Социологи подбирают для Путина верных соперников

На модерации Отложенный

соцопросы, партии, электоральные рейтинги, президентские выборы    Публикация очередных политических соцопросов совпала с новой, но более высокой волной информационной атаки на КПРФ. Отправной точкой стал один из результатов измерений ФОМа – электоральный рейтинг ЛДПР впервые превысил аналогичный показатель коммунистов (10% против 8%). Лидера партии Геннадия Зюганова стали отправлять на пенсию в почетные сенаторы как будто уже прямо завтра. На самом деле, похоже, сейчас решается как тактическая, так и стратегическая задачи. Сначала будет понижение главной оппозиционной партии в преддверии единого дня голосования (ЕДГ) 2023 года, а потом встраивание ее в конфигурацию президентских выборов с подходящим для Кремля кандидатом.

    Левые информацию о якобы скором уходе Зюганова в тень опровергали как могли. В конце концов в их комментариях даже появилась ссылка уже на данные ВЦИОМа, который сохранил прежнее соотношение: 10,2% у КПРФ, а у ЛДПР – только 8%. Однако если посмотреть на динамику за последние три месяца, то видно, что у партии сейчас самое глубокое падение после очередного подскока вверх.

    ФОМ относится к показателям коммунистов более сурово, там их негативный тренд показывают на протяжении уже года с лишним. Причем нынешние 8% КПРФ, по мнению социологов, это еще некоторое повышение, пару недель назад было вообще 7%. Кстати, тогда – в середине января – у ЛДПР было целых 9%, но почему-то этого никто не заметил, а тем более не стал делать далеко идущих выводов. Судя по всему, все дело в том, какие планы иллюстрируют эти явно формирующие, а вовсе не отражающие общественное мнение социологические опросы.

    Сообщения о том, что преемником, но не наследником Зюганова является первый зампред ЦК Юрий Афонин, вряд ли можно считать какой-то новостью. Этот вариант стал основным с тех пор, как Афонин занял этот пост. Однако переход Зюганова в Совет Федерации, который теперь милостиво допускают многочисленные провластные эксперты, не сделает Афонина лидером партии, он может быть лишь ее руководителем. Учитывая всю специфику отношений главы КПРФ с нынешней властью, вряд ли стоит ожидать, что Зюганова прямо-таки сбросят с паровоза современности. Более того, его формальный отход от руля, возможно, поспособствует обоюдному удовлетворению Кремля и всего левопатриотического блока.

    Если президент Владимир Путин пойдет на выборы 2024 года сам, то ему необходимо будет подобрать правильную палитру соперников. Если будет решено, что такие чисто плебисцитарные выборы позволяют представить их неким публичным совещанием политических мудрецов, то Зюганов среди них будет. Но, как, очевидно, и нынешний лидер «Справедливой России – За правду» Сергей Миронов, тогда они не должны иметь четкой партийной окраски. Если же в Кремле поймут, что в 2024-м пройдут выборы правителя, то верных участников политического консенсума на позор не выставят. Тогда уже пригодится Афонин, но с низким рейтингом партии, чтобы как бы чего не вышло. В данной конфигурации достойное место займет и ЛДПР, новый лидер которой Леонид Слуцкий пока вряд ли сможет претендовать на место у скалы советов, однако он сможет вместе с Афониным сыграть роли молодых волков.