Семечки вместо патриотизма

Когда в зале воронежской филармонии закончился двухчасовой концерт ансамбля «Держава», атаман Воронежского округа Союза казаков России Виктор Галушкин, вручая исполнителям почетную грамоту, сказал, что теперь можно не ходить  на грядущие выступления Кубанского казачьего хора, поскольку значительная часть его репертуара уже была озвучена здесь.

На безрыбье, как говорится, и рак рыба… Но зрительный зал воспринял это скоропалительное заявление со смехом, хорошо понимая, насколько несопоставимые величины здесь были вдруг ни с того, ни с сего уравнены. Ведь все отлично понимают, что между Кубанском казачьим хором, руководит которым бессменно вот уже 30 лет профессор Виктор Гаврилович Захарченко, и воронежским фольклорным ансамблем, взявшим почему-то имя «Держава», дистанция огромного размера. Даже несведущий зритель, просмотрев концерт Кубанского казачьего хора, начинает понимать, что казак – это, прежде всего, защитник Отечества, храбрый воин.

Больше половины репертуара кубанцев – именно патриотические песни. В этом сила знаменитого коллектива и его отличие от других. Выступления Кубанского казачьего хора ждут годами. И когда кубанцы, наконец, появляются в Воронеже, происходит что-то наподобие культурной революции. В зале театра оперы и балета не остается ни одного свободного места. Обязательно присутствует сам губернатор со всей своей семьей. А директор театра сидит бочком на галерке на приставном стульчике. Зал после каждой песни ликует и плачет… Звучат нескончаемые аплодисменты. Вот, что такое настоящий казачий хор. Вот, где держава… Вот, где казаки!

… А теперь поговорим о воронежской «Державе». Высокое наименование никак не соответствует внутреннему содержанию. Начнем с того, что из 20 прозвучавших песен не было ни одной патриотической. Звучали песни кабацкие, цыганские, солдатские, украинские и несколько, вроде бы, с большой натяжкой… казачьих. Какое же впечатление осталось у рядового воронежца, прослушавшего весь этот сумбур?

Получается, если верить «державинцам», казаки  - это те, кто щиплет девок по поводу и без повода, пьет днем и ночью безудержно водку, расхаживает гордо туда-сюда по скамейке, иногда проезжает вдоль поля на лошади и без конца с надрывом хохочет, зубоскалит, шутит. Это казак?!

Именно такое представление и пытается навязать публике вот уже 11 лет злополучный ансамбль «Держава».

Во время его выступления в зале царит атмосфера колхозного клуба, куда пьяные мужики пришли побалагурить. В телевизоре «Комедии-клаб», шоу Петросяна и у нас свой КВН!

Концерт начинается весьма оригинально. Безо всякого объявления и конферанса на сцену выходят веселые бабы, мужики в форме и почему-то начинают маршировать. Лет 20 назад это смотрелось бы просто восхитительно. Но, увы, с тех времен поезд, как говорится, ушел далеко вперед.

Внезапная надежда появляется тогда, когда объявляется песня местного автора «Мы, казаки»! Беда в том, что казачьего в ней было только два этих самых слова «мы, казаки»… И все тут! Какого-то обоснования этого тезиса так и не последовало. Руки у автора пока еще до этого не дошли. Есть, видимо, более важные дела.

После нескольких «засекреченных» песен была опять объявлена песня местного автора о коне. Зачем-то вышел мужик с длинным пастушеским кнутом и начал почему-то оглушительно им хлопать. При этом на его лице блуждала многозначительная улыбка Джоконды, не ведающей о том, что казачья нагайка в силу своей специфики хлопать никак не может.

Апофеозом середины концерта стали бойкие частушки «Семечки-семечки!» с притом и прихлопом. Исполнители, сломя голову, бегали туда-сюда по сцене, изображая смачные плевки и истошно оря: «Куда ни глянешь – там и тут всюду семечки грызут!»

Ну, и что? А казаки тут при чем? Тоже должны плеваться, как верблюды?

После некоторой паузы на сцене появились в красных вышиваных рубахах мужики и задорно стали уговаривать сидящих в зале женщин: «Пошли, девки, в лес гулять!» Про казачек, конечно, ни слова. Ясно, что они на такой недвусмысленный призыв не откликнулись бы. Ну, а с девок какой спрос?

Единственное неотъемлемое достоинство специфического исполнительства – это его большая громкость. Вслед за солистом и другими артистами сидящие в зале тоже вдруг начали друг другу подмигивать и что-то орать! Один товарищ не удержался и даже закружился в проходе.

Странное впечатление осталось от всего этого зубоскального действа. Может, стоит добровольно отказаться от случайного в данном случае имени «Держава»? Да и назваться откровенно как-то вроде «Хутор деда Щукаря», «Верхне-донской КВН» или, там, «Колхозные семечки»?.. Ей Богу, держава тут, ну абсолютно, не при чем!