«Кормить» освобождённую Новороссию не потребуется...

На модерации Отложенный

Принципиально зарубился намедни со старым Читателем канала, человеком честным и скептичным, не состоящим на содержании хуторских центров психологических спецопераций, не разделяющим взгляды системного либерала или шовинистического черносотенства. Тему поднял «Павел К» интересную: стоит ли интегрировать освобождённые территории Новороссии в состав России, насколько мероприятие влетит в копеечку, стоит ли овчинка выделки.

Объективный позитив.

Стоит, ещё как. Тем более, процессы интеграции пошли опережающими темпами. Народец Херсонщины и Запорожья, едва начав использовать кастрюльки по прямому назначению, устремился за российскими паспортами, умоляет подразделения МЧС ускорить процесс разминирования территорий. Заработал морской порт в Херсоне, из Крыма и Новороссийска прибыли специалисты, начали капитальный ремонт инфраструктуры. Оборудование ушатанное в хлам, но скоро грузы начнут принимать, если верить новой администрации.

В местной прессе слышатся робкие голоса: как скоро будет освобождён Николаев и Очаков, очень нужно безопасное судоходство по всему Днепро-Бугском лиману. Заехали инженерные кадры «Росавтодора» с амбициозной программой ремонта дорог в Херсонской и Запорожской областях. По-деловому оккупировали Новую Каховку, налаживают промышленное производство материалов для дорожных работ, набирают десятки бригад, завозят спецтехнику, ремонтируют местную.

Фермеры выжидали, приценялись, а потом дружно устроили торговлю скопившимися в регионе полутора миллионами тонн зерна. Под бдительным оком военно-гражданской администрации продают продукцию за 15-16 тысяч рублей за тонну. Везут в Мелитополь, Бердянск, Херсон, поток фур устремился в Крым. Как для внутреннего потребления полуострова, так и на продажу в страны Ближнего Востока. Стахановскими темпами восстанавливается дорожное и морское сообщение с Мариуполем.

 

 

Появление десанта российских управленцев, возглавивших Правительство ДНР, встряхнуло рынок труда. Интеграция России, Донбасса и Таврии началась с перераспределения миграционных потоков, ведётся строгий подсчёт необходимых трудовых ресурсов, высококвалифицированных специалистов и рабочих. Возникают первые конкурентные конфликты, специалистов перекупают, на удивление высок оказался процент инженеров, технологов, даже дефицитных в российском IT-секторе — программистов.

Да, народ в возрасте чаще всего, но желание поработать на достойных зарплатах по прямой специальности высокий. Наши 90-е годы копейка в копейку: люди с качественным советским техническим и гуманитарным образованием работают таксистами, продавцами, наёмными служащими, ковыряются на приусадебных участках. Детей выучили по собственным консервативным меркам «без диплома нельзя», теперь те прозябают на автозаправках, менеджерами по продажам, в прочей копеечной «сфере услуг». Сейчас требуют центры переквалификации срочно открывать.

Локомотивом восстановления общей интегрированной базы Новороссии становится строительный сектор, весь Донбасс необходимо поднимать из руин. Как и промышленный потенциал. Последний месяц, а особенно прошедший в Санкт-Петербурге юбилейный Международный экономический Форум, показали: около двух десятков российских регионов включаются в восстановление Донбасса. Пока корпуса народных милиций воюют, на Донбасс тысячами заезжают строители из России.

Вице-премьер Хуснуллин отчитался на заседании Правительства: уже переброшено две с половиной тысячи специалистов, тысяча единиц специальной техники. Этого катастрофически мало, до конца июня трудовой строительный десант необходимо удвоить. А жителей Херсонской и Запорожской областей привлекать высокими зарплатами и возможностью получать востребованные профессии.

Эксперты Торгово-Промышленной Палаты России тоже провели оценку возможностей для нашего бизнеса: потенциальные 8 миллионов потребителей товаров и услуг ожидают заполнение рынков Новороссии. Не дотационные территории, населённые пенсионерами и бездельниками, а развитые и промышленные и сельскохозяйственные регионы, где экономическая активность поставлена на паузу из-за боевых действий. Потенциал здесь на порядки выше, чем у того же Крыма.

В первую очередь, есть что предложить Донбассу, он до 2014-го года обеспечивал почти 20% украинского ВВП, которые базировались на 45% мощностей машиностроения, четверти всех металлургических предприятий, 15% химической промышленности «незалежной». Здесь сосредоточены, кстати, некоторые уникальные кластеры, как завод по очистке инертных газов в Мариуполе, без которых невозможно Тайваню выпускать свои хвалёные процессоры. Или Шевченковское месторождение лития, спрос на который в мире запределен.

Не забываем: экономика Украины стала рушиться после 2014-го, как только потеряла 50% угля, ведь Донбасс в СССР занимал первое место по размерам добычи. Запасы антрацита оцениваются в семь миллиардов тонн, это больше совокупных залежей России и Китая. Осталось грамотно развернуть товарные потоки, направив кузбасский уголь в сторону Востока, а донецкий — в центральную и южную Россию и на продажу через порты Азовского моря. Это экономия на транспортировке, себестоимости и очень мощный кумулятивный эффект для сопутствующих отраслей.

Во времена Союза Запорожская область была включена в единый экономический организм Донбасса, имела единые коммуникации, замыкавшиеся на порты Мариуполя и Бердянска. В первую очередь, это касается ключевых предприятий города Запорожье: завода «Днепроспецсталь» (флагман советского ВПК и космической отрасли), второй по мощности металлургический комбинат Европы «Запорожсталь».

Плюсуем авиазавод «МоторСич» и гигантскую Запорожскую АЭС с половиной атомной энергии Украины.

Огромный промышленный регион обслуживали два миллиона гектаров плодородных почв Херсонщины: зерно, овощи-фрукты, мясо, масличные и круглогодичная тепличная продукция, плюс курортная инфраструктура. Если поднять инвестиционные программы России и Украины 2013-го года, которые подписывали с Януковичем, — прицел был на производство (только в административных границах Херсонской области) на два с половинной миллиона тонн сельхозпродукции за сезон. С льготным доступом на весь рынок Евразийского экономического Союза.

Минздрав России получил техзадание Администрации Президента (после визита Сергея Кириенко в Бердянск) разработать программу «круглогодичного оздоровительного курорта» на базе инфраструктуры Бердянска, Приморска, Кирилловки. Оставшиеся без владельцев санатории, профилактории, гостиничные сети буду национализироваться, создаваться частно-государственные партнёрства по профилям: лечение сердечно-сосудистых заболеваний, опорно-двигательной аппарата, кожных покровов и так далее.

Если к делу подойти с умом и государевым интересом, то можно увязать Херсонскую область (как во времена СССР) с черноморским побережьем, создав единую курортную линию от Мариуполя — до Железного Порта, Лазурного и Скадовска, да хоть до устья реки Псоу на границе с Абхазией. Увеличение протяжённости курортно-оздоровительной зоны — в два раза! Раздолье для отельеров и сопутствующей инфраструктуры, десятки тысяч рабочих мест. Приведение в чувство «мародёров» Крыма и Черноморского побережья Кавказа с их запредельными ценниками.

 

То есть, с восстановлением Донбасса, включением в единый экономический регион Запорожья — получаем эффективный кластер «Юг» образца СССР. Астрахань, Ставрополье, Кавказ, Ростов, Таганрог, Крым были слабо-индустриальными регионами, погоду делал именно огромный промышленный Донбасс. Его уголь, металлы, машиностроение, химия. Для судостроения, атомной промышленности, производства газопроводов и локомотивов. Всё под боком, порты и инфраструктура. Восстанавливай и совершай индустриальный рывок.

Выводы.

Оставив за скобками сегодняшнего анализа реальные сомнения об эффективности наших монетарных властей, остановившихся в собственном развитии на либеральных позициях устройства экономики, пока предпочту остаться на позициях осторожного оптимизма. Личный опыт общения с людьми Донбасса в 2015-м году подсказывает: там «порожняк» не гонят. Народ суровый, жёсткий, ценит труд и справедливость. Если её не гарантирует власть, появляется своя система оценки законности, даже с полукриминальным оттенком.

Если Россия собирается интегрировать Новороссию, придётся учиться разговаривать с народом Донбасса, ценнейшим демографическим и экономическим ресурсом огромного региона. Именно Донбасс, отстоявший свободу с оружием в руках, сегодня является ориентиром для Херсонщины и Запорожья, когда-то считавших себя единым целым с Донецком и Луганском, самым значимым экономическим кластером Советского Союза по многим показателям, ревниво посматривая на Южно-Уральский промышленный регион, соревнуясь с ним.

Если Правительству России достанет разума, прежние производственные связи будут восстановлены. В единый макро-регион опять вернутся Ростовская и Воронежская области, обеспечивавшие сопутствующие производства и комплектующие. А начать придётся с железнодорожной инфраструктуры, необходимо строительство высокоскоростной дороги на Донбасс, чтобы связывать многомиллионные агломерации едиными проектами добычи, металлургии и промышленной химии.

 

Главная мировая проблема сегодня — продовольственная. Если Россия не остановится в достижении целей и задач Спецоперации, возьмёт в свою сферу влияния Новороссию от Одессы и Приднестровья до Харькова и Сумской области — это будет другая Россия, монополист рынка зерновых и масличных культур, многого другого. Плодородные чёрнозёмы, природные ресурсы, руды и редкие металлы, уран и уголь, даже нефть и газ. Сохранившаяся учебная и производственная база, развитая инфраструктура, уникальные производства с трудолюбивым населением.

Не галичанские хуторяне или хитро-мудрые обитатели Слобожанщины, тут кость и память историческая другие. Никогда регионы не были дотационными, даже под ярмом укро-олигархов выкручивались и зарабатывали. Как показали Херсонщина и Запорожье — денацификацию проводить здесь почти не нужно, общество стремительно проходит через самоочищение и самоорганизацию, люди хотят мирно жить и работать. Справится Россия с подобной сверх-задачей — будем посмотреть.

Понятно одно: ни российская, ни тем более украинская модели хозяйствования неприемлемы. Чинодралы обязательно устроят непроходимый лес коррупции и тошнотворной бюрократии. Если уж наступили новые времена, как обозначил в своём выступлении на ПМЭФ наш Гарант, — то именно на освобождённых землях «незалежной» необходимо писать историю с чистого листа. Государственно-частными партнёрствами, свободными экономическими зонами, минимальным вмешательством в инициативу людей. Не мешать, лишь обеспечивая железный правопорядок, от которого тут, честно говоря, отвыкли.