Королевские интерьеры: что посмотреть в новых залах в Старом замке в Гродно

На модерации Отложенный

Новые экспозиции показывают, как выглядела резиденция короля Стефана Батория в конце XVI века.


Источник: Sputnik.by

ГРОДНО, 23 янв — Sputnik, Инна Гришук. В Старом замке Гродно открылось три новых выставочных зала, которые показывают замковые интерьеры времен короля Стефана Батория. Это королевская часовня, расположенная над аркой во входной башне замка, а также королевская баня и комната королевского секретаря. Журналистка Sputnik приготовила короткий гайд по новым экспозициям и советует, на что стоит обратить внимание во время прогулки по королевским залам.

Как найти?

Новые залы Старого замка являются интерьерными — показывают, как мог выглядеть замок изнутри во времена Стефана Батория в XVI — начале XVII века, поясняет заведующая научно-просветительским отделом Гродненского историко-археологического музея Мария Усманова.

Над их созданием историки и реставраторы трудились более года. Стены и потолки украшают росписи, деревянные элементы, можно увидеть витражи, копии старинных печей и массивной мебели.

Интерьерные залы разместились в разных частях замка и на разных этажах. В Старом замке работает еще 10 экспозиций. Но они археологические и показывают старинные предметы и артефакты, которые находили на территории гродненской замковой горы во время археологических раскопок.

Покои королевского секретаря и королевская баня размещаются на разных уровнях в новой — построенной после реконструкции башне. Чтобы попасть в королевскую часовню, нужно пройти по галерее замковой стены в старую входную башню.

Комната для молитвы короля

Королевская часовня впечатляет своим убранством. Восстановлением интерьеров занимались специалисты Белреставрации. В этом помещении проводились богослужения, здесь совершали молитвы король Стефан Баторий и его приближенные.

Читайте также

Туры на море для белорусов станут дешевле

Первое, на чем остановится взгляд посетителя — это яркие оконные витражи. Два из них выходят на улицу, один — упирается в стену соседнего зала. Витражи показывают земную жизнь Иисуса Христа. Расположенные вдоль стен алтари выполнены из песчаника, инкрустированы мрамором. Из мрамора сделан и пол часовни.

Мебель — это аутентичные предметы XVII — начала XVII веков. Это шкаф для хранения ритуальных принадлежностей, скамейка для молитвы, подставки под книги.

Стоит обратить внимание на печь, которая является копией печи того времени. А бело-голубые изразцы повторяют рисунки тех, которые были найдены во время археологических раскопок на замковой горе в Гродно.

Потолок королевской часовни украшен росписями и деревянными элементами. В центре среди облаков изображен Бог Отец, Сын и Дух святой в образе голубя. Стены под потолком украшены росписями с христианскими сюжетами.

Самый ценный экспонат в зале часовни — это старинная аутентичная фреска XVI века. Ее фрагмент открыли во время демонтажных и строительных работ. А затем восстановили и вернули на прежнее место. Она находится в арке окна с правой стороны. На фреске изображена чаша, растения, фрукты, рисунок перекликается с тематикой райского сада. Он выполнен в приглушенных тонах и не сразу бросается в глаза. В арках двух других окон — копии рисунка старинной фрески.

Банная печь и дубовые веники

В зале королевской бани можно узнать, в каких условиях принимали гигиенические процедуры королевские особы. По словам экскурсоводов, нет достоверной информации, любил ли баню король Стефан Баторий и как часто ее посещал. Но помещение точно не пустовало, так как король был заядлым охотником и после конных поездок по лесу точно должен был принимать ванны.

«По инвентарям XVII века, баня в замке действительно была. Занимала три помещения — сени, топка и сама баня», — отметила Усманова.

Баня в Старом замке больше напоминает просторный помывочный зал с двумя большими деревянными чанами для купания.

Например, нет классической русской парилки. Высота помещения здесь — более пяти метров. Сохранять тепло и естественную вентиляцию, по уверению музейных работников, здесь позволяла деревянная отделка пола и потолка.

Деревянные панели стен украшены рисунками в виде вазы с букетами аканта. Такие рисунки также находили во время раскопок на территории замка. Потолки выполнены в виде объемных розеток с резьбой и цветными элементами.

Во время банных процедур король мог использовать специальную скамейку, которая помещалась в чан. А заполненный чан могли покрывать кусками толстой ткани, чтобы вода медленнее остывала. Представлены и все необходимые для купания предметы — дубовые и деревянные веники, мочалка, кувшины.

Отдельный интерес может вызвать банная печь с медным водонагревателем. В нее встроены три медных сосуда, в которых находилась вода. Дрова в печку подкладывали в отдельном помещении — так называемой топочной. Печка декорирована глазурованными изразцами с растительным орнаментом, это точная копия изразцов, найденных на территории Замковой горы. В топочной можно увидеть медный рукомойник и барельеф козы над ним.

Шкура волка, шесть кило перины и лапы льва

Третий из восстановленных интерьерных залов — это покои Рейнгольда Гейденштейна, который был секретарем и фактически личным историографом королей Речи Посполитой Стефана Батория и Жигимонта III. Они занимают две комнаты замка. В одной был рабочий кабинет и одновременно спальня самого секретаря, а в другой — его помощника.

Здесь нет такой яркой и богатой отделки, как в королевских комнатах. Например, потолок выполнен более скромно, хотя украшен росписями. Мебель выполнена из массива дуба в лучших традициях моды эпохи Ренессанса. Если обратить внимание на ножки комода и стола, они сделаны в форме лап животных.

Обращают на себя внимание и массивные кровати. Они застелены перинами. Одна перина использовалась как матрац, другая как одеяло. Например, только на одну кровать секретаря ушло шесть килограммов перьев.

На полу комнаты — шкура волка. По уверению музейных работников, есть информация, что при жизни королевского секретаря весь пол комнаты был устлан шкурами животных. Шкуры животных также использовали вместо одеял.

Посетители могут увидеть образец кабинетной печки. Она на ножках, отличается по форме от других образцов, представленных в замке. На изразцах представлены портреты известных европейских просветителей и королей.

Стены комнаты декорированы обоями, выполненными из цельного куска итальянкой ткани. Они делались под заказ именно для музейных залов Старого замка.

На подходе — зал отдыха короля

Интерьерные залы восстанавливали в рамках первой очереди реконструкции Старого замка в Гродно. Весной обещают открыть еще одну экспозицию — комнату отдыха короля или алебастровый зал. Обещают, что он будет самым ярким и пышным по отделке. Сейчас там завершаются реставрационные работы, а открытие намечено на весну нынешнего года.

Музей Старого замка открылся для посетителей в ноябре 2021 года после почти трехлетнего перерыва. Новые экспозиции разместились в построенных с нуля двух. Также для посещения была открыта часть внутреннего дворика Замковой горы и обзорная площадка. Здесь можно рассмотреть лепнину и внешние декорации новых построек. Новые экспозиции дополнены интерактивными элементами, видео- и 3D-проекциями, информационными киосками. Только в 2022 году Старый замок посетило 200 тысяч человек, проведено более двух тысяч экскурсий.

Работы по восстановлению Старого замка в Гродно ведутся с 2017 года по проекту Владимира Бачкова. В процессе строительных работ первой очереди реконструкции обнаружились серьезные ошибки, которые повлияли на историческую достоверность королевской резиденции. Так, башня и въездные ворота имеют лишний этаж, а на месте массивного здания каменицы, как подтверждают археологические данные, была пристроенная лестница.

В ближайшее время начнется вторая очередь реконструкции, она затронет здания самого дворца Стефана Батория, который считается уникальным памятником архитектуры Восточной Европы. Проект реконструкции еще разрабатывается.