Чужая кровь

На модерации Отложенный

 

Когда в сибирском городе кто-то начал жестоко расправляться с людьми неславянской внешности, жители в очередной раз содрогнулись. Дело томских скинхедов, вызвавшее огромный резонанс, стало далеко не первым.

По версии следствия, группа парней договорилась о совершении преступлений еще в январе 2010 года, тогда же они выбрали оружие — биту, два металлических предмета (трубу и арматуру) и пневматический пистолет. Преступники могли избить любого человека неславянской внешности, попавшегося им на глаза.

 

Дело томских скинхедов хоть и вызвало огромный резонанс, стало далеко не первым. В 2006 году в Томске был вынесен приговор по делу банды Виктора Лукьянчикова. Директора хлебопекарного предприятия обвиняли в тяжких преступлениях, среди которых числился взрыв на трассе Томск — Межениновка, произошедший 8 июля 2002 года. Тогда преступники разместили на дорожном указателе антисемитский плакат с привязанной к нему гранатой. Когда рабочие дорожно-ремонтного предприятия попытались убрать надпись, устройство сработало.

Еще одно громкое дело слушалось в городе в 2010 году. На скамье подсудимых тогда был житель Шегарского района Томской области, разместивший в Интернете видеоролики экстремистской направленности.

— Это тот самый вирус, который пришел к нам из Питера и Москвы. Мы понимаем, что есть разношерстные люди, есть разные взгляды, и если будет благодатная почва, этот вирус приживается, — заявил на заседании специально созванного круглого стола по развитию межнациональных отношений в Томской области заместитель мэра Томска по безопасности и управлению делами Александр Мельников. — Я надеюсь, в Томске он не приживется. С корнем пресечем.

Вопросы национальной вражды в одном из крупнейших студенческих городов страны всегда стояли особенно остро. В вузах Томска не скрывают, что главная задача администраций учебных заведений не только дать ребятам знания, но и сохранить их жизни.

Почему юное поколение начинает люто ненавидеть "чужих", пытаются выяснить и чиновники, и лидеры национально-культурных объединений.

— Лично я с проявлением национализма не сталкивался, однако историй таких слышал массу, — признается Хамза Хамроев, руководитель томской городской национально-культурной автономии "Узбекистан". — Для того чтобы победить нацизм, нужно объяснять, что миграция — нормальный процесс, а люди, которые едут в Россию из других стран, хотят здесь работать, а не убивать или воровать.

Хамза Хамроев не скрывает, иногда со стороны может казаться, что мигранты сами провоцируют негатив: стараются держаться определенным кругом, разговаривают на своем языке. Однако причина банальна — сообща легче выжить в чужих условиях.

— В отличие от заграницы, у нас нет специальных центров помощи мигрантам,которые помогали бы обучаться языку и адаптироваться к новой жизни, — продолжает Хамза Хамроев, — кроме того, в обществе сильно понятие, что все приезжие забирают работу у русских. Это заблуждение. Трудовые мигранты заполняют пустые ниши и берутся за ту работу, которую до них никто не выполнял.

— Причина того, что в России не могут справиться с проявлениями национализма, в непоследовательности действий, — уверена преподаватель истории Марина Дударева. — Например, с одной стороны в Томске проходят фестивали дружбы народов, после событий на Манежной площади в городе был создан Межнациональный молодежный совет, проводились конкурсы "Краса Кавказа". С другой — жители упорно игнорируют появление националистических лозунгов на стенах зданий, позволяют негативные высказывания в адрес приехавших, не хотят, чтобы их дети учились в одном классе с представителями других национальностей. Те, кто делит томичей на коренных и "понаехавших" не понимает, что умным и развитым город станет только при сплочении всех рас, а уж если мы хотим оставаться центром студенческой жизни, о любом национальном разделении тем более необходимо забыть.

Арина Молчанова, специально для Sibnet.ru