В бой идут старики: оборонные заводы страны не могут набрать рабочих

На модерации Отложенный

Предприятия военно-оборонного комплекса, которые перешли на усиленный режим работы из-за СВО, не могут решить кадровый вопрос. Пустуют десятки тысяч рабочих мест.


Екатерина Максимова


Исполнительный директор АО «НПК «Уралвагонзавод» (далее - УВЗ)  Владимир Рощупкин заявил «Новым Известиям», что УВЗ (а это единственный в стране  производитель танков) не может найти даже неквалифицированных работников. 


«Нам не хватает специализированных кадров. В первую очередь, это станочники. Но кадров уже не хватает и без специальности, то есть людей, которых мы бы могли обучить. Даже женщин без специальности не можем набрать.  В данный момент нам надо 50 работниц, которых готовы обучить. Оплата сдельная. Желающих нет. Но, в основном, не хватает, конечно, мужчин», - уточнил топ-менеджер УВЗ. 


О масштабах кадрового голода в крупнейшей корпорации страны говорит тот факт, что сейчас УВЗ трудоустраивает осужденных на принудительные работы. Ранее ГУ ФСИН по Свердловской области заявил, что на УВЗ будут отправлены 250 осужденных граждан, которые будут трудиться по рабочим  специальностям. 


Разработчик системы управления ракеты-носителя «Союз-2», кандидат технических наук, академический советник РА ракетно-артиллерийских наук Леонид Шалимов добавляет, что оборонке больше всего не хватает станочников, слесарей-сборщиков, токарей и фрезеровщиков. Ровно тот набор кадров, подготовкой которых государство не занималось годами, если не десятилетиями. 


«По этим специальностям очень большой дефицит. Он был всегда, но сейчас проблема максимально, катастрофично обострилась. Те же станочники всегда были в загоне. В свое время нам на предприятии чуть ли не свои курсы приходилось организовывать, чтобы вырастить под себя специалистов. Научить выполнять примитивные операции можно и за три месяца. А на обучение нормального станочника потребуется два года. Это минимум», - говорит Шалимов. 


В ТОП самых востребованных специалистов, если оценивать вакансии оборонных заводов, входят инженер-электроник, оператор станков с ПУ, токарь, токарь-расточник, фрезеровщик, слесарь механосборочных работ, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, электромонтер по обслуживанию электрооборудования. 


Шалимов  добавляет, что до  начала СВО нехватка кадров хоть и фиксировалась, но это было не так критично. «Раньше можно было чего-то не брать, а выбирать те заказы, под которые у есть четкие компетенции. А сегодня так нельзя. Уже не будешь выбирать, какие у тебя компетенции. Потому что сегодня -  надо вот это. А для того, чтобы организовать это, нужны станочники, токари, сварщики», - добавляет Леонид Шалимов.


«Новые Известия» изучили статистику Спарк и сайтов по поиску работы.

Констатируем: рост вакансий на оборонных заводах удвоился, на некоторых - вырос в разы. Не все заводы уточняют численность сотрудников, которую им нужно нанять (указывают лишь вакансии), но предприятиям ВПК не хватает, минимум,  40-50 тыс квалифицированных специалистов.


А как ранее отметил заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов, в будущем  дефицит кадров на предприятиях оборонно-промышленного комплекса  может увеличиться до  400 тыс человек, включая порядка 120 тысяч кадров с высшим образованием. Об этом чиновник заявил летом  минувшего года во время визита в Тульскую область, где сосредоточены такие крупные представители  ОПК, как  «Туламашзавод», «Машзавод «Штамп», ПАО «НПО «Стрела», ПАО «Завод Тула», АО «НПО «СПЛАВ им. А. Н. Ганичева», АО «Тулаточмаш», АО «КБП» и др. 


Леонид Шалимов добавляет, что у оборонщиков сейчас нет другого выхода, как переманивать сотрудников - тех, кто поднаторел на выпуске гражданской продукции. «Есть же сейчас у оборонных предприятий одно преимущество - сотрудники не попадают под частичную мобилизацию. В какой-то степени это помогает привлекать кадры. Не все же уезжают в Казахстан и Киргизию … Еще кругом советуют -  берите пенсионеров. Так всех 60-летних вернули  к станку уже давно», - добавляет Шалимов. 


Но есть и вымирающие регионы, где хантить просто некого. К примеру, ведущий производитель бронетранспортеров - «Курганский машиностроительный завод» -  разослал вакансии в сотни центров занятости по всей стране. В Курганскую область   оборонщики заманивают  работников не только  обещаниями оплачивать жилье, но  и гарантируют трудоустройство членов семьи.  


«Очень серьезная ситуация. Сегодня не выполнить гособоронзаказ - вплоть до уголовной ответственности. А выполнить - совершить подвиг. Главный подвиг - найти людей. Зарплаты повышаем, но все что можно было с рынка труда уже выгребли. Проблему кадров это не решило», - прокомментировал  на условиях анонимности один из экспертов, входящих в состав топ-менеджмента крупного оборонного предприятия в Тульской области. 


Как сообщали «НИ», только за сентябрь 2022 года, когда президент Путин  объявил о частичной мобилизации и дал прямое  указание незамедлительно обеспечить наращивание производства вооружения и боеприпасов, число вакансий в оборонке, по данным Зарплата. ру, выросло на 7%. 


В госбюджете-2023 на национальную оборонку предусмотрено 4,9 трлн рублей (плюс 1,2 трлн по сравнению с 2022 годом). Но, как ранее отмечал доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ Иосиф Дискин, оборонные расходы - это военная тайна. «Это закрытые статьи бюджета, разглашение которых является уголовным преступлением». Это непосредственно на «оборонку» в федеральном бюджете выделен триллионы рублей, а речь идет о финансировании на обновление производственной базы, расширение кооперации и много чего еще.  Все это разные программы - в том числе и по закрытым статьям бюджета.