Сражаясь за Ленинград, воины-чекисты вели войну на фронте и в тылу

На модерации Отложенный

18 января 1943 г. – ровно 80 лет тому назад – в ходе состоявшейся во время Великой Отечественной войны наступательной операции Ленинградского и Волховского фронтов (операция «Искра») в районе Шлиссельбурга была прорвана блокада города Ленинграда.

Это позволило существенно облегчить положение города, находившегося с 1941 г. в окружении вражеских (германских и финских) войск, и создало предпосылки для дальнейшего изгнания неприятеля из окрестностей города и вообще с советской земли.

Части и соединения войск НКВД СССР, принимавшие участие в обороне Ленинграда в общевойсковых боях, в проводке грузов по льду Ладожского озера (по «Дороге жизни»), в охране важных объектов, а также в противоборстве с вражескими диверсантами и мародёрами, представляли собой в дни войны весьма ценимую всем Ленинградом военную силу.

К началу операции «Искра» такие отличившиеся в обороне Ленинграда соединения войск правопорядка, как 1-я, 20-я и 21-я стрелковые дивизии войск НКВД, вместе с их прославленными героями, были переданы из НКВД в состав РККА и продолжали сражаться на фронте уже как общевойсковые соединения Красной Армии. В то же время важные функции по охране города и тыла действующей армии продолжали осуществлять другие части, оставшиеся в ведении Наркомата внутренних дел.

Об их боевой работе в этот период беспристрастно свидетельствуют документы, связанные с деятельностью 13-го мотострелкового полка войск НКВД. В тяжёлые дни вражеской блокады водители автороты этого полка перевезли по Ладожской ледовой трассе в Ленинград 674 тонны различных грузов и эвакуировали из города свыше 30 тыс. его раненых и обессилевших от голода и болезней жителей. Однако в дни прорыва блокады в полку были сформированы две автоколонны численностью 55 машин. На них военные шофёры доставили наступающим частям по бездорожью 2750 тонн боеприпасов и горюче-смазочных материалов. А две снайперские команды, созданные в полку и направленные (временно) в боевые порядки армейских частей, приняли участие в наступлении.

Как сообщают исторические документы Росгвардии, «всеобщее уважение, почёт и славу среди личного состава полка заслужили снайперы тт. Швец, Тихонов, Колейников, Андрюхин, Лисняк, Галчков, Моисеев, Назаров, Софишкин, Воронов и другие, уничтожившие каждый по роте гитлеровцев…»

За образцовое выполнение боевых заданий более 100 снайперов были награждены орденами и медалями.

В то же время личный состав полка продолжал нести службу по охране, например, Смольнинского гарнизона (командир – капитан Шамин). Часовые и патрули произвели около двух тысяч задержаний нарушителей порядка осаждённого города. И среди них оказалось немало «вражеских элементов» - шпионов, диверсантов и так называемых «ракетчиков» - предателей, которые подавали световые сигналы вражеским самолётам.

А налёты вражеской авиации на Смольный продолжались и в пору наступления. Так в ходе одного из них этот сверхтщательно охраняемый объект удалось спасти от прицельного бомбометания лишь слаженным ружейно-пулемётным огнём. Во время другого, состоявшегося несколькими днями позже, от осколков бомбы погиб при исполнении служебных обязанностей старшина 1-й стрелковой роты Улаев.

Находившийся, казалось бы, в тылу, но сражавшийся с врагом, как на фронте, полк ещё считал необходимым поддерживать патриотические почины по сбору средств: так, в 1943 г. его бойцы и командиры собрали почти 38,5 тыс. рублей на постройку танковой колонны и почти 17 тыс. рублей – в фонд помощи детям.

За отличное выполнение «оперативно-чекистских задач и поддержание революционного порядка в тяжёлых условиях блокированного города», как сообщают документы той эпохи, командование Ленинградского фронта наградило орденами и медалями 57 военнослужащих 13-го мотострелкового полка войск НКВД, а весь личный состав этой части - медалями «За оборону Ленинграда».