Большинство поляков не готовы воевать за свое государство
На модерации
Отложенный
Украинский военный конфликт оказал многоплановое воздействие на польское общество. После травмы пандемии пришла травма войны.
И дело не в том, что поляки испытывают коллективный страх перед войной и распространением конфликта на польскую территорию. Они боятся потерять приобретенные ресурсы, что вызывает сильный стресс", - так профессор Петр Длугош из Краковского педагогического университета подводит итоги исследования, проведенного по заказу Лаборатории изучения войны в Украине при Институте журналистики и международных отношений Краковского ученого. Исследование, результаты которого стали известны газете "Rz", охватило группу из 1145 респондентов старше 18 лет.
Напряжение и страх
Как отмечает профессор Длугош, поляки потеряли чувство стабильности из-за войны и ее экономических последствий и боятся деградации. Это хорошо иллюстрирует высказывание одного из респондентов: "Я боюсь войны и огромной инфляции. Что после стольких лет тяжелого труда мы снова останемся ни с чем, а наши дома и имущество превратятся в пыль. Едва человек немного искупил свою вину после коммунизма, заработал какие-то материальные блага, улучшил свое существование, как нас снова тянет вниз, и снова нависает призрак нищеты. И снова страна будет бедной, вырастет преступность и возникнут другие проблемы".
Бартош Марчук, вице-президент Польского фонда развития, указывает на интересный аспект опасений, связанных с войной. По его мнению, рекордное снижение рождаемости в Польше - данные CSO показали, что самый низкий уровень рождаемости в 2022 году был в ноябре и декабре - является результатом огромного напряжения, связанного с войной, которое выливается в решение завести ребенка.
Исследование UP показывает, что больше всего мы боимся роста цен и инфляции (75%), сразу за этим следует разрушение государства правящим лагерем (56%) и усиление антидемократических действий людей у власти (52%). Одни из самых высоких оценок (по 42 процента) связаны с увеличением волны беженцев из Украины в Польшу и с тем, что война переместится в Польшу. Целых 38 процентов респондентов указали, что боятся штурма иммигрантами границ Польши с Беларусью, а 37 процентов респондентов опасаются роста неприязни и враждебности поляков к украинским беженцам. Меньше всего они опасаются возвращения пандемии и роста смертности (25 процентов) и лишения Польши суверенитета со стороны ЕС (26 процентов).
По словам профессора Длугоша, исследование показывает, что большая группа респондентов живет в напряжении, что негативно сказывается на психическом здоровье. - Некоторые боятся наплыва военных беженцев и их негативного влияния на функционирование государства. В условиях политической поляризации другая группа - в основном оппозиционные избиратели - локализует свои страхи в идеологической сфере, опасаясь, что действия правящей партии наносят удар по их интересам, говорит профессор Длугош. - Поэтому можно сделать вывод, что общество невротизировано и живет в постоянном напряжении и страхе. Скорее, оно занимает позицию бегства, что видно из вопроса о готовности защищать страну в случае нападения российских войск. Только 20 процентов заявляют, что встали бы на защиту страны, подчеркивает исследователь.
Мы хотим помочь, но...
Почти половина не знает, что бы они сделали, если бы Россия напала на нашу страну, но 31 процент респондентов указали, что собрали бы самые важные вещи и бежали бы за границу.
На вопрос "как вы оцениваете влияние нынешних социально-экономических потрясений, вызванных войной в Украине, на польское общество", 54 процента респондентов ответили: "негативно, поскольку они ведут к экономическому кризису, росту неопределенности и напряженности среди людей".
Часть вопросов касалась также оценки притока военных беженцев в саму Польшу. Здесь респонденты разделились на лагеря. 33 процента считают, что украинские беженцы оказывают положительное влияние на наше общество, учат язык, работают, платят налоги. 34 процента указали, что они являются заявителями, способствуют росту цен, пользуются льготами, а еще 32 процента не имеют своего мнения.
Из восьми вопросов, определенных для оценки (таких как рост уровня преступности или поиск спутника жизни), рост цен и товаров и доступ к жилью для аренды и продажи были названы наиболее негативными (49% респондентов) (47%). За что мы оцениваем украинцев лучше всего? За то, что они заполнили пробел на рынке труда. Кроме этого, положительное влияние в других категориях колеблется вокруг нескольких процентов.
Результаты опроса, проведенного Лабораторией по изучению войны в Украине, подтверждают и другие - например, недавно проведенный Варшавским университетом опрос, о котором рассказала Rzeczpospolita. Они показали, что хотя в Польше по-прежнему хотят помочь украинским беженцам, каждый четвертый респондент изменил свое отношение к ним - в основном в худшую сторону, что во многом является результатом экономического кризиса, вызванного войной.
Комментарии
"...31 процент респондентов указали, что собрали бы самые важные вещи и бежали бы за границу."
И правильно, пусть бегут.