Власть в моей стране уже давно проявляет особую «симпатию» к Западу. Не проходит и дня без того, чтобы придворные средства массовой информации не опубликовали саркастические или поучительные пассажи о западном мире. И это работает – немало россиян в своем сознании еще имеют старый враждебный образ, поддерживаемый близкими к власти идеологами. Германия также включена в образ врага, хотя в этом рейтинге она и не находится на самом верху.
Кто виновен в мировом кризисе? Разумеется, мошенническая финансовая политика Запада. Кто распространил свиной грипп? А перед этим птичий грипп? Откуда пришли в Россию порнография, сексуальная революция и СПИД? Кто использует двойные стандарты? Кто постоянно вмешивается во внутреннюю политику других государств? Кто вбивает клин между бывшими советскими республиками? Все плохое приходит со стороны Запада – такого рода инъекции россияне регулярно получают и сегодня. Уже давно изменилась подача подобного рода сентенций. Теперь это делается изобретательно и часто опосредованно. Однако суть остается все той же, какой она была столетия назад. Великая держава находится в опасности, однако новые цари всегда готовы защитить своих поданных.
Кишечная палочка стала еще одним поводом для того, чтобы поставить Запад на место. Как раз в начале июня, накануне саммита Евросоюз-Россия, Москва отреагировала жестко и однозначно: ввоз всех овощей из Европы был запрещен. Позднее Москва ввела запрет на импорт мяса и молока некоторых немецких производителей. Было ли это своего рода местью? Или же стратегическим шагом, направленным на защиту местных производителей? Даже если все это и соответствует действительности, эта политика в очередной раз означает прежде всего проведение Россией политики в стиле мачо. И она является не чем иным, как бессознательным выражением глубокого комплекса неполноценности.
Этим исторически обусловленным комплексом в большей или меньшей мере обладают все россияне – бывшие граждане развалившейся советской сверхдержавы.
Это проявляется на всех уровнях – у сибирского нувориша, который во время заграничных поездок демонстративно сорит деньгами, или у высокопоставленного политика, который постоянно ищет повода для конфликта с Западом. Россияне страстно желают, чтобы Запад их уважал. И если этого не происходит, то они прибегают к детским ответным действиям.
Так, например, было бы ошибкой думать, что россияне не принимают демократических ценностей. Однако они страдают от осознания того, что демократия в их стране почему-то не работает. Возникающий из-за этого стыд и обида маскируются при помощи агрессивности или снобизма. Было бы неправильно воспринимать российских высокопоставленных политиков как наивных и тщеславных князьков. Они понимают, что их «великая держава», по сути дела, существует только в кавычках. Власть сильна, пока высоки цены на нефть. Вышеназванные маски скрывают их истинные чувства. Однако все это можно сравнить с американским гигантизмом или с немецким страхом (German angst). Все эти комплексы излечимы. Но для этого они должны быть осознаны и признаны самим пациентом.
Комментарии