Клубничка от «Моссада»

На модерации Отложенный


Десятки ливанцев сознались в работе на «Моссад». Их якобы завербовали через сексуальных красоток.

В Ливане в прошлом году арестовали 185 человек за сотрудничество с израильской разведкой. Это рекордный показатель в стране, где в прошлом ежегодное количество подобных арестов колебалось на уровне 4-5 человек. И, возможно, это лишь ширма, чтобы прикрыть неудачи страны на экономическом фронте.

Бывший боец «Хезболлы» Хуссейн Х. оказался завербован с помощью подставной красотки и человека, который называл себя «другом отца». Он представился Хуссейну как Хадж Салим и имел при себе «полный рабочий комплект»: перемежал разговор цитатами исламских богословов и всюду носил цепочку с инкрустированной цитатой из Корана на драгоценном камне. Говоря об отце Хуссейна, он непременно произносил «аль-фатиху» – суру, которую часто используют, поминая усопших.

Отец Хуссейна некогда сам был командиром «Хезболлы» и погиб во время израильской бомбардировки два года назад. Хадж Салим утверждал, что «воевал с ним бок о бок», но сам позже был ранен, уехал во Францию лечиться и позже осел в этой стране, начав заниматься бизнесом. Салим вышел на Хуссейна через социальные сети после того, как тот опубликовал объявление о поиске работы. Хуссейн закончил службу в «Хезболле» в 2020-м и нуждался в средствах. «Друг отца» сначала прислал ему денег, а затем предложил вместе съездить в Танзанию на «его фабрику по производству какао» – чтобы Хуссейн мог заработать. В Танзании Хуссейн в числе прочего признался, что у него никогда не было девушки. И уже в следующую поездку с «другом отца» в Турцию девушка неожиданно появилась.

Они познакомились на площади Таксим. Рядом с Хуссейном вдруг остановилась черноволосая красавица, которая говорила по-арабски. Ее звали Хабиба. Молодые люди обменялись телефонами и некоторое время переписывались. Отношения быстро стали романтическими – Хуссейн и Хабиба вместе уехали в Македонию, где, по словам девушки, ей принадлежало небольшое предприятие по производству сладостей. Они также отдыхали вместе в Бельгии и Танзании.

Все это время Хадж Салим был рядом и помогал Хуссейну деньгами. Однажды «друг отца» попросил о срочной встрече – на «своей» вилле в Македонии. Удивлению Хуссейна не было предела, когда по прибытии его поприветствовали словами: «Добро пожаловать в “Моссад!”». А позже показали видео, на которых тот занимался сексом с Хабибой. Салим, который также присутствовал на вилле, предложил Хуссейну стать информатором израильтян. В противном случае видеокомпромат обещали разослать родственникам Хуссейна – и опубликовать в соцсетях.

Молодой человек согласился сотрудничать. Тогда его подвергли изнурительному многочасовому допросу. Ему задали по меньшей мере тысячу подробных вопросов о деятельности «Хезболлы». В том числе о типах вооружения, местах расположения тренировочных лагерей боевиков, маршрутах их переброски из Ливана в соседние страны, содержании учебных курсов, а также о его собственном участии в боевых действиях в Сирии. Допрос проходил с помощью полиграфа в четыре этапа, каждый продолжительностью по три часа. Когда его завершили, Хуссейна снабдили инструкциями, как вести наблюдение, шифровать и получать отчеты, не привлекая к себе внимания.

С последней установкой новоиспеченный агент не справился. Вскоре после возвращения в Ливан его «сдали» полиции соседи. Им показалось подозрительным, что благосостояние Хуссейна растет. Он покупал себе новые машины и одежду, в то время как сам официально оставался безработным. На допросе Хуссейн признался, что был завербован. Он стал одним из 185 человек, арестованных в Ливане в 2022 году за работу на израильскую разведку. Но были ли вообще эти арестованные?

Историю Хуссейна в подробностях освещает «Аль-Ахбар», ливанское издание, которое в прошлом не раз выступало с непроверенными «сенсациями». Новость перепечатали на иранском сайте nournews.ir – у него тоже репутация «желтой» прессы. Лишь один источник – ливанскую газету на французском языке l’Orient Lejour – можно назвать надежным. Но эта газета, в отличие от таблоидов, опубликовала лишь информацию о количестве задержанных без каких-либо подробностей.

С 2019 года в Ливане бушует экономический кризис. В марте 2020-го страна объявила дефолт по облигациям на сумму 1,2 миллиарда долларов. Общий внешний долг достиг 170% ВВП – это один из самых высоких показателей в мире. «Валютные резервы страны находятся на критическом уровне, – заявлял экс-премьер-министр Ливана Хасан Диаб. – Их едва хватает, чтобы обеспечить базовые потребности народа». В августе 2020-го правительство в полном составе ушло в оттавку. Но справиться с проблемами это не помогло: в стране растут инфляция и безработица.

Не лучшим образом обстоят дела и у Ирана – главного союзника Ливана в регионе, а также спонсора и покровителя «Хезболлы»: в числе прочего «Хезболла» выступает за создание в Ливане исламского государства по иранскому образцу. Убийство полицейскими 22-летней Махсы Амини за неправильное ношение хиджаба в Тегеране в сентябре 2022 года привело к массовым протестам. В столкновениях с полицией и армейскими подразделениями погибли больше 500 человек, около 20 тысяч демонстрантов были арестованы. Это стало серьезным ударом по режиму, который сегодня пытается подавить бунты с помощью устрашения, публично казня лидеров протестующих.

Все это наводит на подозрение, что новость о 185 арестованных «израильских шпионах» в Ливане – всего лишь попытка представить хоть какой-то успех на фоне продолжающихся неудач. История с задержанием Хуссейна Х., которую в красках описывает «Аль-Ахбар», выглядит правдоподобно и логично – вплоть до того, что в Танзании и правда существуют шиитские общины и базы «Хезболлы»: если «Моссад» действительно вербовал Хуссейна, посещение им этой страны не должно было вызвать подозрения у ливанской разведки. В то же время эти факты невозможно проверить – так же как и данные об остальных 184 ливанцах, завербованных «Моссадом»: нет ни фотографий, ни конкретных имен, мест и явок. Вероятность, что это всего лишь информационная «утка», велика. Но даже если задержанные действительно существуют, эта история становится еще более показательной. Как написало в комментарии издание l’Orient Lejour: «Кризис настолько велик, что толкает все больше людей на сотрудничество с кем угодно – в том числе и с “Моссадом”. Просто чтобы выжить».

Михаил Блоков

Александр Гринберг