Тариф «Запредельный»: Цены на услуги ЖКХ повышают вопреки экономической целесообразности

На модерации Отложенный


(фото: Илья Щербаков/ТАСС )

Повышение тарифов ЖКХ, произошедшее 1 декабря, может оказаться не по карману как гражданам, так и организациям. При этом в условиях текущего мирового энергетического кризиса Россия, являющаяся одним из крупнейших в мире производителей энергии, могла бы получить очевидное конкурентное преимущество. Но вместо этого цены продолжают свой рост.

О внеплановой индексации тарифов ЖКХ власти объявили ещё минувшей осенью. Объяснилось это так: коммунальщикам надо срочно ремонтировать сети, поэтому сейчас проиндексируем тарифы сразу на 9%, зато потом не будем повышать аж до 2024 года.

Несостоятельность подобных аргументов, а также тот факт, что коммунальщики от недофинансирования, мягко говоря, не страдают, «Наша Версия» уже подробно разбирала (см. «Тарифная ненасытность», № 38 от 3.10.2022). Вопрос в другом. Против повышения тарифов ЖКХ выступает целый ряд серьёзных причин. Во-первых, размер квартплаты сегодня уже не по карману значительной части граждан – эксперты прогнозируют, что общий объём задолженности за услуги ЖКХ скоро превысит 1 трлн рублей. Во-вторых, подорожание энергии для предприятий (здесь тарифы также выросли на 8,5–9% минимум) не способствует развитию производства, о котором постоянно говорят власти.

Наконец, возникшие из-за санкций сложности с сырьевым экспортом вполне можно было бы скомпенсировать, перенаправив образовавшиеся излишки на внутренний рынок. Однако об этом никто почему-то даже не заикается. Все разговоры лишь о грядущем сокращении добычи нефти и газа. Будто бы дешёвые нефть и газ самой стране вовсе без надобности.

На экспортной игле

Впрочем, благие рассуждения о необходимости дешёвой энергии на внутреннем рынке разбиваются об один простой факт. Модель отечественной экономики за минувшие 30, а то и все 50 лет, к сожалению, ничуть не изменилась: зарабатывать бюджет по-прежнему планирует исключительно сырьевым экспортом. В связи с этим налоговое бремя для компаний ТЭК в ближайшее время станет тяжелее. Так что поставки дешёвой энергии на внутренний рынок не нужны ни энергетическим монополистам, ни даже правительству.

Это подтверждают цифры. Последние годы доля нефтегазовых доходов в российском бюджете продолжает неуклонно расти. Если в пандемийном 2020 году экспорт углеводородов принёс казне 28% доходов, то в 2021 году – уже 35,8%. По итогам 2022 года эта цифра должна составить более 40%. Так, в прошлом году «Газпром» поставлял в Европу не более 20% обычных для него объёмов газа. Но рекордные цены на газ обеспечили компании Алексея Миллера такие же рекордные прибыли. В результате в правительстве приняли решение увеличить налоговую нагрузку: по итогам года «Газпром» выплатил в казну дополнительные 1,2 тлрн рублей. В этом году «Газпром» также ожидают дополнительные налоговые отчисления – в среднем он дополнительно выплатит 50 млрд рублей в месяц. При этом производство газа корпорация в прошлом году уже снизила примерно на 20%.

С нефтяным экспортом ситуация тоже непростая. Напомним, что с 6 декабря страны ЕС ввели потолок цен на российскую нефть, также начало действовать эмбарго на импорт российской нефти, поставляемой по морю. Вице-премьер Александр Новак уже не раз заявлял, что Россия не будет поставлять нефть в страны, которые ввели потолок цен. Однако пока что принятие данных мер негативно отразилось прежде всего на отечественной нефтянке. В частности, стоимость нефти марки Urals в середине декабря падала до 48–50 долларов за баррель. При этом иностранная Brent торговалась вокруг отметки 80 долларов за баррель.

Владельцы ритуальных компаний отмечают рост цен на услуги погребения. С начала года стоимость гробов выросла на треть, памятники стали вдвое дороже.

Заметим, что до введения ЕС потолка цен на российскую нефть разница в цене между Urals и Brent составляла всего 4–5 долларов. Предполагается, что освободившиеся экспортные объёмы Россия перенаправит на азиатские рынки. Однако, как подсчитали аналитики, «свободными» по-прежнему остаются 0,3–0,9 млн баррелей нефти в сутки.

И, как и в случае с газом, никаких разговоров о том, чтобы перенаправить эту нефть на внутренний рынок, не идёт. Зато в правительстве уже подсчитали, что в этом году экспорт нефти должен составить 250 млн тонн, а общий объём поступлений в казну от нефтегазовых доходов – без малого 9 млрд рублей.

Как в Европе, только хуже

На самом деле зацикленность на экспортных доходах и вторичное отношение к внутреннему рынку – давняя тенденция. В 2020 году по этому поводу в Госдуме случился даже небольшой скандал. Тогда парламентарии обратили внимание на то, что стоимость киловатта для потребителей Москвы составляет 6 рублей, при этом нашим китайским партнёрам Россия поставляет энергию по цене 1,5 рубля за киловатт. Вопрос об этом очевидном перекосе в тарифообразовании депутаты задали Александру Новаку, который в то время занимал должность главы Мин­энерго. «Не согласен, что конечные цены на электроэнергию в России выше, чем в других странах», – ушёл он от вопроса, добавив, что «следует различать тарифы для населения и для прочих потребителей».

Три года назад в России вышло экспертное исследование «Сообщество потребителей энергии». Там, в частности, отмечалось, что ещё в 2019 году цены на электричество в РФ были на 5% выше, чем в США и некоторых странах Евросоюза. В последующие годы этот разрыв увеличился до 15–20%.

В правительстве уже подсчитали, что в этом году экспорт нефти должен составить 250 млн тонн, а общий объём поступлений в казну от нефтегазовых доходов – без малого 9 млрд рублей


Новый рост цен уже здесь

Сегодня давние прогнозы, очевидно, начали сбываться. Кстати, некоторые коммунальщики в конце прошлого года не утерпели и начали повышать тарифы ещё до начала января. Так, в Ставрополе жители уже в декабре начали жаловаться на платёжки с завышенными суммами. А в Перми ПАО «Т Плюс» в конце прошлого года представило новые тарифы на декабрь, в которых размер индексации за тепло и вовсе составил 64,81% (!). В местной прессе даже предположили, что, возможно, речь идёт о некоей «технической ошибке» и тарифы в итоге всё-таки пересчитают. Понятно, что надежды скорее всего окажутся призрачными.

Кстати, «Т Плюс» тут вовсе не уникально. Дело в том, что цифры повышения тарифов являются лишь «средней температурой по больнице». Итоговые значения рассчитываются в каждом регионе конкретным поставщиком ресурсов. Считается, что цифра не может превышать определённые правительством 9%, но на самом деле и это не так. В случае действия концессионных соглашений с частными инвесторами допускается повышение сверх предельных значений. Кроме того, по согласованию с местными органами ФАС ресурсники могут (и продавливают) нужные им цифры повышений.

То же и с тарифами для промышленных предприятий. Эксперты уже прогнозируют, что анонсированный рост тарифов на газ в размере 8,5% по факту может оказаться намного выше. Причина того готовящийся вывод в резерв из-за нехватки комплектующих 15 ГВт ТЭС, работающих на иностранных западных турбинах.

Кстати

Стремясь удовлетворить неуёмные аппетиты лоббистов от ТЭК, в правительстве, похоже, забыли, что повышение тарифов ЖКХ, да ещё и беспричинное, может иметь очень серьёзные социальные последствия.

По данным опроса Фонда «Общественное мнение», повышение цен на жилищно-коммунальные услуги уже ощутили на себе 34% россиян.

Причём в ближайшее время эта цифра, очевидно, будет расти, ведь прошедшим ростом дело не ограничится. С 1 января уже объявлено новое подорожание: на этот раз вырастут взносы за капитальный ремонт. Причём в данном случае дело не ограничится 9%. Например, в Московской области размер взносов вырастет на 16,7%, в Нижегородской – на 17%, а в Свердловской – более чем на 40%!

В конце ноября прошлого года ВЦИОМ констатировал высокий уровень доверия граждан к власти. В настоящее время единство в обществе становится особенно важным. Так стоит ли преднапрягать настроение масс, проводя политику повышения тарифов?


Кира Ремнёва