Почему святой Константин Великий убил свою жену и сына после проведения Вселенского собора

На модерации Отложенный

Про римского императора Константина I Великого можно говорить долго. Например, о том, какой религии он придерживался, когда проводил Первый Вселенский собор в 325 году. Исследователи утверждают, что он либо придерживался традиционной римской религии, либо был приверженцем культа бога Непобедимого Солнца.

Это действительно важный факт, потому что получается, что нехристианин не только участвовал в самом первом Вселенском соборе церкви, но и прямо повлиял на формирование христианского символа веры.

Но в этой статье затронем другой интересный факт, а именно - смерть жены и первенца Константина.

Почему святой Константин Великий убил свою жену и сына после проведения Вселенского собора

Как они погибли?

Фауста, или Флавия Максима Фауста, была дочерью римского императора Максимиана Геркулия (286-305), сестрой императора Максенция (306-312), и третьей женой Константина I (306-337). Она вышла замуж за Константина в 307 году и родила ему по меньшей мере пятерых детей, начиная с 316 года: трех сыновей (Константа, Константина и Констанция) и двух дочерей (Константину и Елену).

После победы над своим соперником Лицинием в 324 году и объединения империи под своей властью, он стал единственным Августом и присвоил данный титул своей жене Фаусте и матери Елене. Однако в 326 году, на следующий год после проведение Вселенского собора, Константин казнил сначала своего старшего сына Криспа, а затем и саму Фаусту. Причина этих казней и то, насколько эти смерти были связаны между собой, вызвали много споров.

Историк начала VI века Зосима сообщает в книге "Новая история", что Константин убил сына и жену из-за того, что они изменили ему:

Константин все еще исповедовал наследственную древнюю религию, хотя и не столько из почтения перед ней, сколько по необходимости. Он верил прорицателям с тех пор, как убедился на своем опыте, что они действительно предрекли ему удачу в его делах. И когда император прибыл в Рим, его обуревало высокомерие. Константин уже был готов к тому, чтобы начать проявлять свое нечестие и у себя дома. Вопреки всем законам природы, он убил своего сына Криспа [326 г.], который, как я рассказывал перед этим, был возведен в сан цезаря, по подозрению в связях с его мачехой Фаустой. И когда мать Константина, Елена, была потрясена этим злодеянием, будучи безутешной из-за смерти юноши, Константин, как будто бы для того, чтобы успокоить ее, применил лечение, худшее, чем сама болезнь. Он приказал, чтобы была приготовлена ванна со слишком горячей водой, и держал в ней Фаусту до тех пор, пока она не умерла. Так как Константин сознавал свою вину, а также свое богохульство, он обратился к жрецам за прощением, но те сказали, что не знают такого вида очищения, который мог бы освободить от таких безбожных преступлений.

Зосима был противником христианства и считал, что именно после убийства жены и сына Константин решил выбрать новую религию, так как боялся кары богов за свершенное преступление, а христианский бог был способен простить его за любой грех:

Некий египтянин, который пришел из Испании в Рим и был близок к Придворным дамам, встретился с Константином и уверил его при встрече, что лишь христианская религия способна освободить его от грехов, так как она обещает каждому падшему человеку, обратившемуся к ней, немедленное отпущение грехов. Константин охотно поверил тому, что ему сообщили и, отказавшись от своей наследственной религии, принял ту, которую ему предложил египтянин.

Крисп и ФаустаКрисп и Фауста

Альтернативная версия

Однако есть и другие версии произошедшего.

Историк раннего христианства Дэвид Вудс пишет, что Крисп совершил самоубийство, выпив яд. Константин не хотел его убивать, но Крисп знал, что его отправят в ссылку за измену, и по дороге его обязательно бы убили, поэтому он решил не ждать.

Что же касается жены Константина, то Фауста могла умереть из-за неудачной попытки сделать аборт в горячей ванне. Это соотносится с утверждением, что она была виновна в связи с Криспом.

Несмотря на альтернативную версию, Константин все равно причастен к смерти своей жены и первенца. Помимо данного события, Константин в своей жизни совершал много сомнительных дел, тем не менее, восточная церковь сделала его равноапостольным святым, хотя западная Римская церковь долгое время не признавала за ним святости. Это изменится после Брестской унии в 16 веке.

---

Источники: 1) Вудс Д. (1998). О смерти императрицы Фаусты. 2) Зосим. Новая история (Книга 2).