Шохин о разовом сборе: Аппетиты Минфина растут, решение надо принять к марту, но с учетом внешних рисков для бизнеса

На модерации Отложенный

Согласовать формулу разового квазиналогового сбора с бизнеса (так называемый "windfall tax") необходимо до конца февраля с тем, чтобы Госдума утвердила решение в марте, заявил глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, объяснив стремление бизнеса побыстрее финализировать решение ростом аппетитов Минфина к размеру изъятий.


"Мы считаем, чем быстрее, тем лучше (принять решение по базе расчета windfall tax). Знаете, почему? Потому что мы начинали с 200 млрд рублей, а чем больше времени проходит, тем аппетиты Минфина растут - 250, 300 (млрд рублей). Мы думаем, что каждый месяц дискуссии будет приводить к 50 или 100 млрд дополнительно взносов", - сказал он журналистам в преддверии послания президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию.


Дискуссия о дополнительном сборе с бизнеса за счет изъятия части доходов, полученных в финансово успешные 2021-2022 гг., вышла в публичную плоскость на прошлой неделе. Говорилось о том, что размер изъятий может составить 200-250 млрд рублей (в частности, такую оценку называли в РСПП), а сам взнос будет носить добровольный характер (бизнес выступал против такого подхода, Шохин указывал в частности на сложности с корпоративными процедурами). В конце прошлой недели глава Минфина Антон Силуанов заявил, что сбор все же будет реализован через налоговый инструментарий, а не как добровольный. При этом оценку изъятий министр назвал уже на уровне 300 млрд рублей.


Каким именно образом будет структурирован "windfall tax", власти сейчас обсуждают с бизнесом, говорил Силуанов. Шохин во вторник высказал мнение, что базой для расчета квазиналога должна стать отчетность компаний по РСБУ (так как не у все компании отчитываются по МСФО и имеют сравнимые показатели). При этом участвовать в сборе должны все компании с высоким доходом за 2021-2022 годы без отраслевого фильтра (сейчас власти предлагают освободить от "windfall tax" предприятия ТЭК, которые увеличат выплаты в бюджет за счет отдельных налоговых новаций, и МСП).


"Мы считаем, что нужно смотреть на отчетность, на хорошо администрированную отчетность.

Поэтому база здесь - легко анализируемый и легко контролируемый показатель как прибыль. Прибыль до налогообложения или после налогообложения - это мы еще должны просчитать варианты. Это первое. И второе - что мы хотели бы, чтобы все, кто получал хороший финансовый результат, поучаствовали в этом, скажем так, проекте", - заявил Шохин.


Глава РСПП повторил тезис о том, что принципиальной позицией бизнеса остается приоритет стимулирования инвестиций через постоянные механизмы вместо разовых изъятий, которые, по словам Шохина, не должны создавать риски для развития предприятий.


"Важно найти золотую середину. С одной стороны, как называет Минфин, сверхдоходы все-таки уловить. С другой стороны, мы видим, что неопределенность ситуации текущей экономической с возможными дополнительными санкциями, падением цен, доходов экспортных и так далее, для многих компаний может быть чувствительным. Поэтому тут важно сохранить ресурсы для развития", - сказал он.

Он напомнил, что в 2021-2022 гг. правительство уже принимало решения по изъятию сверхдоходов через налоги, например, через повышение НДПИ для твердых ископаемых, квотирование экспорта и т.д. И тогда уже бизнес начал дискуссию о том, чтобы создать постоянный механизм стимулирования компаний к инвестициям, в том числе в социальные проекты. Шохин выразил надежду, что его все же удастся создать, "чтобы не было всплесков с "виндфоллами".

"Надо стимулировать вклад бизнеса в эти инвестиции, в том числе социальные на территории присутствия", - сказал он. При этом, напомнил Шохин, часть соцпроектов финансируется акционерами из дивидендного дохода (ранее он уже говорил о том, что такие вложения тоже должны учитываться государством при оценке инвестиционной деятельности групп). Глава РСПП отметил, что даже сейчас инвестиции компаний растут, в том числе в проекты импортозамещения, и необходимость поддерживать эту инвестактивность должна учитываться Минфином при расчете "windfall tax".