Почему в небе гудит, а Рязань дрожит: ожидание крушения

На модерации Отложенный

В Рязани упал Ил-76. Это военно-транспортный самолет, поэтому разбираться с аварией будут военные. У них сейчас сложное время, тем более что самолет прилетел из Белгорода, то есть почти из зоны спецоперации. 

 Но падение самолета в черте города заставляет задуматься о безопасности рязанцев. На этот раз экипажу удалось увести неисправную машину от жилых кварталов. Удастся ли сделать это в следующий? Почему вообще самолеты взлетают и садятся над жилыми кварталами?

А РАНЬШЕ БЫЛО ТИХОЕ СЕЛО

Дягилевский аэродром был создан в конце 1930-х годов как часть «аэродромного узла Дягилево-Ряжск». 18 сентября 1940 года там была сформирована высшая школа штурманов ВВС. В те времена авиабаза располагалась в 7,5 км от границы города: еще не было новостроек ни на Московском шоссе, ни в 4-м микрорайоне, а село Мервино с 1944 по 1956 год было… одним из районных центров области.      

В непосредственной близости от аэродрома в самом начале находилось только село Дягилево с одноэтажными деревенскими домиками. Но с 1949 года возле загородных заводов западнее села Канищево начал строиться поселок Приокский – сначала с двухэтажными, а затем и пятиэтажными домами. Взлеты и посадки самолетов с аэродрома стали проходить над ним. В 1970-е годы за Приокским вырос высотный (от 5 до 12 этажей) микрорайон Канищево. Истребители, штурмовики, бомбардировщики и транспортники постоянно проходили над ним, тревожа своим гулом заселившихся в новостройки пенсионерок. Впрочем, вскоре они привыкли.

 

 Есть свидетельства ветеранов областного совета профсоюзов, что представители военного ведомства приходили к председателю горисполкома Надежде Чумаковой, прося ее скорректировать планы развития города на северо-запад. Но в ответ легендарная градоначальница предложила скорректировать направление взлета и посадки – в направлении полей Рыбновского района. Как человек гражданский, Чумакова не слишком хорошо представляла все сложности.

ЛЕТАЮТ НАД ДОМАМИ, СТЕКЛА ДРОЖАТ

В 1990-е годы наступило затишье. Самолеты с Дягилевского аэродрома взлетали редко: армия плохо финансировалась, не хватало топлива. Но затем наступил ренессанс авиации. Все чаще стали проходить учения. На сирийскую войну против ИГИЛ из Рязани улетали транспортники с грузом и дальние бомбардировщики – такие тяжелые, что на верхних этажах домов дрожали стекла, у автомобилей по ночам срабатывала сигнализация. При проведении «Авиадартса» на полигоне в Дубровичах над Рязанью проносились выполнявшие учебные задачи двойки и тройки самолетов.

Ни одной катастрофы за все годы существования аэродрома не произошло, но опасность, что крылатая машина заденет дом при аварийном снижении или вообще упадет в жилом квартале, всегда сохранялась – пусть и на уровне тысячной доли процента. Как ни осматривали специалисты самолеты перед взлетом, всегда была вероятность, что они что-то пропустят.

 

 Вот и пропустили. 

Надо сказать, город тоже вел себя по отношению к аэродрому не слишком щепетильно. Например, согласовал строительство на улице Медицинской, на месте бывшего стадиона «Агрокомплект», рядом с основным курсом взлета и посадки авиаторов, двух 19-этажных домов.

Вначале на общественных слушаниях представители аэродрома протестовали против проекта этого жилого комплекса, но затем почему-то согласились. Теперь высотки торчат среди окружающей 5-этажной застройки и вносят лишнюю тревогу в сознание летчиков, набирающих или снижающих высоту. А при ночных взлетах и посадках – представляете?

 СТО И ОДНА НЕПРИЯТНОСТЬ 

Угроза домам – не единственная неприятность, которую несут самолеты. При аварийном снижении они могут задеть высоковольтные линии – ЛЭП.

Что, собственно, и случилось при аварии Ил-76 24 июня. Без света остались дома по улицам Библиотечной, Речной и Интернатской в Мервине и часть дачного поселка по улице Ситниковская. Отключились 5 трансформаторных подстанций. Восстановительные работы в этом случае занимают много часов, если не несколько дней.

И одним электричеством все не исчерпывается.

Когда в Рязани из-за постоянного запаха в Песочне стали много говорить и писать о загрязнении воздуха, то внимательный просмотр показаний датчиков в разных районах города дал интереснейший факт. Иногда оказывались превышены предельно допустимые концентрации окисей азота в Приокском поселке. «Да это же свидетельство распыления в воздухе сброшенного в конце полета реактивного топлива!» – начали говорить люди, смыслящие что-то в авиации. Действительно, перед посадкой, если топлива осталось больше какого-то минимума, его положено сбрасывать из соображений безопасности посадки. Мало ли – нештатная ситуация, и баки загорятся, как Ил-76 на лугах между Павловкой и Плетенкой.

  ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

 В ПДД есть дорожный знак 1.30 – «Низколетящие самолеты». Он относится к предупреждающим и заключается в красный треугольник. Зачем он нужен? Затем, что самолет – это фактор риска для дорожного движения.

Знак на дороге – фото с mapio.net 

 «Чаще всего у водителей бывает непредсказуемая реакция, от восхищения до испуга, когда они видят самолет так близко, – пишут в комментариях к ПДД. – Также мощные реактивные двигатели очень шумные. Услышав приближающийся грохот, но не видя никого по зеркалам и впереди, водитель может поступить непредсказуемо…»

Возможно, авария 2022 года приведет к тому, что гражданское и военное начальство займется минимизацией опасности, которую несут друг другу город и авиация. Возможно, денег потратить придется миллиарды рублей, но ведь собираются же их тратить на мост-дублер через Оку.

А так Рязань перестанет дрожать. 

Алексей ДАРИКОВ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

После крушения: последняя минута в небе, отвалившийся двигатель и реанимация

Птицы, шасси и помпаж: названы возможные причины крушения Ил-76

Почему в небе гудит, а Рязань дрожит: ожидание крушения

«Любимов бы давно был на месте, а Греков кого-нибудь спас». 24 июня Малков показал полную некомпетентность