Нужны ли на чужбине граждане отъезжающие?

На модерации Отложенный


8.01.2023 00:04

Вячеслав Костиков

Примерное время чтения: 5 минут

 

Пополнение базы чемоданных. Нужны ли на чужбине «граждане отъезжающие»

 Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. 


 

 

 

 

 

Cлучившуюся в прошлом году волну эмиграции некоторые сравнивают с событиями конца 1922 г. Тогда по инициативе Ленина из России была выслана группа интеллигенции, не согласной с политикой большевиков. Троцкий не без иронии назвал эту акцию «гуманизмом по-большевистски». «Расстрелять их не было повода, а теперь невозможно», — пояснил он.

 Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:

Но принудительная высылка пары сотен профессоров, философов и писателей в 1922 г. была лишь малой частью огромной волны эмиграции, хлынувшей из России в результате Октябрьского переворота. Спасаясь от новых порядков, страну массово покидала военная, научная, инженерная и культурная элита. В советские времена число уехавших предпочитали не разглашать. Ленин в узком кругу называл цифру в 2 млн. По подсчётам Лиги Наций, численность уехавших из СССР превышала 10 млн. 

Так или иначе, по интеллектуальному капиталу России был нанесён мощный удар, во многом предопределивший последующие десятилетия отставания. Качество «высылаемого материала» было таково, что по всем маршрутам вынужденного путешествия по Европе (Болгария, Чехия, Румыния, Германия, Франция) русские эмигранты обогащали местную науку, культуру и экономику.

 


Но можно ли сравнивать события столетней давности с нынешними? Данные о числе уехавших из России за последние 20 лет сильно разнятся. Росстат приводит цифру в 400 000.

Но как бы там ни было, нынешняя ситуация с эмиграцией кардинально отличается от событий 100-летней давности. При большевиках несогласных из страны изгоняли. Сегодняшняя эмиграция — выбор добровольный. Никого не сажают на «философские пароходы» и не ограничивают вывозимое имущество парой нижнего белья, как век назад.

Да и у отъезжающих из сегодняшней России есть принципиальное отличие от бежавших от советской власти. Эмигранты 1920-х наивно верили, что большевики пришли ненадолго, на 2–3 года. Уезжали с пониманием, что скоро вернутся, и постоянно подчёркивали, что «уносят с собой Россию». Жизнь за границей обустраивали по возможности на русский лад. Создавали свои детские сады, школы, русские культурные центры и православные приходы. 

 


Что касается нынешней волны эмиграции, то многие отъезжающие не скрывают, что уезжают либо очень надолго, либо навсегда. И по этой причине стремятся как можно скорее интегрироваться в новую среду, стать частью нового «отечества». Получается, правда, далеко не всегда. Чаще всего не получается.

Бить или не бить

Как относиться к уезжающим?

В СССР подход был однозначным. Раз ты оказался за границей, значит, «отщепенец», «лакей империализма», «враг народа». Говоря об эмиграции, советская пропаганда во многом исходила из принципа «кто не с нами, тот против нас». Уместны ли подобные оценки в наши дни?

Россия всё-таки другая страна. Да, с остатками советской системы, с множеством сторонников возвращения в СССР, но — другая. Времена, когда статья в газете «Правда» задавала тон политической жизни для всей страны, когда точка зрения Политбюро ЦК КПСС не подлежала обсуждению, к счастью, миновали.

 


Большую часть уезжающих из России сегодня едва ли можно отнести к категории «врагов народа». У большинства стремящихся перебраться на Запад мотивы скорее чисто экономические. Не секрет, что у значительной части российской элиты издавна существует «культ Европы». Кто-то спит и видит себя на Елисейских Полях или на Оксфорд-стрит. Многие из «новых русских», сколотивших за последние десятилетия большие состояния, стремятся «пожить красиво», по-европейски. И в оправдание себе не без удовольствия цитируют известные строки Лермонтова:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Обсуждая причины отъезда, не следует забывать и о том, что у части новых эмигрантов есть и вполне объяснимые житейские, семейные или психологические мотивы. Среди них социологи чаще всего называют стремление к стабильности и безопасности, желание обрести новый жизненный опыт, реализовать полученное образование. 

 


В последнее время много говорят о нарастании тревожности, о страхах большой войны, об опасениях за судьбы детей. И это тоже заставляет задуматься об отъезде. А просто в знак протеста против политики властей уезжают немногие.

* * *

Резкие высказывания некоторых уехавших, в частности актёра Смольянинова (тот заявил, что ему «наплевать на Россию, даже если от неё останется один радиоактивный пепел», и что он готов воевать на стороне Украины), резко обострили дискуссию по поводу эмиграции. Многие говорят, что такого рода высказывания — это заявления «выживших из ума» или следствие депрессии. Раздаются призывы к применению самых жёстких мер: отдать под суд, запретить возвращаться и аннулировать российские паспорта, конфисковать имущество, «карать по законам военного времени». Соцсети запестрели матерными выражениями. Со многими из них трудно не согласиться. Но мне ближе точка зрения тех, кто, опасаясь рецидивов «сталинского правосудия», призывает при выборе наказания соблюдать Конституцию. Или вовсе не замечать подобные выпады. Ведь те, кто публично плюёт в свою страну, как раз и хотят вывести её из равновесия. Надо ли доставлять им такое удовольствие?