Власть народа и власть тирана (царя) – как это понимает Сократ и Менандр?

На модерации Отложенный

Я отдаю на суд читателю диалог о демократии - Сократа сторонника тирана у власти —  первого (по рождению) афинского философа и  Менандра — афинского  драматурга, автора новой греческой комедии – ярого сторонника демократии:

- Сократ: … Итак, при демократии власть принадлежит народу, в то время как при тирании она принадлежит тирану. Могу ли я сказать, Менандр, что при тирании власть — это сам тиран?

- Менандр: Именно так ты и должен сказать, Сократ;

- Сократ: … Скажи мне, Менандр, если несправедливость существует и при тирании, и при демократии, то почему, во имя Зевса, ты считаешь, что демократия лучше тирании?

- Менандр: При демократии  обсуждение  открыто и всенародно, и человек  пользовался всеми правами свободного человека, включая право на публичную защиту. Неужели этого недостаточно, чтобы увидеть преимущества демократии?

- Сократ: Но как раз вот этому порочному и жестокому большинству ты доверяешь то, в чем отказываешь тирану. Согласись, Менандр, что найти одного умного и порядочного человека еще возможно, но нельзя ожидать, чтобы большинство народа состояло из таких людей. Разве не это следует из твоих слов, Менандр?

- Менандр: Похоже, что именно это я и говорил;

- Сократ: Я добавлю к этому, что против тирана еще можно восстать, и такие примеры хорошо известны. Царя, например, может казнить возмущенный народ, несмотря на свое божественное происхождение. Но как можно восстать против большинства? Не кажется ли тебе, Менандр, что такое восстание с самого начала обречено?

- Менандр: Я тоже так считаю;

- Сократ: Но не означает ли все это, что наша афинская демократия суть беспощадная тирания невежественной толпы, причем такая тирания, от которой к тому же никак невозможно избавиться?

- Автор: Сократ здесь явно говорит о современной Америке, Западе и современной России. Интересно, чтобы сказали наши западные демократы и наши доморощенные демократы о том, что  демократия отвратительная штука, но лучше ее нет, как сказал Черчиль – эта цитата  здесь явно не к месту?

-Сократ: Мы пришли к бесспорному выводу, что наша афинская демократия ничуть не лучше самой разнузданной тирании. Я бы сказал даже, что есть тирания одного человека, а есть тирания большинства. Мы сменили одну тиранию на другую и называем ее демократией. Смена имени не есть смена сути, не правда ли, Менандр …тиранию можно ограничить с помощью закона, а демократию нет…? В государстве, управляемым тираном достаточно справедливых законов, продиктованные бессмертными богами  эти законы не могут быть изменены никакой властью и должны этой властью исполняться, а следить за этим исполнением должен стоящий над властью суд, который будет карать за их неисполнение?

-Сократ: Наши сограждане слишком ослеплены кажущимся превосходством хваленой афинской демократии над окружающими Афины тираниями и сатрапиями и не замечают, что расстояние от этих тираний до нашей демократии постоянно сокращается подобно дистанции между Ахиллом и черепахой…?

-  Вопрос автора: Интересно, чтобы сказали наши западные демократы и наши доморощенные демократы о том, что  демократия отвратительная штука, но лучше ее нет – которое  сказал  Черчилль, когда познакомятся с данным диалогом?