Солженицын и бандеровцы

На модерации Отложенный

Перебранка между актёром Артуром Смольяниновым и кремлёвскими пропагандистами вызвала забавную реакцию в интернете. Прочтя, как одобрил ядерную бомбардировку России, заявив: «Если бы я и пошёл на эту войну, то именно на стороне Украины. Мне нас..ть, что останется от России. Даже если одна область, а все остальное превратится в радиоактивный пепел», некоторые блогеры вспомнили ещё одного творца, который выражался подобным образом.

На первый взгляд, передёргивание налицо. Хотя фраза «Подождите, гады! Будет на вас Трумен! [президент США отдавший приказ о ядерных ударах по Японии – Ю.Н.] Бросят вам атомную бомбу на голову!» действительно взята из книги писателя Александра Солженицына «Архипелага ГУЛАГ», следует учитывать контекст. Ведь эти слова будущий лауреат Нобелевской премии вместе с другими зеками бросил лагерным надзирателям, а на зоне в сердцах и не такое ляпнешь.

Однако и в куда более спокойной обстановке, выступая перед активистами американского профсоюза АФТ-КПП, писатель фактически призвал к превентивному удару по СССР. Разъяснив, что в нём «концентрируется мировое зло, ненавистное к человечеству. И оно полно решимости уничтожить ваш строй. Надо ли ждать, что оно ударит ломом в вашу границу и что американская молодёжь должна будет умирать на границах вашего континента?» После чего, поняв, что проболтался, стал доказывать, что не просит освобождать народ от власти коммунистов, но кому надо, всё поняли. Этим сходство Солженицына и Смольянинова не исчерпывается. В том же «Архипелаге ГУЛАГ» автор прямо таки расшаркивается перед украинскими нацистами:


«Едва только пали немцы перед Антантой (что не могло иметь влияния на принципы нашего отношения к Украине!), за ними пал и гетман, а большевицких силёнок оказалось побольше, чем у Петлюры, – большевики сейчас же перешли признанную ими границу и навязали единокровным братьям свою власть. Правда, ещё 15–20 лет потом усиленно и даже с нажимом играли на украинской мове и внушали братьям, что они совершенно независимы и могут от нас отделиться когда угодно. Но как только они захотели это сделать в конце войны, их объявили «бандеровцами», стали ловить, пытать, казнить и отправлять в лагеря.

(А «бандеровцы», как и «петлюровцы», это всё те же украинцы, которые не хотят чужой власти. Узнав, что Гитлер не несёт им обещанной свободы, они и против Гитлера воевали всю войну, но мы об этом молчим, это так же невыгодно нам, как Варшавское восстание 1944 года)».

Насчёт «против Гитлера воевали всю войну», разумеется, враньё. Сборники «УПА в свете немецких документов» (Торонто.1983) и «Нацистские документы об УПА. Разночтение» (Одесса. 2003) и прочие им подобные свидетельствуют, что боевики Украинской повстанческой армии на оккупантов нападали очень редко. О том же писал и генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн, командовавший оборонявшейся на Украине группой армий «Юг». Он подчёркивал, что, если советские партизаны борются с немцами, то украинские воюют, прежде всего, против советских, а немцев попавших им в руки отпускают. Солженицын делал вид, что об этом не знает, от своих заявлений в поддержку бандеровцев не отрёкся (хотя иногда журил Киев за меры против русского языка), да и о наследниках Бандеры, отстреливавших русских в Чечне, помалкивал. Ну а, предвидя нынешние события, однозначно заявил: «Возникни, не дай Бог, русско-украинская война - сам не пойду на неё и сыновей своих не пущу». Ну и кто ему после всего этого Смольянинов, как не духовное чадо?

Так что вполне возможно у персонажей типа Артурчика не такие уж плохие перспективы в нашей стране. Ведь «Архипелаг ГУЛАГ» включил в школьную программу лично Владимир Путин, а один из воевавших в Чечне фюреров киевских нацистов Дмитро Корчинский выступал перед прокремлёвской молодёжью на Селигере по приглашению замглавы президентской администрации Владислава Суркова.

Юрий Нерсесов