Десять лет за вейп с гашишным маслом. Как Россия берет в заложники иностранцев

На модерации Отложенный


Бриттни Грайнер во время сопровождения на судебное заседание. Химки, Россия. 1 июля 2022 года. Фото: Евгений Новоженина / Reuters / Forum

В Москве начался суд над баскетболисткой из США Бриттни Грайнер. Она прилетала в Россию с картриджами для вейпа, в которых было гашишное маслом. Во многих американских штатах они продаются легально, но в России запрещены. Случай спортсменки не исключительный. Российские силовики часто задерживают граждан других стран с веществами, которые разрешены у них на родине и предназначены для личного использования. На тех, кто попадает в руки полиции, заводят уголовные дела с абсурдными обвинениями в контрабанде и угрожают огромными тюремными сроками. «Вот Так» рассказывает, как наркотическое законодательство делает иностранцев заложниками России.

Американской спортсменке Бриттни Грайнер 31 год. Она одна из самых успешных и знаменитых баскетболисток мира. Грайнер дважды становилась чемпионкой мира, дважды брала золото на олимпиаде, — в Токио и Рио-де-Жанейро — выиграла женский чемпионат NBA и стала игроком года по версии американской женской баскетбольной лиги.

Грайнер играет за американскую команду «Финикс Меркури», но так как в Штатах баскетболистки получают меньше, чем их коллеги-мужчины, то с 2015 года она раз в сезон ездит в Россию «на заработки». Спортсменка выступает за екатеринбургский клуб УГМК, который платит ей миллион долларов. С ней команда шесть раз побеждала в чемпионате России и четыре раза — в Евролиге.

17 февраля Грайнер прилетела в Россию. Служебная собака в аэропорту Шереметьево унюхала в ручной клади спортсменки наркотики — картириджи для вейпа с гашишным маслом, которые свободно продаются в некоторых американских штатах. В России законодательство устроено по-другому, поэтому Грайнер задержали и возбудили на нее дело за «контрабанду наркотических средств в значительном размере» (ч. 2 статьи 229 УК РФ). Сейчас баскетболистка находится в СИЗО, ей грозит до 10 лет лишения свободы.

Госдепартамент США называет задержание своей гражданки незаконным, но не уточняет, почему. Над ее делом работает специальный представитель президента США по делам заложников Роджер Карстенс. Российские власти, в свою очередь, называют задержание Грайнер законным и не считают, что спортсменка находится в заложниках.

 

Бритни Грайнер во время баскетбольного матча на Олимпийских играх в Токио, 2020 год. Фото: Brian Snyder / Reuters / Forum

«Факты говорят, что именитая спортсменка была задержана с запрещенными препаратами, которые содержали наркотические вещества. В российском законодательстве действительно есть такие законы, которые предусматривают наказания за подобные преступления, но, опять же, это только констатация. Вот с чем она была задержана и что есть в нашем законодательстве. Арест не может быть политически мотивированным, исходя из того, что я сказал только что», — заявил на одном из своих брифингов пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Спортсменка и ее адвокаты пока никак не комментировали наличие картриджей с гашишным маслом в ручной клади Грайнер.

В середине мая ТАСС сообщил, что между Россией и США ведутся переговоры об обмене Грайнер на российского бизнесмена Виктора Бута, которого в США приговорили к 25 годам заключения по обвинению в незаконной поставке оружия.

 

ИСТОРИЯ

«Этому государству ничего объяснить невозможно». Сотрудники фонда Рылькова — о работе после войны

11.06.2022 17:57

 

Однако дела, подобные Грайнер, не редкость для России, поэтому она не единственная потенциальная кандидатка для обмена на Бута.

Так, в середине июня Химкинский городской суд приговорил экс-дипломата США и педагога Марка Фогеля к 14 годам колонии строгого режима по обвинению в контрабанде наркотиков. Его дело очень напоминает историю Грайнер.

Фогель преподавал в англо-американской школе в Москве, а ранее был сотрудником консульства США в столице и обладал дипломатическим статусом. Его задержали в аэропорту Шереметьево 15 августа 2021 года. В багаже американца при досмотре нашли каннабис и гашишное масло.

 

Досмотр чемодана Марка Фогеля на таможне в аэропорту Шереметьево.

Кадр: МВД Медиа

По словам Фогеля, его задержали за провоз 17 граммов марихуаны. Преподаватель утверждает, что она медицинская и прописана ему врачами в США после операции на позвоночнике. Российское следствие считает, что Фогель мог использовать дипломатический статус для «организации канала поставки в Россию наркотических средств с целью последующего сбыта среди учащихся школы», в которой он работал.

Обмен заключенных — не единственная возможность для обвиняемых по наркотическим статьям иностранцев выйти на свободу. В 2019 года израильтянка Наама Иссахар была приговорена в России к 7,5 годам колонии за провоз в багаже девяти граммов гашиша. Она летела транзитом из Дели в Тель-Авив через Москву. В Индии и Израиле хранение такого количества гашиша легально. После общественной компании в ее поддержку и прошении о помиловании на имя Путина она вышла на свободу. Свою вину Иссахар не признала.

 

МНЕНИЯ

Чем сотни тысяч россиян отличаются от Наамы Иссахар

30.01.2020 13:11

 

Однако юрист проекта hand-help.ru Арсений Левинсон считает, что ситуация с помилованием Иссахар исключительная и демонстрирует большие дипломатические усилия Израиля.

Дела Грайнер, Фогеля и Иссахар — рядовая практика, рассказал Левинсон «Вот Так». Особенно часто подобное происходит на рейсах из стран, где марихуана и другие производные из конопли легальны.

 

Наама Иссахар и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху с женой Сарой в терминале Внуково-2 международного аэропорта Внуково. 30 января 2020 года. Фото: Гавриил Григоров / ТАСС / Forum

Полиция тщательно досматривает пассажиров в надежде обнаружить эти вещества и привлечь пассажиров к ответственности за контрабанду наркотиков. В основном правоохранители ловят либо забывчивых туристов, либо тех, кто относится неосторожно к прибытию в страну, которая известна «своими варварскими и репрессивными практиками» в отношении потребителей марихуаны.

«Только за последнее время в наш проект обращались две женщины, которые столкнулись с похожей ситуацией. У одной остались крошки от марихуанны в гриндере (измельчителе. — Ред.). Вторая женщина недавно была помещена в СИЗО, она прилетела из-за границы. У нее был препарат, который эксперты признали гашишным маслом, хотя это был препарат с высоким содержанием CBD (природный экстракт каннабиса. — Ред.), который не оказывает наркотического воздействия на организм, а тетрагидроканнабинола (природный экстракт каннабиса, который оказывает наркотический эффект. — Ред.) там было 0,1%. Ей грозит до 20 лет лишения свободы», — рассказывает Левинсон.

Такие дела существуют лишь для того, чтобы полиция «срубила палку» и показала противодействие контрабанде наркотиков — на существующие пути доставки запрещенных веществ в Россию такие показательные задержания никак не влияют, считает юрист.

«На самом же деле полиция изымает у пассажиров какие-то граммы или миллиграммы, не представляющие общественную опасность, как потом они подают это в суде, требуя драконовских сроков. Речь, конечно, может идти о нарушении закона, но оно наказывается совершенно неадекватными санкциями российского уголовного кодекса», — говорит Левинсон.

Особенность этих дел, по его словам, заключается в том, что в некоторых странах марихуана используется в медицине, в России же такие практики до сих пор запрещены законом — за провоз небольшой дозы марихуаны, которая используется в лечебных целях, иностранцы попадают в СИЗО. Это опасная тенденция, потому что граждане других государств должны иметь возможность пользоваться лекарственными средствами, которые признаются таковыми в других странах. Неправильно, что за это можно сесть на 20 лет, говорит юрист.

«Нужно исходить из умысла. На что были направлены действия человека. Человек осознавал, что везет запрещенный препарат? Намеренно хотел незаконно его ввезти и немедицински употреблять в России, или же употреблять его по показаниям врачей и не наносить вреда окружающим? Преступление должно обладать не только формальными признаками, но и являться общественно опасным», — уточняет Левинсон.

Иногда суды, в отличие от полиции, учитывают эти обстоятельства и назначают условные сроки даже по тяжелым обвинениям, однако так происходит далеко не всегда.

Александр Скрыльников