30 января 1930 года коммунисты запретили в Москве колокольный звон

На модерации Отложенный



30 января 1930 года на свет появился документ, запретивший в Москве колокольный звон. В это же время аналогичные распоряжения местных властей вступили в силу в Московской области, Ярославле, Архангельске и других городах. Видимо, работа велась по единому плану и была хорошо скоординирована.



1930 год – это особенный год и для колоколов, и для колоколен. Именно тогда главное ответственное лицо по части насаждения в стране атеизма, некто Емельян Ярославский, заявил на исполнительном бюро центрального совета Союза воинствующих безбожников: «Несколько лет назад мы очень робко намечали программу борьбы с колокольным звоном…». Похоже, к 1930 году робость окончательно покинула главного богоборца и его соратников, и начался разор, коего Русь не знала и во времена ордынского ига.

Шли единым фронтом. Первоначальная тактика — с храма или монастыря снимали гриф исторического или архитектурного памятника, а следом приезжали минёры и стенобитные машины. Под шумок сбрасывали колокола со звонниц и отправляли в переплавку. Медь, однако!
Так Москва потеряла знаменитые звонницы Симонова и Андроникова монастырей.

Но дальше встал вопрос: а что делать с колоколами тех церквей, которые разрушить по разным причинам не пришлось? Ведь колокол в представлении богоборцев — язык врага! Вот тут и пригодился испытанный приём: потекли в органы власти в центре и на местах гневные письма простых советских трудящихся. Доколе, мол, терпеть это музыкальное наследие прошлого?
Власти откликнулись быстро и охотно. Вот тогда и родились циркуляры и распоряжения, запрещающие колокольный звон в русских городах и весях.

Власти столицы говорили, что пошли навстречу пожеланиям трудящихся: "в ответ на массовые требования со стороны общественных и рабочих организаций", заявлено в решении Моссовета. Впрочем, ранее вышло недвусмысленное постановление НКВД "Об урегулировании колокольного звона". А до этого был запрещен набатный звон. В постановлении говорилось: "виновные в созыве населения набатным звоном с контрреволюционными целями предаются революционному трибуналу".

Размытая формулировка. Учитывая, что в стране долгое время действовал революционный суд, основанный на ощущениях, а не на законах, под понятие "контрреволюционные цели" можно было подвести все, что угодно…

Борьба с колоколами велась еще и на фоне пропагандистской кампании. Власти говорили, дескать, в стране "зря пропадает" около двух миллионов пудов ценнейшего цветного металла. А на строительстве Днепрогэса ой как не хватает меди, олова, цинка. Чувствуете, какой тонкий ход? Колокольный вопрос сделали вопросом политическим. Того, кто выступает против уничтожения колоколов, можно смело записывать во вредители — тормозит индустриализацию страны, строительство ударных строек первой пятилетки. В итоге "колоколоборчество" стало массовым явлением, новой показательной кампанией. Сколько колоколов было уничтожено — и не сосчитать! Об этом даже рассказывать не буду. Есть тысячи свидетельств, кадры кинохроники.

Сейчас иногда можно услышать, что это де сами бывшие верующие и сбрасывали колокола, сжигали иконы. Но как же тогда оказалось, что по переписи населения 1939 года, во многом подтасованной, более половины жителей страны назвали себя верующими? А ведь указывать в анкете, что ты верующий православный в те годы было довольно смелым поступком. Поэтому утверждение что "сами", выглядит больше пропагандистским тезисом, нежели аргументированным доказательством. Так ведь можно дойти до того, что оправдать, допустим, создателей лагерей уничтожения, скажем, Освенцима. Те ведь тоже до поры до времени задействовали заключенных на разных работах. И попробуй откажись! В тех обстоятельствах выбора, по сути, не было. Но ведь никто же всерьез не будет говорить, что узники лагерей "помогали" своим палачам, что они "сами" виноваты…

30 января колокола в московских храмах (и не только московских) звонят как обычно, по будничному графику. Что весьма удивительно. Пусть в этот день никаких больших праздников в святках не значится, зато отмечается иное событие. Бытует легенда, что 30 января 1487 года родился на свет знаменитый московский малиновый звон. Так ли, нет ли, но нынче 30 января — праздничный день. День колокольного звона!