ПРЕСТУПНОСТЬ И КУЛЬТУРА

На модерации Отложенный

Преступность оказывает влияние на культуру прямо и опосредованно. Немаловажную роль в этом играют книги, песни и кинофильмы. Иногда талантливые произведения производят обратный желаемому эффект: вместо предупреждения преступлений невольно подталкивают к ним. 3 июня 2022 года в Санкт-Петербургском международном криминологическом клубе состоялась беседа «КРИМИНОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ». С докладом выступил Леонид Витальевич Головко – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия). https://youtu.be/NyPpXqpX_II Л.В. ГОЛОВКО (Москва, Россия) в тезисах своего доклада «Культура и преступность: необходимость выбора между ценностным и квазиобъективистским подходами» указал: Понятие «культура» является крайне сложным и многозначным. ... С криминологических позиций можно лишь выделять смыслы и оттенки этого понятия, каждый раз прослеживая их прямо пропорциональное или обратно пропорциональное влияние на преступность. Например, развитие технической культуры может иметь негативный эффект на какие-то виды преступности, допустим, кибепреступность, а развитие нравственной культуры – позитивный. Во всяком случае я готов принять за аксиому такое влияние (не в том смысле, конечно, что культура и преступность есть «вещи несовместные», а в том смысле, что сфера, где действуют культурные регуляторы, априори менее криминогенна, чем сфера, где они не действуют). Ясно, что при отпадении регулятивной (ограничительной) роли культуры пропадает и её позитивное влияние на преступность. Х.Д. АЛИКПЕРОВ (Баку, Азербайджанская Республика), И.М. РАГИМОВ (Баку, Азербайджанская Республика) «Взаимосвязь культуры, культурной среды и преступности». Необходимо предварительно получить ответы и на такие значимые для анализируемой проблемы вопросы, как: – существует ли общечеловеческая культура, или она может быть только национальной либо индивидуальной? – являются ли все люди носителями культуры или это прерогатива только представителей культурной среды? – совместимы ли культура и умышленное преступление?.. Д.М. ГАДЖИЕВ (Махачкала, Россия) «Этническая культура и её антикриминогенный потенциал». Этническая культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, определяемых таковыми этносом, накопленных им в течение длительного времени. Социальные ограничители формировались в Дагестане на протяжении длительного периода времени и всегда носили антикриминогенный характер. При этом решающая роль в республике отводится вечным ценностям ислама, позитивным обычаям и традициям, которые являются своего рода генетической памятью народа. Г.Н. ГОРШЕНКОВ (Нижний Новгород, Россия) «Культура как иллюзорный образ вещей». Культура по своей сущности не может быть со знаками «плюс» или «минус»: «У природы нет плохой погоды…» Можно предположить, что предметом изучения явления культуры как «вещи в себе» должны быть определены, прежде всего, те условия, которые благоприятствуют «выведению на поверхность» и дают основания для ценностного осмысления образов «культурных проявлений», находя в них либо криминогенность, либо антикриминогенность, либо не находя в них ни того, ни другого. В.В. МЕРКУРЬЕВ (Москва, Россия), Е.В. КРАСНИКОВА (Москва, Россия) «Преступность и культура» Результаты исследований показывают, что преступное поведение нередко предопределяется приверженностью к той или иной культуре, идеологии. Например, в ходе криминологического исследования личности участника террористической деятельности нами была установлена закономерность современного терроризма – в его основе заложена глубокая приверженность идеологии экстремизма. Д.Л. ТВОРОНОВИЧ-СЕВРУК (Минск, Республика Беларусь) «Культура как фактор развития культа Колумбайн в учреждениях образования в первой четверти XXI века» Культура становится инкубатором, носителем и распространителем «информационных вирусов», побуждающих граждан к преступному поведению. Этим объясняется возникновение феномена «подражателей» – криминальная мимикрия, проникновение в молодёжную среду деструктивной идеологии АУЕ, развитие идей неонацизма, повторение резонансных преступлений и др. К данной категории можно отнести также и большинство случаев проявления культа Колумбайн в учреждениях образования. Д.А. ШЕСТАКОВ (Санкт-Петербург, Россия). «Российская духовность в противодействии преступному злу». Сопоставляя произведения великих писателей: Гёте, Достоевского, Уайльда и др., я нашёл у всех них приверженность одному выводу. Преступление (зло) заложено в само мироустройство, в которое одновременно вплетено и противодействие злу. В этом заключается источник поддержания жизни, её развития. Зло целесообразно, из чего не вытекает, что с ним надо мириться. Именно ГОВ (глобальная олигархическая власть) – корень сегодняшнего мирового зла, с которым связаны олигархические метастазы, протянувшиеся в страны мира, не исключая и самой России. (Полностью с тезисами доклада можно ознакомиться на сайте Санкт-Петербургского международного криминологического клуба). ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, культура входит в понятие цивилизации, является её духовной составляющей. Цивилизация есть результат приспособления человека к окружающей среде. А культура – это уже плоды человеческого разума, взрастающие на природной почве. О развитии той или иной цивилизации судят именно по памятникам культуры. В основе любой культуры лежит представление о вечном, о бессмертии, о высшей справедливости и смысле жизни. Говорят, человека отличает от животного именно культура. Термин «культура» впервые встречается примерно в 160 году до нашей эры у Марка Порция Катона Старшего в труде о земледелии. Под культурой подразумевалось искусное возделывание плодоносящих растений. Римский оратор Цицерон любил употреблять термин Катона в переносном значении: называя философию «культурой души». В конце XVIII века слово «культура» как научный термин закрепил немецкий историк и теолог И.Г. Гердер. Культура – творение человека для человека, результатом служит личность, достигшая совершенства. Известный культуролог Маргарет Мид говорила: «Хотите узнать культуру — спросите, что она считает успешной биографией». Воин и аскет — это одна культура, бизнесмен и бюрократ — это уже другая, если шоумен — тут мы, похоже, в точке современности. … Культура началась с того, что люди стали помогать друг другу выжить. Современная культура враждебна человеку. Она антигуманна, она вытесняет человека. Это уже не культура для человека, а культура для робота с искусственным интеллектом. Современная культура – это и однополые браки, и трансгендеры, ЛГБТ, БДСМ, и проч. «Антикультура» этих сообществ подчас противоречит естественной природе человека, способствует не выживанию, а уничтожению человека как вида. 10 мая 2018 года состоялась дискуссия, основными спикерами которой были директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский и экс-министр культуры Михаил Ефимович Швыдкой. Михаил Швыдкой, в частности, высказал мнение, что искусство и культура не могут предотвратить войну и жестокость, искусство не делает человека лучше. «После Аушвица бессмысленно думать о том, что поэзия или красота могут спасти мир, – говорил кинорежиссёр Андрей Кончаловский в 2008 году. – «Этика может рухнуть в один прекрасный момент, даже сейчас. И сейчас может появиться абсолютно нацистское государство». Знаменитый эксперимент «Стэнфордская тюрьма», проведённый в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо, доказал, что при определённых условиях каждый человек может стать злодеем и преступником. В борьбе за человека инстинкты побеждают культуру. А если бы побеждала культура с её разрушительными экспериментами, то человечеству вряд ли удалось бы сохраниться. Религия – важная составляющая часть культуры, иногда её определяющая. В одних случаях религия может провоцирует преступную (экстремистскую) деятельность, в других случаях может предупреждать желание совершить преступление. Известно, что в местах заключения многие осуждённые приобщаются к религии, морально исправляются и прекращают преступную деятельность после освобождения. Верующие люди по своим религиозным убеждениям менее склонны к совершению преступлений, которые являются нарушением заповедей Божьих. Связь культуры и преступности очевидна. Культура может как провоцировать преступное поведение, так и предотвращать на ранних стадиях. Известный криминолог, доктор юридических наук Яков Ильич Гилинский один из первых указал, что следует думать о преступности как о культурном феномене, как об элементе общей культуры социума. Как справедливо подчёркивает профессор Я.И. Гилинский, одно и то же действие в разных странах может считаться или не считаться преступлением. В исламских странах сбыт и употребление наркотиков карается смертной казнью, а в некоторых странах употребление наркотиков разрешено. Соответственно, и структура преступности различается в зависимости от доминирующей в стране культуры. В 1999 году вышла книга «Преступность и культура» под редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Долговой. Особенно интересными показались мне статьи С.М. Иншакова и М.П. Клейменова. Криминологи обоснованно признают необходимым учитывать культурологическую составляющую в понимании преступности. Достаточно вспомнить знаменитый фильм «Чисто английское убийство». В различных странах мотивы убийства могут существенно отличаться. В основе теории Самуэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций» (1996 г.) лежит конфликт культур. Ещё в 1938 году Торстон Селлин написал книгу «Конфликт культур и преступность». В 1955 году американский социолог А. Коэн разработал концепцию субкультур. Преступная субкультура одна из них. Хорошим примером может служить фильм Фрэнсиса Копполы «Крёстный отец». Преступная субкультура оказывает влияние на основную культуру прямо и опосредованно. Немаловажную роль в этом играют песни, книги и кинофильмы о жизни преступников. Иногда талантливые произведения производят обратный желаемому эффект: вместо профилактики и предупреждения оказывают заразительное и провоцирующее влияние. Герой Андрея Миронова (контрабандист Козадоев) в фильме «Бриллиантовая рука» стал настолько популярен, что актёр долго не мог избавиться от этого образа, жил в нём. И многие его копировали. Слова из таких известных фильмов как «Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи», «Место встречи изменить нельзя» («чтоб ты жил на одну зарплату», «наши люди в булочную на такси не ездят») присутствуют в культурном контексте уже полвека после выхода фильма.

Происходит криминализация массовой культуры. Герои популярных криминальных боевиков и комедий становятся героями культурной жизни. Достаточно вспомнить «Джентльмены удачи» или Жеглова и Шарапова из фильма «Место встречи изменить нельзя». Фильм «Криминальное чтиво» можно назвать примером активного внедрения криминальной культуры в массовую культуру, или криминализации масскульта. Это становится криминогенным фактором, влияющим на преступное поведение. Сформировавшийся в обществе «правовой нигилизм» стал частью культуры, и искоренить его (быстро) невозможно. Преступная субкультура вступает в конфликт с доминирующими ценностями и пытается их подменить. Криминалитет стремится распространить свою культуру, в частности, через популярные фильмы, через социальные сети и молодёжь (АУЕ). «Великая криминальная революция» – так назвал свой фильм Станислав Говорухин о событиях 1993 года, когда криминалитет поднял голову и стал претендовать на власть. Криминалитет стал частью культуры общества. Преступники превратились в бизнесменов (сериал «Бригада») вырыли «общаки» («Возвращение» А. Звягинцева), криминальные сообщества легализовались, создали предприятия и банки. Вошли в моду малиновые пиджаки, тяжёлые золотые цепи, блатные песни, криминальный жаргон. Стали привычными в разговоре такие выражения как «беспредел», «разборки», причём даже у политиков. Всё это свидетельствует о целенаправленной криминализации культуры. Показательно, что «героем нового времени» стал преступник. Если раньше преступников чурались, то теперь стали стремиться быть похожими на них. Фильм «Бумер» стал прямой рекламой «героического» образа жизни бандитов, их идеалов дружбы и взаимовыручки. «Иконой» для подражания стал Александр Белов (актёр Сергей Безруков) из сериала «Бригада». "В чём сила, брат?" Эти слова из легендарного криминального боевика "Брат" и "Брат-2" стали крылатыми. Как и другой фильм Алексея Балабанова "Жмурки", где особо яркую роль криминального авторитета и "вора в законе" исполнил Никита Михалков. Примером целенаправленного формирования «нужной культуры» (криминальной, антикультуры) могут служить относящиеся к 1945 году и приписываемые руководителю американской разведки Алену Даллесу планы по реализации американской послевоенной доктрины против СССР. «Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного необратимого угасания его самосознания...Литература, театры и кино — все будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом всякой безнравственности...Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего, вражду и ненависть к русскому народу — все это мы будем ловко и незаметно культивировать. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества». Министерством культуры РФ названы разрушительные идеи и ценности, чуждые нашей культуре. Это культ эгоизма, культ вседозволенности, культ безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, отрицание идеалов служения Отечеству, отрицание идеалов продолжения рода, отрицание идеалов созидательного труда, отрицание идеалов позитивного вклада России в мировую историю, отрицание идеалов позитивного вклада России в культуру. На VIII Международном культурном форуме в Петербурге я узнал мнение участников о культурном коде России. Изменение культуры может происходить прежде всего за счёт смены ценностей, жизненных ориентиров и идеалов, а также структуры потребления и производства. Поэтому разработка законопроекта о традиционных ценностях является приоритетом современной государственной политики России. Важным считается «перекодировка смыслов» ранее используемых понятий. Ведь культура – это прежде всего смыслы. Режиссёр Римас Туминас полагает: "Всё бессмысленно. Но человек вынужден, поскольку он родился, живёт, как-то психофизика защищает тебя независимо от твоих настроений, убеждений. Она защищает, чтобы ты не умер и заставляет тебя искать какой-то смысл. И находит человек, находит. Он обречён жить, значит обречён и искать ответ ЗАЧЕМ? А ЧТО? Отгоняя бессмысленность жизни, признавая что "я слаб" и нет смысла, но всё равно вынужден я искать, оправдывать свою жизнь". Ирина Хакамада считает: "Жизнь бессмысленна. Это просто череда событий, случайных. Случайно возникла Земля, случайно в огромном Космосе возникло притяжение, атмосфера, случайно появились рыбки, насекомые, люди. Всё случайно, и мы появились случайно. Поэтому с точки зрения макромира жизнь осмыслена как часть энергии. Индивидуального смысла нет. Но с точки зрения микромира смысл есть. Потому что, если уж ты появился случайно, у тебя остаётся только одна функция – быть счастливым!" Существует притча о двух студентах-юристах, желающих бороться с преступностью. Один пошёл в полицию и стал ловить преступников. А другой – стал снимать детективные фильмы, которые помогали предотвратить преступное поведение на стадиях замысла. Я начал изучать криминогенные молодёжные группы и молодёжную субкультуру в 1981 году, когда поступил работать в НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета. Я опрашивал панков, рокеров, фанатов, членов криминогенных дворовых группировок. Результаты моих исследований были опубликованы в издании «Аргументы и факты», в журнале «Социологические исследования», в книге «Трудные судьбы подростков». С коллегой мы выступали в популярной программе «Взгляд» с Владиславом Листьевым. Давно уже следует отказаться от представления о преступнике как о человеке отсталом, бескультурном, своего рода «отбросе общества». Сегодня преступниками становятся люди, ещё недавно занимавшие министерские посты. Они образованы, иногда имеют научную степень и широкий культурный кругозор. Их никак нельзя назвать «отбросами общества». У криминалитета своя культура и даже своя «философия». На одной из конференций «Достоевский и мировая культура» было зачитано сочинение воровского авторитета. «В каждом из нас сидит Раскольников. Всегда есть люди, которые имеют право убивать. Я бы таких людей ставил управлять государством. Одного такого лично знаю: отсидел своё, а теперь крупный бизнесмен, миллионер, всеми уважаемый гражданин. А Раскольников — дурак. Надо было и топор заранее припасти, и подельника найти, и квартиру заранее отследить. Логика Раскольникова безупречна: одни убивают миллионы — и им ставят памятники, а другие ломаются на одном убийстве. Ты стащишь буханку хлеба — тебя посадят, а другие воруют миллиардами и тебя же судят. Один украл из Гохрана драгоценностей на сто восемьдесят три миллиона, получил три года и вышел по амнистии. Украсть много это не воровство, а бизнес! Львиная доля воровства осуществляется по закону. За украденный миллиард чиновнику дали восемь лет условно, а ты будешь сидеть на полную катушку. Мне так и сказали: либо дашь показания и выходишь под подписку о невыезде, либо будешь сидеть. Вся жизнь игра, воруй, такая фишка, — пропел «авторитет». — Ну а попался, то молчи – не то каюк. Своё ты отсидишь, семь лет не вышка. Иначе схавают, и рта не оботрут. Вот я вор. Ты спросишь, где у меня совесть? А я тебе отвечу: покажи мне, кто по совести живёт, кто? Бог заповедовал делиться. Вот у тебя деньги есть, а у меня нет. И ведь если я попрошу у тебя три тысячи, ты ведь не дашь. Вот я и беру сам. Так сказать, восстанавливаю справедливость, раз у тебя есть, а у меня нет. С деньгами нужно расставаться легко, и никогда не жалеть. Я ведь не родился вором. И стал им не от хорошей жизни. Меня тоже мама за руку в школу водила, хотела, чтобы из меня толк вышел, по её разумению. Но улица взяла своё. Ведь когда не можешь завоевать своё место под солнцем среди одноклассников и знакомых, начинаешь пробивать себе дорогу кулаками. По старым «законам» вором мог стать человек, по-настоящему отсидевший в тюрьме, карманник, который мог «обрить» фраера, когда тот был трезв и не спал. Ворами становились за верность «правильной» жизни. А сейчас? Идею опозорили, не брезгуют и похищением детей, лишь бы получить грязные «хрусты». Боже, что твориться с людьми! Иметь жену, машину, хорошую хазу никому в сегодняшней жизни не запретишь. Не могу осуждать тех, кто имеет всё это, но и не приветствую. Некоторые построили себе не дома, а санатории, забыв о том, что санаторий для истинного «законника» — тюрьма. Когда мне нужна машина, меня возят. Прописка есть, но постоянно нигде не живу. Имею ребёнка, но жены со штампом в паспорте у меня нет. Я люблю, и любим, и долю свою в любви принимаю, как подарок Бога мне, грешному. Таких как я, мало осталось. Вор в законе — это не чин, не звание, это состояние души — души бродяги». (цитаты из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература). А по Вашему мнению, как связаны ПРЕСТУПНОСТЬ И КУЛЬТУРА? Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня. Всё, что я хочу сказать людям, заключено в главных идеях: 1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что. 2\ Смысл – он везде. 3\ Любовь творить необходимость. 4\ Всё есть любовь. P.S. 16 июня исполнилось 88 лет моему учителю доктору юридических наук, профессору Якову Ильичу Гилинскому. Его называют «отцом девиантологии в России». Он автор более 670 научных работ, из них 150 на иностранных языках. Я горжусь нашей 40-летней дружбой и тем, что живу в одно время с таким Человеком! © Николай Кофырин – Новая Русская Литература