Как российская власть будет использовать калининградский кейс

На модерации Отложенный

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Прекращение литовскими железными дорогами в ночь с 17 на 18 июня транзита подпадающей под санкции продукции в Калининградскую область вызвало бурную реакцию российских властей, которые достаточно жестко пригрозили Литве, вплоть до casus belli.

Ситуация действительно серьезная, и потенциал эскалации геополитического конфликта есть. Нужно сказать, что такие транзитные войны с той же Литвой, а также Польшей, например, глава Белоруссии Александр Лукашенко ведет уже несколько лет. Результат можно оценивать по-разному, но очевидно, что выгоды аффилированные с белорусской властью структуры от такой ситуации получают.

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов прав: Литва также получает значительные выгоды от транзитного сотрудничества с Россией, однако в некоторых вопросах преобладают аспекты ценностей, а не цены. Впрочем, и без этого пафоса понятно, что, решаясь на такие ограничения, Литва, несомненно, заручилась поддержкой Евросоюза и получит определенные субсидии от Брюсселя.

Калининградская область же становится еще одним прифронтовым регионом страны, который может попасть в состояние, контурно напоминающее блокаду. Возможности посещать Польшу для жителей этой области ограничены.

Этот фактор плюс дороговизна морских перевозок говорят в пользу того, что экономическое положение этого региона, вполне возможно, будет ухудшаться быстрее, чем положение других частей страны — в силу геополитических факторов. И на этот раз Алиханову, похоже, будет дозволено ссылаться на многочисленные сложности эксклава и получать серьезную поддержку федеральных властей.

Сам калининградский кейс будет использован для роста антизападных настроений в российском обществе. Очевидно, что в рамках нынешней траектории эти антизападные настроения властям нужно всячески поддерживать: отсюда и дискурс, и нарративы про притеснение русских в Европе, культуру отмены и прочие факторы. А сейчас за всем этим еще и возникает кейс с реальной фактурой. Конечно же, он будет использован для консолидации российского общества на антизападной платформе. Причем вне зависимости от того, как решится/разрешится сам кейс.

Общество ждет еще одна линия эскалации, которая позволит плавно переключить внимание от спецоперации в Украине в сторону противоборства с коллективным Западом в прямом смысле этого слова. Вполне возможно, сериал конфронтаций, который уже включает в себя санкционное давление, зерновой вопрос и, собственно, спецоперацию в Украине, а также приднестровские сюжеты, будет дополняться не только калининградским кейсом, но и новыми сюжетами.