Буржуины, давайте делиться! Кремль заговорил о специальном налоговом взносе в бюджет

На модерации Отложенный
Вчера21K прочитали
Буржуины, давайте делиться! Кремль заговорил о специальном налоговом взносе в бюджет

Итак, тема хорошая подоспела. Как сообщил ошарашенной прессе вице-премьер Правительства России Андрей Белоусов – идёт дискуссия с «крупным бизнесом» на предмет однократного добровольного налогового взноса в бюджет. Не повышение налогов, а старый добрый британский «windfall tax» (налог на непредвиденную прибыль или на «доходы, принесённые ветром»).

Причина названа: финансовые результаты прошлого года у многих наших корпораций и компаний случились выдающиеся, прямо скажем, или как сказал Белоусов – «сильно в плюс». Но решение не принято, «тема находится в дискуссии». О каких суммах идёт речь? Неизвестно, но Правительство ожидает получить единовременно 200-250 миллиардов на круг, чтобы частично закрыть текущий дефицит, не трогать кубышку ФНБ.

Сведущие люди прикинули по открытым источникам: странный какой-то сбор, ничего толком для бюджета не значащий, даже если все толстосумы «добровольно» раскошелятся – меньше процента выйдет.

Справка: windfall tax – налог на «доходы, принесенные ветром», впервые введен кабинетом министров Её Величества под руководством лейбористов Тони Блэра в 1997 году. Касался компаний, потучневших после приватизации Маргарет Тэтчер 80-х годов, когда в полную частную собственность перешли 35 предприятий и концернов с государственным участием. Из громких названий: «British Airports Authority», «British Gas», «British Telecom», «British Energy», «Centrica». Windfall tax тогда рассчитали просто, взяв среднюю прибыль компаний за несколько лет, умножили на загадочный коэффициент 9,3 и пополнили казну на $8 млрд.

Оставим за скобками огромный бюджетный дефицит на январь месяц 2023-го, он исключительно технический, меньше слушайте вражьи голоса и провокатора Силуанова. Восполнить его в текущих расходах Правительство и ЦБ сможет без всякого напряжения, наличности навалом в погребах пылится. Поэтому, готов расценивать толковище об одном (!) проценте для российской казны не с экономической точки зрения, а политической. Кажется, кое-кто решил прозондировать почву на предмет узнать: «А с кем вы, деятели культуры приватизации?»

(иллюстрация из открытых источников)

(иллюстрация из открытых источников)

Кладези…

Итак, если брать пресловутый налог с «доходов, принесённых ветров» (т.е. сверхприбыли с бывших предприятий госсектора), то британский опыт успешно реализуется сегодня в Китае и Саудовской Аравии, там на регулярной основе вытряхивают из толстосумов-приватизаторов сотни миллиардов долларов. Никто не ропщет, поскольку в странах чётко прописаны правила игры, подробно растолкована политическая и общественная модель государства.

А что же в России? Та ничего, у нас обычная шизофрения процветает. Декларируется, что являемся социальным государством в модели «рыночной экономики». Если бы товарищ Ленин смог одним глазком посмотреть на творящийся балаган, то смог безошибочно дать оценку в рамках марксисткой теории. Капитализм. Причём вторичный, самый неэффективный и уродливый.

Это Европа и Америка, ряд нескольких других стран существуют строго по законам жанра Маркса и Энгельса, там паразитарный капитализм Метрополии сосёт соки из условных «колоний». У нас же (фактической колонии) внутренний капитализм настроен на снабжение чужих Метрополий всем необходимым. То есть, он вторичный и зависимый.

За всё время существования «независимой России» не было года, чтобы из страны не утекали инвестиционные доходы (дивиденды и проценты) за границу. А так называемые «инвестиции» в российскую экономику шли не в реальный сектор, а спекулятивно-биржевой, всегда сальдо было отрицательным, колебалось вокруг отметки 100 млрд. долларов. А прошлый год показал, что началось «бегство капитала», Банк России зафиксировал рекордное превышение оттока на притоком в 250 млрд.

Мало того, наш вторичный капитализм – построен вне законов жанра. Классический капиталист начинал с условного «первого доллара» Скруджа Макдака, либо пользовался пиратскими и колониальными награбленными сокровищами, аристократическими династическими или семейными богатствами. Примеров честного «обогащения» крупного или флагманского бизнеса в России не так много, зато примеров другого рода хоть отбавляй, возьмём самый популярный пример.

Разговор придётся заводить … о воровстве. Прямом, наглом, беззастенчивом грабеже национального достояния Российской империи и СССР под красивыми вывесками «акционирования и приватизации через залоговые аукционы». Всем руководили американцы и британцы в статусе советников наших незабвенных Гайдара, Чубайса, Федорова и прочих.

(иллюстрация из открытых источников)

(иллюстрация из открытых источников)

Именно они определяли ФИО номинальных владельцев гигантского индустриального и сырьевого советского наследия, настоящие бенефициары находились далеко за рубежом, надеюсь ни у кого нет оснований думать, что ретивые комсомольцы и партийная номенклатура обладали миллионами долларов для скупки активов. Самая яркая иллюстрация – господин Потанин, хотя можно смело брать любого: Фридман, Авен, Абрамович, Дерипаска, Лисин, Мордашов, Ходорковский далее по списку «Форбс». Они всего лишь ширма, номинальные или как правильно говорить – транзитные бенефициары.

Данные товарищи получили бывшие государственные активы за бесценок, не к ночи помянутый Потанин завладел «Норильским никелем» через залоговый аукцион, сначала «одолжив» пиратам Ельцина в Правительстве небольшой кредит своего ОНЭКСИМ-Банка. Взяв в качестве «залога» «Норникель» за … 170 миллионов долларов без единого желающего поучаствовать в аукционе.

Само собой, государство кредит ОНЭКСИМу не вернуло (даже не закладывалось в бюджет такое), контрольный пакет акций «Норникеля» торжественно убыл частному владельцу. Теперь смотрим на сумму сделки, $170 млн. Это государственная правительственная стоимость актива в 1995-ом, хотя чистая прибыль «Никеля» в тот год составила … 750 миллионов!

Только прибыль. Когда пресса конкурентов Потанина подняла небывалый вой, в 1997 году госпакет акций «переиграли», но сути дела афёра не отменила, всё та же потанинская частная лавочка от ОНЭКСИМ-групп доплатила 270 миллионов долларов и полноправно вступила во владение бывшей государственной собственностью.

(иллюстрация из открытых источников)

(иллюстрация из открытых источников)

А когда Счётная Палата в 2003-м году попыталась поставить вопрос о признании ничтожными свыше пяти сотен залоговых аукционов и вернуть в госсобственность целые отрасли, наша Госдума (по инициативе Правительства) срочно приняла поправки в законодательство, сократив так называемые «сроки исковой давности» до трёх лет. К примеру: в Китае они бессрочны, в Англии – 25 лет, во Франции – 30, у саудитов – 17.

Ответ буржуинов

Специально не стал выкладывать статью днём, старался выяснить, как на предложение вице-премьера Белоусова ответит ум, честь и совесть российского буржуинства, наш «Союз олигархов», официально – «Российский союз промышленников и предпринимателей». Его начальник Александр Шохин спокойно заявил:

«идея о добровольном единовременном взносе крупного бизнеса в размере 200−250 млрд рублей для покрытия дефицита бюджета нереализуема, благоприятная конъюнктура, исходя из которой ставится вопрос о добровольном взносе, в 2023 году для многих отраслей закончилась»
(иллюстрация из открытых источников)

(иллюстрация из открытых источников)

В качестве компромисса предложено либо увеличить на половину процента отчисления на прибыль (сегодня – 20%), либо выпустить облигации федерального займа. Так же буржуинство желает послаблений от Правительства для «стимулирования» инвестиций в социальные и ориентированные на бизнес-проекты, требует создать венчурный Фонд на основе государственно-частного партнерства. Увеличение налога на полпроцента сразу отмёл Минфин, сообщив: «это даст неравнозначный эффект для разных отраслей экономики».

Очередное подтверждение, что заявление вице-премьера Белоусова является политическим «пробным шаром», а не экономическим предложением. Кому, как не многоопытному Андрею Рэмовичу знать: любые сверх-доходы наше буржуинство мгновенно выводит в оффшоры, либо тратит вне территории Российской Федерации.

А надеяться на «добровольность» процесса – быть специально наивным человеком, что за вице-премьером никогда не наблюдалось, тем более есть печальный опыт годичной давности, когда Андрей Белоусов (с улыбочкой) пытался выцарапать у металлургической отрасли 100 млрд. рублей сверхдоходов. Как гневно на нём оттопталась прикормленная пресса «Союза олигархов» – поминать излишне.

Андрей Белоусов является стопроцентным «человеком Путина», на государственную службу перешёл в 2006-ом по его личной просьбе, оставив научную деятельность и востребованный Правительством и Администрацией Президента консультативный бизнес в собственном Центре макроэкономического анализа и прогнозирования.

(иллюстрация из открытых источников)

(иллюстрация из открытых источников)

Что его экономическое мировоззрение является «социалистическим» по сути, знают все сведущие в «кремлёвской конспирологии» люди. Это вызывало всегда острую изжогу у либералов, к кому сначала Белоусова назначали в качестве «противовеса» заместителем (Греф, Набиуллина), а когда он устраивал скандалы в советах директоров «Роснефти» и РЖД, клевал Минфин из Агентства стратегических инициатив, требуя денег на развитие мелкого и среднего промышленного бизнеса – его записали в самые махровые адепты ленинской и сталинской экономики.

Общественный запрос

Итак, очередное подтверждение глубинной сути российского буржуинства получено, причём публично. С какой целью – оставим тему для любителей теорий заговоров и «крёмлёвских башен». Получить с «Союза олигархов» искомые 250 миллиардов – тьфу и растереть, только «Норникель» за 2022-ой отчитался о чистой прибыли в $1,7 млрд., а в элитарном клубе числятся и более успешные люди, для них скинуться на кратно большие суммы не представляется трудным. Но, вопрос оказался принципиальным, сама формулировка «windfall tax» отсылает их к вопросам приватизации.

Вот чего до дрожи боятся наши буржуины, пересмотр её итогов в пользу справедливости и особенно – законности, дело попахивает национализацией. Либо более плотной работой в интересах государства. Объективно, крупный бизнес находится в непростом положении, привычные ему рынки сбыта перекрыты, приходится «серыми схематозами» осваивать новые или терять прибыль на посредниках.

Но Белоусов ужалил в самое чувствительное место, если «добровольно» заплатить единовременный взнос … пострадают акционеры, придётся платить им меньше дивидендов за 2022-ой год. Очень хорошо, что разговор о крупном бизнесе зашёл, пусть и получился выстрел холостым (скорее всего). Рано или поздно придётся Президенту и Правительству определяться с нашим буржуинством, запрос на социальную справедливость у граждан России растёт, скрыть явление не получается даже у послушного ВЦИОМа, социология для «хозяев жизни» выглядит после частичной мобилизации осени 2022-го безрадостно-пугающей.

Набирает висты одобрения «Красный проект 2.0» без дискредитированного КПРФ, рейтинги товарища Сталина сравнимы с президентскими, люди всё чаще произносят страшные слова «социальная справедливость», «национализация», СМЕРШ, а наше буржуинство, их обслуга из чиновников самого крупного калибра называется простыми людьми – «оккупационным режимом». Раньше такое вслух произносили маргиналы ультралевых общественно-политических течений, теперь явление становится трендом.

(иллюстрация из открытых источников)

(иллюстрация из открытых источников)

А запрос на «государственную идеологию» ещё больше пугает, а его придётся удовлетворять. К 2024-му году, так точно. Если дела бюджета России пойдут плохо, начальству придётся искать виноватых. Хотя кого и зачем искать, все на виду. Позволяют выводить деньги рекордными 250 млрд. долларов, с оффшорами борются лишь языком, а грязные «схематозы» со странами Запада в разгар СВО уже становятся предметом острой неприязни (а то и ненависти).

Самому уравновешенному патриоту невдомёк, с какой стати Россия продаёт свои, якобы народные, ресурсы за доллары и евро, не имея возможности на них что-то купить. Невзирая на украденные золото-валютные резервы, снова продолжаем складировать валюту, нам не принадлежащую. Всё происходит на фоне оголтелой русофобии, санкций, взрывов газопроводов, западных поставок оружия, убийства мирных жителей наших регионов и тд.

А буржуинство «Союза олигархов» такое оплачивает, ничуть не морщась. Но звоночек прозвенел, позиция Белоусова (читай – Путина) понятна: государство закрывало глаза на дикую приватизацию и беззаконное приобретение активов, десятилетиями поддерживало небывало комфортный режим налогообложения, не трогало личные сверхприбыли прогрессивной шкалой, отворачивалось от вопиющих схем вывода капиталов, топ-менеджерских бонусов и «золотых парашютов». Пора сказать «спасибо» в модели бизнес-отношений.

Но, нет. Даже мелочью наш бизнес не желает поделиться в трудный момент, трудности державы – не проблема доморощенного буржуина, он готов лишь одолжить деньги под процент, потребовать новых поблажек и замутить очередной «схематоз» с венчурным фондом. А заход с увеличением налога на прибыль предприятий тоже понятен, нувориши со сверхдоходами половину процента не заметят, а вот менее состоятельные производства реального сектора, – пострадают сильно.

Выводы

Хочется, конечно, рубануть с плеча, наговорить лозунгов и заняться прожектёрством. Но остерегусь, зная устройство нашего «вторичного капитализма», его гигантскую инертность, чиновную бюрократию и узаконенное казнокрадство на всех уровнях с выводом дивидендов, выплатами акционерам и бенефициарам. Успокаивает одно: если на уровне вице-премьера пошли такие крамольные речи, значит внутри системы сформулированы несколько аппаратных решений или политических предложений.

(иллюстрация из открытых источников)

(иллюстрация из открытых источников)

Заход сделан идеальный с точки зрения Кремля, предложенный Андреем Белоусовым «windfall tax» в 250 миллиардов сразу окрестили «военным налогом». Правильно, так и есть или пусть так думают. Все высказались, позиции обозначили и стало ясно – кому прибыли милее, а кому борьба с коллективным неонацизмом Запада, прямо сообщившему свои цели и задачи. Уничтожить Россию, сменить политический режим, расчленить.

Государственная машина России, практически все сферы нашей жизни оказались не готовы к предложенным 22-го февраля прошлого года испытаниям. Каждый месяц вскрываются вопиющие просчёты, уязвимости, системные дефекты Системы. Оказывается, что устранив лишнюю бюрократию и ускорив принятие решений, изменив несколько подходов к ведению боевых действий, частная военная компания (не существующая по закону) способна конкурировать с огромной машиной Минобороны.

А её владелец с «работниками» вызывают бурю разных эмоций не только в России своей непонятной внутренней свободой, категоричностью суждений, раскрашиванием мира в правильные чёрно-белые тона, без десятков оттенков пошлости, недосказанности, лжи, политеса.

Как пугает местное начальство самоорганизующиеся обыватели-волонтёры, спокойно заменяющие региональные и муниципальные государственные машины в снабжении, снаряжении полумиллионной группировки, помощи освобождённым территориям. А всегда жадный малый и средний бизнес начинает становиться патриотичным, с каждым новым месяцем активнее помогает фронту и тылу, окорачивает аппетиты, замечая быструю смену настроений в обществе.

В сознательность многих «прозревших» не особо верю, они просто на бытовом уровне столкнулись с другой реальностью: отпускниками из зоны СВО, выздоравливающими бойцами, семьями мобилизованных, недобро глядящими на рвачей волонтёрами. Мелкий капитализм начал понимать, что такое несправедливые прибыли и когда люди осознали себя русскими по-настоящему. Всегда стоящими за правду и справедливость. Мы медленно, но учимся быть другими.

(иллюстрация из открытых источников)

(иллюстрация из открытых источников)

Вот и Белоусов предлагает нашим буржуинам стать волонтёрами во благо общего святого дела, а его оппонент Шохин не понимает происходящего, грудью защищает олигархов, предлагает очередные «схематозы», облигации госзайма, купоны и венчурные фонды. Попутно желая прихлопнуть повышением налога на прибыль нетвердо стоящие на ногах производства реального сектора, не позволить вкладывать деньги в развитие или модернизацию.

Но прозвучало главное, вице-премьер, всегда ратовавший за справедливое отношение к мелкому и среднему бизнесу, сегодня ни слова о нём не сказал. Зато указал на флагманов списка «Форбс», крупные компании, полученные в собственность преступным способом, задаром. Дискуссия о «справедливости» началась. Она будет долгой и трудной, придётся взвешивать многие плюсы и минусы, подходы и способы её установления.

И добровольные взносы, и повышение налога на прибыль в половину процента, а там крамольные речи зазвучат о прогрессивной шкале подоходного налога, запрет выводить дивиденды в «недружественные страны» и финансировать войну против своей страны, глядишь – вообще форточку прикроют для вывода капиталов когда-нибудь.

Здоровая атмосфера в стране установится лишь тогда, когда каждый гражданин увидит обозначенные Гарантом «традиционные ценности» нашей Родины. Где никогда в истории бал не правили нувориши и купчины, судьбу всегда окружённой военной Империи определял либо народ, либо военная аристократия. К тому и идём...