Тайна «Царскосельской статуи»
На модерации
Отложенный
Пушкин и Ахматова. Тайна «Царскосельской статуи»26.09.2012 Новость в рубрике: Литературная гостиная
Очередная встреча клуба-лектория «Гармония» в библиотеке им. М.А. Шолохова была посвящена творчеству А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой. В ней приняли участие библиотечные работники Аксайского района, а также гости из Ростова – певица Наталья Абрамова и композитор Сергей Халаимов, исполнивший свою песню о Пушкине на стихи ростовской поэтессы Ирины Яворовской.
Дорогими гостями клуба стали Наталья Михайловна и Борис Александрович Голотины, которых хочется поблагодарить за поддержку и теплые слова в адрес молодого, недавно организованного коллектива от имени клуба «Геликон», успешно работающего уже 11 лет. Стихи Б.А. Голотина знают и любят в «Гармонии». И в этот раз прозвучали строки из его стихотворения «Бульвар Пушкина».
А «Геликоном, где Касталийский ток шумел», для А.С. Пушкина было Царское Село. Спустя почти столетие оно стало творческой колыбелью и для А.А. Ахматовой, навсегда полюбившей «пленительный город загадок» прежде всего за то, что там жил Пушкин.
Одной из самых поэтичных парковых скульптур Царского Села, «Девушке с кувшином», посвятили свои одноименные стихи под названием «Царскосельская статуя» оба поэта.
У Ахматовой читаем:
… И, ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить
Такой нарядно обнаженной.
Исследователи творчества Ахматовой заметили ревнивые нотки автора по отношению к «девушке воспетой».
Не каждый услышит «восторг хвалы влюбленной» в знаменитом пушкинском четверостишии:
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печально сидит.
Анна Андреевна своим чутким женским сердцем любовь поэта ощутила очень точно.
И в том, и в другом стихотворении – недосказанность, тайна, для разгадки которой обратимся к истории создания статуи.
Сюжетом она связана с басней Ж. Лафонтена «Молочница и кувшин с молоком». Но женские образы басни и скульптуры отличаются как внешне, так и внутренне. Скульптурная девушка с ее идеально правильными чертами лица, линиями тела, изящной прической, одеждой, полной грации позой напоминает античную нимфу, а не молочницу в крестьянском платье.
Басня Лафонтена взята как основа и наполнена другим содержанием.
Автор статуи – скульптор П.П. Соколов (1764 – 1835 гг.). Миниатюрную статуэтку, уменьшенный вариант фонтанной скульптуры, он подарил императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I, в связи с печальными событиями в ее жизни – потерей двух дочерей, умерших в младенческом возрасте и похороненных в Александро-Невской Лавре.
А в Екатерининском парке Царского Села в 1816 году появилась эта скульптурная композиция как памятник скорби, надгробие. Вот почему «дева над вечной струей вечно печально сидит». Такая же статуя установлена на родине императрицы, в Германии.
А.С. Пушкин написал свое четверостишие «Царскосельская статуя» в 1830 году, знаменитой Болдинской осенью, за несколько месяцев до женитьбы на Н.Н. Гончаровой. Уже четыре года нет в живых Елизаветы Алексеевны. Застигнутый холерным карантином в своем имении, поэт пишет пылкие письма невесте: «Мой ангел, Ваша любовь – единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка…»
В стихах же он обращается к умершей возлюбленной, утаенной Любви, своей Музе, прощается с ней, называя предстоящую женитьбу заточением:
Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.
(«Прощание»)
Он вспоминает ее в образе «величавой жены» в стихотворении «В начале жизни школу помню я…», скорбит по поводу ее горестной утраты в «Царскосельской статуе», призывает ее тень и клянется в любви в «Заклинании»: «…но, тоскуя, Хочу сказать, что все люблю я, Что все я твой: сюда, сюда!»
Имя утаенной любви Пушкина впервые назвала талантливый литературовед Кира Павловна Викторова. Ее статьи по этой теме начали публиковаться с 1975 года. В результате своих 30-летних исследований К.П. Викторова нашла в рукописном наследии поэта ключ к его тайнописи и сделала вывод, что Пушкину была послана судьбой, Богом на всю жизнь, как «высшая награда», высокая любовь, ставшая его музой, сделавшая его великим поэтом. Встреча с ней произошла в Царском Селе. Этой «женщиной высшего порядка» была императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. «Все события ее биографии, ее облик, вся ее жизнь и ее смерть отражены в главнейших произведениях Пушкина и оставили след во множестве стихов».
Именно ее, а не Е. Бакунину с нетерпением ждал Пушкин – лицеист, глядя на заснеженную дорогу ей, а не А. Керн посвящено «Я помню чудное мгновенье», она, а не Натали, – «Мадонна» («чистейшей прелести чистейший образец»), с нее «образован Татьяны милый идеал». Она была для него «в мире Богом, предметом тайных слез и горестей залогом».
Об этом и многом другом рассказывает К.П. Викторова в своей книге «Неизвестный или непризнанный Пушкин».
Неизвестный – потому что хотя и прочли все его произведения, но не поняли, так как не имели ключа к его тайнописи.
Непризнанный – потому что не признали в нем Пророка, видевшего будущее человечества на века вперед.
Р.С. Борисенко, руководитель клуба «Гармония».
Комментарии
https://www.youtube.com/watch?v=I-3ckMOgSW4
Статуя мираМеж золоченых бань и обелисков славы
Есть дева белая, а вкруг густые травы.
Не тешит тирс ее, она не бьет в тимпан,
И беломраморный ее не любит Пан,
Одни туманы к ней холодные ласкались,
И раны черные от влажных губ остались.
Но дева красотой по-прежнему горда,
И трав вокруг нее не косят никогда.
Не знаю почему - богини изваянье
Над сердцем сладкое имеет обаянье...
Люблю обиду в ней, ее ужасный нос,
И ноги сжатые, и грубый узел кос.
Особенно, когда холодный дождик сеет,
И нагота ее беспомощно белеет...
О, дайте вечность мне,- и вечность я отдам
За равнодушие к обидам и годам.Анненский Иннокентий. Стихотворения