В поисках пропавших Десяти колен Израиля

На модерации Отложенный



Древние евреи - Сообщество Империал


Исчезновение и поиски десяти израильских колен – один из самых загадочных и трагических эпизодов еврейской истории. Он нашел отражение в самых разных источниках – от Талмуда до народных сказок и легенд. Где же его исторические истоки?

Как исчезли 10 колен

Согласно еврейской традиции, изначально колен, произошедших от сыновей праотца Яакова и четырех его жен, было 13 (от Йосефа, первенца любимой жены Яакова Рахели, произошло не одно, а два колена – Эфраима и Менаше). После возвращения из Египетского плена, в эпоху Судей, каждое колено жило в своем наделе, назначенном ему еще во время странствий по пустыне (кроме священнического колена Леви, собственного надела не имевшего). При первых царях, Шауле, Давиде и Шломо (Соломоне), еврейское государство было единым. После смерти Шломо в начале X в. до н.э. при его сыне Рехаваме царство разделилось на Иудейское (территория колен Йехуды и Биньямина) и Израильское (территория остальных десяти колен). Столицей Иудейского царства стал Иерусалим, а Израильского - Самария (Шомрон).

В 733-721 гг. до н. э. вторгшиеся в Израильское царство ассирийские цари Тиглатпаласар III, Салманасар V и Саргон II пленили и увели в Ассирию практически все население Самарии. Опустевшие территории Израильского царства ассирийцы заселили представителями других покоренных народов. С этого момента достоверных исторических сведений о судьбе десяти колен, уведенных в ассирийский плен нет.


Предание о реке Самбатион

Где же их следует искать? В талмудическом трактате Санхедрин есть рассказ о чудесной реке Самбатион, за которой живут потомки десяти плененных колен. Оставаясь правоверными евреями, они не могут перейти реку в Субботу – единственный день недели, когда она затихает, а по будням течение Самбатиона настолько бурное, что переплыть его невозможно (Санх. 65б). Того же мнения придерживается и Иерусалимский Талмуд (трактат Йевамот, 17а).

В «Естественной истории» Плиния Старшего (середина I в.) описание реки согласуется с талмудическими источниками (XXXi 18).

Однако Иосиф Флавий придерживается противоположного мнения: по его словам, перебраться через чудесную реку невозможно именно по Субботам. В начале пятой главы седьмой книги «Иудейской войны» Флавий сообщает, что будущий император Тит, разрушив Иерусалим, отправляется в поездку по Сирии. Во время нее Тит осматривает «весьма замечательную по своей природе реку, протекающую посредине между Аркеей и Рафанеей и обладающую удивительным свойством. Водообильная и довольно быстро несущаяся во время течения река ровно шесть дней в неделю иссякает от самого источника и представляет глазам зрителя сухое русло; в каждый же седьмой день воды ее снова текут, точно не было никакого перерыва. Такой порядок течения река сохраняет в точности, вследствие чего она и названа Субботней рекой по имени священного седьмого дня, празднуемого иудеями».

В еврейском фольклоре разных стран существует множество вариантов истории, в которых сбежавшее животное (обычно коза) тайными ходами приводит хозяина из страны Рассеяния в Эрец Исраэль, Эдемский сад и другие чудесные места. Такова история о бедном польском еврее, попавшем вслед за своей козой в чудесную страну, населенную потомками десяти исчезнувших колен.

Однажды вечером накануне Субботы его коза, обычно гулявшая целый день на вольном выпасе, не вернулась домой. Хозяин отправляется ее искать. Следуя за козой, он попадает незнакомое место: пейзаж разительно отличается от привычного, а в небе горят огромные звезды. Неожиданно навстречу ему попадается великан, огромный, «как Голиаф», и одетый в доспехи. Великан оказывается потомком евреев из десяти пропавших колен, а диковинное место – страной, расположенной за рекой Самбатион. Хозяин сбежавшей козы проводит Субботу среди других потомков десяти колен. Все они такого же гигантского роста, как его новый знакомый, и истово соблюдают законы Торы. На исходе Субботы великан подбрасывает своего гостя в воздух, и тот оказывается дома, в польском местечке.

Легенды о потомках десяти колен, счастливо живущих за чудесной рекой Самбатион, вдохновляли не только народных сказителей, но и многочисленных авантюристов. Хотя достоверно известно, что все современные евреи являются потомками населявших Иудейское царство колен Йехуды, Биньямина и Леви, периодически появлялись люди, называвшие себя посланцами таинственного царства, расположенного за рекой Самбатьон. Двое самых известных из них – Эльдад Данит (Эльдад А-Дани) и Давид Реувени.

Посланники таинственного царства

Один из первых таких «посланцев» взбудоражил восточные общины еще в эпоху Раннего Средневековья. Эльдад бен Махли (или Эльдад Данит - А-Дани), торговец и путешественник, происходил, по собственным словам, от потомков колена Дана. Он посещает еврейские общины Кайруана (Северная Африка), Берберии, Испании, и всюду рассказывает о счастливой и праведной жизни потомков четырех из десяти пропавших колен - Дана, Нафтали, Гада и Ашера в «стране Куш», т. е. Эфиопии. Из рассказов Эльдада следовало, что четыре из десяти пропавших колен обитают «по ту сторону рек Куша», «в стенах, именуемых Дгаб-Дхи». Согласно записанному со слов Эльдада, «у сказанных колен золото в изобилии; овец, рогатого скота, верблюдов, лошадей и ослов очень и очень много; они сеют, жнут и живут в шатрах, переходят и кочуют от границы до границы, на пространстве в двести дней вдоль и поперек, и там, где они останавливаются, нет пустого места для ноги человеческой: везде поля, виноградники, рощи и сады». Правит ими мудрый и праведный царь Узиэль, сын Михаэля из колена Ашера. И это еще не все чудеса! По словам Эльдада Данита, кроме потомков десяти колен, «еще и потомки нашего великого учителя Моисея живут близ реки по имени Шабатион, называемой так потому, что они вышли из земли израильской и [поселились там, где] река их окружает; инородцы зовут ее Сабатион. Река эта обнимает пространство трехмесячной ходьбы в длину и ширину. И они [потомки Моисея] живут в домах, дворцах и башнях, и у них нет ничего нечистого... одни только овцы и рогатый скот; овцы у них рождаются по два раза в год. Дети Моисея там сеют и жнут, и у них произрастают всевозможные в мире сорта плодов; также горох, огурцы, тыквы, лук и чеснок. Они очень набожны, сведущи в Св. Писании, Мишне и Талмуде».


Давид Реувени

После визита в Испанию следы загадочного Данита исчезают, но память о его чудесных историях будет жить еще долго. Уже в середине следующего века, в 959 году могущественный приближенный кордовского халифа Хасдай Ибн-Шапрут, узнав о существовании «еврейского царства» в Хазарии, напишет хазарскому царю Иосифу письмо, в котором среди прочего интересуется, не происходит ли народ Иосифа от одного из пропавших колен. В своем письме он ссылается на рассказы Эльдада Данита: «Во дни наших предков попал к нам один иудей, умный в речах, который говорил, что происходит из колена Дана, и доводил свою родословную до Дана, сына Яакова».

Давид Реувени, международный авантюрист загадочного происхождения (по разным версиям - ашкеназ, сефард, индийский еврей из Кочина и даже мусульманин), появляется на мировой арене в начале 15 в. Этот смуглый низкорослый человек, наряженный в экзотические одежды происходил, по его словам, из колена Реувена (отсюда и его прозвище) и представлял царство Хавор, которым правил его брат Иосиф. По словам Давида Реувени, в состав царства входили колена Гада, Реувена и половина колена Менаше, а находилось оно в аравийском оазисе Хайбар к северу от Медины (естественно, неподалеку от чудесной реки Самбатион).

Сначала Реувени путешествует по Палестине и Египту, представляясь потомком Мухаммеда, затем, заручившись рекомендательными письмами, отправляется в Италию. Он несколько раз был принят римским Папой, которому предлагает союз с «царством аравийских евреев» в борьбе с турками за освобождение Святой земли. Заручившись письмами от Папы, Реувени отправляется к португальскому королю, а из Португалии - во Францию, где попадает в тюрьму, возвращается в Италию, затем едет в Германию... Повсюду он возбуждает у местных евреев надежды на скорое Избавление, а европейских монархов пытается воодушевить своим проектом совместного похода на Святую землю. В 1538 году он умирает в испанской тюрьме.

За тридцать с лишним лет до появления в Европе загадочного Давида Реувени, в 1492 году, Христофор Колумб, по некоторым версиям - потомок крещеных сефардов и сам криптоиудей, отправляется, как он считает, морским путем в Индию.


Корабль Колумба

В качестве переводчика с ним едет знаток иврита, марран (крещеный сефард) Луис Торрес. Не было ли это очередной попыткой отыскать пропавшие десять колен и вступить с ними в контакт?


Колумб высаживается на берег, чуть позади - морран-переводчик

Поиски 10 колен сегодня

Поиски потомков десяти пропавших колен продолжаются и в наши дни. На их роль неоднократно выдвигались народы, в культуре которых можно проследить отдаленное сходство с еврейской традицией. Среди кандидатов были даже японцы.


Японские горные отшельники ямабуси с «тфилином» на лбу и «шофаром»

Энтузиасты приводят в защиту этой экстравагантной теории множество доказательств: во время одного из синтоистских праздников священник разыгрывает сцену, похожую на принесение в жертву Ицхака, японские горные отшельники ямабуси носят на лбу черную коробочку, очень похожую на тфилин, и трубят в рог из морской раковины, как в шофар, а некоторые обряды напоминают Йом-Киппур.


Японские горные отшельники ямабуси с «тфилином» на лбу и «шофаром»

Среди других кандидатов - воинственные пуштуны, делающие младенцам обрезание на восьмой день, сразу несколько африканских народов... На сегодняшний день официально потомками десяти колен признаны лишь эфиопские иудеи общины бета Исраэль (в 1973 году тогдашний главный сефардский раввин Израиля раби Овадья Йосеф объявил их потомками колена Дана).

Потомки десяти пропавших колен, живущие за чудесной рекой Самбатьон, так и не найдены, а попытки энтузиастов найти их среди представителей самых разных культур пока не увенчались успехом. Однако в народ Израиля вливаются все новые и новые «колена» – прозелиты со всех концов земли.

В 2005 году члены общины Бней-Менаше из северо-восточной Индии благодаря решению главного сефардского раввина Шломо Амара смогли въехать в Израиль, пройдя ортодоксальный гиюр (процедура переход в иудаизм). Несмотря на то, что анализ ДНК не подтвердил веру Бней-Менаше в происхождение от одноименного колена, они ощущают себя полноценными евреями и успешно осваиваются на Обетованной земле.

Хотя Колумб приплыл в итоге вовсе не в Индию, а местные аборигены, благодаря этой ошибке ставшие индейцами, на иврите не говорили, идея отыскать среди них потомков самарийских изгнанников жила еще долго. В 1650 амстердамский раввин сефардского происхождения Менаше бен-Исраэль издает книгу «Эсперанса де Исраэль» – «Надежда Израиля», в которой излагает свою теорию, согласно которой индейцы Южной Америки – не кто иные, как потомки пропавших десяти колен. В наше время мечта рабби Менаше воплотилась в реальность, хотя и не совсем так, как он предполагал. Сегодня во многих поселениях Самарии действительно живут «инкские евреи» из Перу – бывшие протестанты, принявшие иудаизм целыми общинами.

Рамбам пишет: когда придет Машиах, к нему соберется весь еврейский народ, и он сообщит каждому его происхождение. Тогда-то мы и узнаем судьбу исчезнувших Десяти колен. Будем верить и надеяться, что это произойдет вскоре, в наши дни!

Элишева Яновская