Рецензии на Цитадель наших друзей!

 

Поток сознания адекватного зрителя

Автор: Александр Буловацкий

http://www.citadel-film.ru/index-4.html

Первый же эпизод "Предстояния" ввергает меня в недоумение и лихорадочный поиск ответа. Лагеря НКВД не находились вблизи западной границы, в пределах времени подлета немецкой авиации! Не мог высокообразованный Режиссер с консультантами совершить такой ляп! Значит, это послание зрителю, смысл которого нужно обнаружить! Из дальнейшего развития эпизода, становится ясно: в нем, как в яйце, плодотворно, пока еще в зародыше, стягиваются линии сюжета, таится его фабула. Но не только. И вдруг поражающий самого себя инсайд! Самолеты люфтваффе появились над лагерем потому... что в них и находилась во многом советская элита, государственные и партийные деятели, ученые, инженеры, учителя, командиры Красной Армии, интеллигенты и просто талантливые, неординарные люди, в лихую для Родины годину бывшие бы на вес золота. Лучшие из лучших. Ныне - ЗК. Фашистские самолеты, сбрасывая бомбы, словно свидетельствовали: "Мы здесь потому, что вы там!" Последующие кадры расстрела, побега, лишь усиливали впечатление и, одновременно, работали на завязку сюжета. Стало ясно. Режиссер протянул зрителям ключ-отмычку ко всему своему фильму. Предложил условия игры. Заставил настроится на серьезный мыслительный труд. Предложил именно Так смотреть, Так мыслить фильм. И внутренне "подписав" с Режиссером протокол о взаимопонимании, я успокоился, в предвкушении новых, не менее чудесных открытий. И они последовали. Позже я задумался: что было первичным. Мысль? Чувства? И пришел к выводу. Не имеет значения, потому, что и то, и это - Искусство! Я сознательно опускаю личностные отношения героев и правду их характеров, фактор природы, пейзажа и их работы на смысл, блестящую игру актеров и т.д. и т.п. Я остановлюсь на наиболее ярких, емких образах и смыслах. Так искусно зашифрованных Режиссером. Порой - лишь заштрихованных.

Налет немецкой авиации. Воют падающие бомбы. Фонарь кабины сдвигается и в отверстии появляется голый зад летчика. А это что за метафора? Голый зад - нарушение норм, правил человеческой морали. Это нарушение возможно лишь тогда, когда морали просто нет. Когда она выброшена за ненадобностью. От ее остатков культурный, некогда народ, был освобожден Фюрером! В голову немцев вбивалась другая мораль - о превосходстве арийской расы сверхчеловеков. И проявление этой новой морали - презрение к недочеловекам: евреям, цыганам, славянам... А раз так, то возможно все: концлагеря, виселицы, расстрелы, "Циклон-б", крематории... Теория и практика. Вот так, одним точным, ярким и емким мазком кинокисти, Художник показал всю "новую культуру" тысячелетнего рейха, освобожденную от человеческой морали.

Эпизод казни сельских жителей, массового их сожжения в сарае. Было это, было! Быков:"Я из огненной деревни". Алексиевич.: "У войны не женское лицо". Климов: "Иди и смотри". Этому предшествует отпор насильникам и убийцам. Обороняясь, отважная женщина одного за другим закалывает их вилами. Троих! Опять смысловой образ! На помощь идут полузабытые рисунки из советской "Детской энциклопедии". Отечественная война 1812 года. Партизанское движение. На рисунке - статная женщина на коне с вилами. Василиса Кожина! Вилы и там и здесь - оружие поднявшегося на борьбу народа, как и дубина - оружие Отечественной войны. Метафора. И дальше ассоциации школьные. Классика Л.Н. Толстого: "Дубина народной войны поднялась и со всей ужасающей силой..." Все! Облегчение и радость понимания Мастера. И это все на фоне горящего сарая с гибнущими в огне людьми и их раздирающих душу криков. Метафора огромной силы и доходчивости. На глазах влага. Не стыжусь. Катарсис. Искоса гляжу на жену. Она плачет...

Подмосковье. 1941 год. Ноябрь-декабрь. Попытка остановить врага, рвущегося к Москве. Знаменитые кремлевские курсанты. Молодые, здоровые, красивые...Армейские шутки. Их ждут дома родные. В Москве, Киеве... Внутри растет томление-беспокойство надвигающейся скорой трагедии. И она с неумолимостью происходит. И еще. Не шепчу, но почти слышу до боли трогавшие строки Роберта Рождественского: "Мы разобьем их. Мы их осилим, мы им покажем..." И русское поле с телами курсантов, заметаемых снегом. Тишина. Печальная. Мертвая. "Поле. Русское поле ..." Опять сжимается горло. Опять приступ внутренней дрожи. Что с нами делаешь, Художник? А зрение, приученное к поиску , ищет знаки. Может ошибаюсь? Или грежу? На руке трупа - тикающие часы. И вспоминается еще дна рука. В пасти собаки. Из фильма "12" . Но уже не в поле , а на улицах-развалинах города. Города Грозного! И мучительный вопрос-открытие: "Опять?! Почему?"

На фильм "Цитадель" я пришел уже подготовленным. И ожидал новых открытий. И не ошибся. Котов приезжает в бывший свой дом. Встреча-расставание заканчивается его "кавалерийской атакой" на железнодорожную станцию. Но что это? На Котове длиннополый белый сюртук и фуражка, которые носили помещики Х1Х века. Что -то очень знакомое во всем его облике. Щурюсь от напряжения. Да это же... Паратов из "Жестокого романса"! Уверенно сидит на лошади. Как влитой! Котов-Паратов. Оба дворянских кровей. Но что это? Они напоминает еще один персонаж! Лошадь под всадником меняет шаг и он становится парадным, церемониальным. Всадник гордо выпрямился до предела. Не хватает... не хватает парадного царского мундира, застывших в строю солдат, площади Кремля. Ибо всадник - Российский государь, Император Александр III. Из"Сибирского цирюльника". Вот это - ДА! Но мысль продолжает биться снова и снова. А вообще-то, это один и тот же актер, режиссер, российский гражданин и общественный деятель - Никита Сергеевич Михалков. Открытие радует и будоражит необычайно! Мысли множатся как разбегающиеся галактики эпохи Большого взрыва. Постой, не торопись! Это тоже знак, метафора, но какого гигантского размера. Глубокой, по своему социальнополитичскому значению, мысли! Это намек, это квинтэссенция его, режиссера, постоянных историософских размышлений об исторической судьбе русского дворянства, судьбе исторически позитивной и трагической. Эта устоявшаяся в историографии большевистская оценка его роли, которая, на крутом повороте истории, сегодня, может и должна быть пересмотрена! Об это Художник писал в "Манифесте...", этаже мысль проходила в документальных фильмах о судьбе белого русского воинства, эмигрировавшего, но не утратившего любви к Отечеству. К служивому Отечеству дворянству принадлежит и сам Котов, в богатырской стати и биографии которого угадываются черты красного командарма Тухачевского, выходца из дворян. И Котов, подобно Тухачевскому, пошел служить Революции, сам свершал бесчинства, травил тамбовских крестьян-антоновцев ядовитыми газами, подписывал расстрельные списки, на пике карьеры был арестован, зверски пытаем, давал показания на ..., только остался жив, в отличии от расстрелянного Тухачевского. Но это служивое России дворянство, это не гоголевские персонажи - ноздревы, маниловы и плюшкины... Это дворянство - потомков "птенцов гнезда Петрова", на боевом холодно оружии которых, всегда был начертан девиз : "В службе - честь!" И как служили! Уверен, именно с этим дворянством олицетворяет себя и Никита Сергеевич. И еще. Размышление о дворянстве с неизбежностью приводит к осмыслению существующего еще со времен Октября 1917 г. социального раскола российского общества: мы и они, красные и белые ... и путях его устранения. Но это, думаю, тема следующих фильмов.

Теперь об этимологии названий и их смыслах. "Предстояние". В особой интерпретации не нуждается. Это предшествие всего. "Цитадель". Уже в кинотеатре я лихорадочно искал смысл. Полностью был обретен после сеанса. Цитадель - это емкий образ самой крепости Германия.

Как и пространная метафора борьбы с ней. Цитадель - грозное, молчаливо-агрессивное сооружение, с предпольем, унавоженное минами, ощетинившаяся крупповскими пушками и пулеметами с цейсовской оптикой, штыками из из золингеновской стали, укомплектованная армией-гарнизоном, имеющим боевой опыт, непобедимыми и спокойными солдатами, для душевного равновесия услаждающими себя музыкой Вагнера! И вот мудрый Вождь принимает "мудрое" решение, принципиально лежащее вне пределов гуманизма: противопоставить цитадели 15 тысяч... Нет! Миллионов и миллионов... 27 миллионов человеков, ополченцев, людей мирных профессий. Да, это метафора всей Великой Отечественной войны! И нашей к ней готовности, а потом сверх жертвенности. Еще один смысловой браз - народ вооружен ... палками. Это емкий образ и оценка готовности страны к современной войне моторов... И крепость-Германия ( даже в немецком слове "цитадель" содержится намек) не выдержала. Взорвалась! Пала! Кто ж нам помог? И Художник, как и его великие предшественники, размышляя о причинах победы в Отечественной войне 1812 г.( "... Кто нам помог? Барклай? Кутузов?... Русский Бог?.."), но обогащенный достижениями русской философской мысли, от полу религиозной философии "общего дела" Н. Федорова до "русского космизма" . От Промысла Божия до ощущения глубинной причастности человека к космическому бытию, взаимосвязи между своим существованием и бытием Вселенной, об активном утверждении Разума, Жизни, противостоящих энтропии, распаду, Смерти. И тогда могущественным союзником Человека становится сама Жизнь в различных формах - комарик, паучок... Это не просто философия, а целый пласт тысячелетней отечественной и мировой культуры. Справедливость этой мысли подтверждается у других Художников. Бард Л. Сергеев с его знаменитой песней "Колоколенка" ( "Рассказ ветерана") "Только вдруг сориночка, малая песчиночка, в глаз попала лютому, дрогнула рука..." От сознания грандиозности "собственного" открытия захватывает дух! Каково? А? Высочайшая философия Мира, Войны, Жизни, Человека, Вселенной!

Образ И.Чуриковой рядом с придурковатым немцем. Ясно, что актриса воплощает сердобольность, лучшие нравственные качества русского народа. Наши танки идут на Берлин. И я "читаю" подтекст, потому, что Художник меня к этому приучил. Что я "вижу"? Я вижу европейскую страну Германию, рухнувшую "цитадель". И встречу двух цивилизаций - Русской и Европейской. И наша протянутая европейцам ладонь - ладонь мира и дружбы! Браво, Никита Сергеевич!

 

Резензия

Автор: Алла Гурьева

Фильм-притча «Цитадель» - о горькой правде Великой Отечественной войны, это взгляд на историю страны из 21 века и её глубокое осмысление. Режиссёр ведёт борьбу за душу русского человека, показывая торжество Добра над Злом и призывая зрителя следовать законам Добра и верить в торжество Божественной Справедливости на земле.

За Добро воздаётся человеку во сто крат большим добром: наклонился солдат, чтобы смахнуть комара с отдыхающего в окопе боевого товарища, – снайперская пуля не попала в цель. Эпизодов, наполненных образами-символами, в фильме много: это и паучок, и мышка, и мина, и песня «Утомлённое солнце», и контуженный немецкий солдат… «Душа обязана трудиться»... Особенно над пониманием личности Сталина и роли его в истории страны. Тема «Сталина» - очень «болезненная» для общества. Часть населения по-прежнему считает этого упыря «светочем», несмотря на разоблачение его кровавых злодеяний. Дьявольский блеск в глазах правителя, показанный режиссёром, показывает авторское отношение к тирану. Сторонникам идей Сталина следовало бы вспомнить хотя бы слова Достоевского о «невинной слезе ребёнка» и сравнить с океаном народных слёз, чтобы трезво оценить историческую правду.

Авторское отношение к сталинизму разделяю полностью, кто-то не согласен с режиссёром по этому поводу – это ваше личное дело. Художник отражает мир таким, каким он его видит и понимает, а не в угоду кому-то.

Режиссёр, как и положено по законам искусства, не диктует зрителю выводов, а пробуждает его мысли и чувства, заставляет сопереживать и подводит к осмыслению Победы. Победили потому, что любили Родину, свой дом, семью, детей, боролись за правое дело. Справедливость и правда, любовь и доброта, терпение и вера были на нашей стороне, поэтому само Божественное начало природы помогло, послав паучка, чтобы взорвалась цитадель. Всё в мире имеет значение, всё взаимосвязано, как учит этому народная мудрость: без мышки не вытащили бы репку… «Если цель истории есть описание движения человечества и народов, то первый вопрос, без ответа на который всё остальное непонятно, - следующий: какая сила движет народами?» - писал Л.Толстой в романе «Война и мир». Над вопросом классика думает режиссёр в «Цитадели» и приходит к выводу, «что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска…»

Зритель, следуя за легендарным комдивом Котовым, переживает с ним страх, сострадание, обман, предательство, преступление. Особенно волнующим является эпизод приезда комдива домой. Режиссёр «подслушал» такие близкие и понятные всем нам чувства человека, возвращающегося к родным местам после страшной разлуки. Сначала - радость узнавания: те же люди, та же мебель, обстановка, голоса… Но какое разочарование ждёт героя! Ничего прежнего не осталось! Та, к которой он шёл все эти годы, уже не его… В сцене прощания на вокзале Котов кричит «Горько!» на свадьбе безногого солдата. Это ему, Котову, так горько! Но он находит в себе силы жить! (Ассоциация с фильмом Феллини «Ночи Кабирии», заключительным эпизодом, когда героиню предали, ограбили, но пощадили. Она идёт по городу, сквозь слёзы улыбаясь веселящейся молодёжи: надо жить!) Какой же невероятной силой надо обладать, чтобы выдержать всё это!

На экране разворачивается целая буря страстей: ненависть, любовь, измена, встречи и расставания. Пережив их, зритель испытывает освобождение и духовную разрядку. Это чувство в искусстве называется катарсисом, что в переводе с греческого обозначает «очищение».

Слёзы на глазах вызывают многие эпизоды фильма: встреча отца с дочерью на минном поле, прощание Котова с женой, путь на Берлин, который указывает танковой колонне контуженный немецкий солдат. Пожалели русские "фрица"... Это слёзы «очищения»…

Невольно вспоминаются события Отечественной войны 1812 года, когда Кутузов обращается к русским солдатам и офицерам, преследующим разгромленного врага: «Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?» (Л.Н.Толстой. «Война и мир», т.4, ч.4, гл.6).

- А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м… и… в г…, - вдруг сказал он, подняв голову.

«Когда после этого один из генералов с вопросом о том, не прикажет ли главнокомандующий приехать коляске, обратился к нему, Кутузов, отвечая, неожиданно всхлипнул, видимо находясь в сильном волнении».

«Находясь в сильном волнении», зритель досматривает последний эпизод фильма. Сочувствие, сострадание, любовь, добро и чувство «очищения» навсегда остаются в душе после просмотра фильма «Цитадель».

Фильм «Цитадель» принадлежит к разряду «Наше кино!». Вместе с Никитой Михалковым «идут, шагают по Москве» миллионы людей, которые верят в то, что Добро всегда побеждает!