В Москве продолжается реставрация служебного корпуса в усадьбе Голицыных

На модерации Отложенный

Значительная часть работ уже выполнена, и совсем скоро зданию вернут его исторический облик.

В столице продолжается реализация масштабной программы по восстановлению объектов культурного наследия. В этом году специалисты работают на 526 архитектурных памятниках. В самом разгаре находится реставрация служебного корпуса, входящего в ансамбль усадьбы Голицыных на Старой Басманной улице в саду имени Н.Э. Баумана.

Исторический комплекс усадьбы состоит из нескольких строений, среди которых дом с палатами XVI–XVII веков, главный дом, ограда, соединяющая оба здания и служебный корпус. Историки предполагают, что каменный служебный флигель с подвальным помещением появился после пожара 1812 года. Это красивый двухэтажный дом с полукруглым фасадом, построенный в стиле классицизма. Когда-то у здания было четыре входных двери и 20 окон — 16 на первом этаже, одно на втором и три в полуподвальном помещении.

В советское время флигель использовался как коммунальное жилье. Позднее здесь располагались различные учреждения. За это время корпус претерпел значительные изменения: были демонтированы лестницы, установлены новые перегородки, заменены подлинные деревянные двери и окна, заложены некоторые оконные проемы и утеряны исторические интерьеры.

В чем разница между ремонтом и реставрацией

Реставрация памятника архитектуры существенно отличается от обычного ремонта. Ремонтные работы проводятся лишь для поддержания нормального функционирования сооружения без существенного вмешательства в несущие конструкции и архитектурные детали. Если же здание или его часть находятся в аварийном состоянии, то обычным ремонтом уже не обойтись.

«Реставрация — это в первую очередь сохранение историко-культурной ценности объекта. Ее цель — воссоздать не только первоначальный облик, но и конструктив, близкий к оригиналу. При работах используются краски, растворы, кирпич и другие материалы, сходные по своим свойствам и составам с первоначальными», — рассказывает представитель подрядной организации, проводящей реставрацию, Дильшад Гайнулин.

По его словам, работы по поддержанию старинных зданий в должном виде должны проводиться гораздо чаще, чем на современных постройках, ведь многие объекты культурного наследия строились 200–300 лет назад.

«Архитекторы тех времен не могли даже представить, каким воздействиям будут подвергаться их строения сотни лет спустя: это и динамические нагрузки от движения транспорта, и изменившиеся температурные режимы, и общий экологический фон. Все это неблагоприятно влияет на сохранность сооружений. Поэтому цикличность ремонтных работ здесь должна составлять два — три года, а реставрационных — пять — семь лет. Тогда нам удастся сохранить шедевры столичной архитектуры», — уверен Дильшад Гайнулин.

Восстановить и приспособить для современного использования

Перед началом реставрации корпуса служб усадьбы Голицыных была разработана проектная документация, включившая в себя реставрацию кирпичной кладки, карнизов, перекрытий, воссоздание утраченных деталей лепного декора, возвращение исторического вида окнам и дверям, окраску фасадов в охристые цвета в колористике XVIII–XIX веков.

В дальнейшем в здании разместят администрацию парка, поэтому главным требованием заказчика было не только обязательное сохранение всех исторических элементов, но и приспособление помещения под современные нужды, чтобы сделать его комфортным для пребывания сотрудников.

«Предмет охраны у служебного корпуса достаточно обширный: это и местоположение, и его роль в композиционно-планировочной структуре усадебного ансамбля, и объемно-пространственная композиция, и различные детали интерьеров, фасадов. Естественно, что все это подлежит именно реставрации, никаких видоизменений здесь не будет», — говорит Дильшад Гайнулин.

Работы на объекте начались в феврале этого года с исследования здания. Специалисты обнаружили на фасадах корпуса многочисленные трещины и отслоения штукатурного слоя, горизонтальные карнизы местами были полностью разрушены, равно как и сохранившийся лепной декор окон. Кровельное покрытие из металла местами проржавело насквозь, пострадала и стропильная система.

Окна установили 50 лет назад, а двери — в 2000-е годы. Внутри здания в 60–70-х годах прошлого века деревянные балки перекрытий были заменены на металлические опорные конструкции, возведены многочисленные перегородки из кирпича и дерева, а на полу лежала керамическая плитка и линолеум. О единстве стиля тогда никто не заботился.

«Все работы мы проводим под контролем авторского и технического надзора, благодаря чему решения принимаются крайне быстро. Это сказывается и на сроках реставрации. Уже полностью заменено покрытие кровли, усилена стропильная система, проведены работы по устройству гидроизоляции стен, усилены балки перекрытий и дверные проемы, отреставрированы оконные проемы, произведена реставрация кирпичной кладки внутренних и наружных стен, полностью оштукатурены внутренние стены, установлены окна на первом этаже и чердаке. Скоро завершим работы по штукатурке фасадов. Перегородки внутри после согласования с Департаментом культурного наследия решили возвести из легких материалов», — отметил Дильшад Гайнулин.

Самые сложные работы позади. Специалистам осталось покрасить фасад, произвести чистовую отделку внутренних помещений, установить окна и двери на втором этаже и завершить работу по прокладке сетей.