальный оптимизм, но тут социум уже привык, ведь на заявления всяких деятелей можно просто не обращать внимание и сохранять нервы в покое.

Натравить оставшуюся часть социума на уехавших можно: возможности госпропаганды это позволяют, но это чревато косвенными и негативными эффектами и дальнейшем усилением, например, турбо-патриотов, которых усиливать никто не будет. Также травля уехавших чревата экономическими потерями для околовластной прослойки богатых людей: те же застройщики, кормящие власть во всех мегаполисах страны, очень недовольны динамикой оттока населения, которая уже привела к существенному снижению сверхприбылей. Договоренности с государством в плане строительства жилья — это хорошо, но хотелось бы еще продавать квадратные метры в Москве и Санкт-Петербурге по цене Праги или Хельсинки, но сейчас – не очень получается.

Интенция власти будет направлена на стремление избегать резких и жестких мер, а также крайностей с целью стабилизировать общественные настроения. Это очень сильный властный эффект, однако учитывая геополитическую неопределенность, его в долгосрочной перспективе (3-5 лет) может не хватить. Но сейчас он может стабилизировать ситуацию, на некоторое время. Иными словами, номенклатура нынешнего типа делает свой ход и пытается сохранить свое доминирование.