Неотомизм - философия католиков

На модерации Отложенный

Неотомизм является философской доктриной католической церкви. Слово «томизм» происходит от латинского имени Фомы Аквинского (1225—1274), представителя средневековой религиозной схоластики, направлявшего свои усилия на гармонизацию веры и разума.

Аквинский допускал постижение Бога с помощью логически осмысленных рассуждений, а не только в сверхразумных созерцаниях и мистических откровениях для «нищих духом», на которых «нисходит божья благодать».

Энцикликой папы Льва XIII в 1879 году томизм провозглашен единственно истинной философией, соответствующей христианским догматам. В 1889 году создан «Высший институт философии» (Бельгия), который и поныне является международным центром неотомизма. Неотомизм широко распространен в странах католического вероисповедания. (Европа, США, страны Латинской Америки).

Может показаться странным, что учение средневекового схоласта возрождается в XIX веке и даже пользуется влиянием в XX веке. Неотомисты разъясняют указания церковной власти, следят за событиями научной и общественной жизни, провозглашают «права разума и науки», выступают даже против субъективизма и иррационализма. Они признают существование окружающего мира (конечно же созданного Богом) и объявляют своей задачей создание мировоззрения, дающего целостную картину действительности. Они допускаюет науку, если наука не против их религии. .

Выступления католической цкркви против фидеизма резонно. Ведь фидеизм — это религиозное учение, которое ставит веру выше разума и исходит из неустранимости противоречия между разумом и верой и невозможности рационального доказательства бытия Бога, т. е.из признания иррациональности религиозной веры. Один из отцов христианства Тертуллиан так и суазал: «Верую, ибо абсурдно». Но в противоположность фидеизму неотомизм считает что вера может быть доказана как логическими средствами, так и с помощью интуиции.  Твк неотомизм пытается согласовать разум с верой.

Неотомисты отождествляют идеализм только с одной его разновидностью, с субъективным идеализмом.А объективный идеализм они называя его реализмом: признавая реальность природы, неотомисты признают и сотворивший ее дух. Гармония разума и веры — краеугольный камень неотомизма, у них вера и знание не исключают, а дополняют друг друга как два данных Богом источника истины. Но для них истина веры исходит непосредственно от Бога, она выше истины разума. 

Нотомисты пытаются модернизировать церковные догматы так, чтобы они не противоречили науке, а все проблемы, еще не решенные наукой они решают ссылкой на акт творения. Поскольку нерешенные проблемы всегда будут, то всегда будут и «доказательства» существования Бога.

Если раньше гром не могли объяснить, то теперь не могут объяснить парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена. Но метод тот же. Теперь неотомисты считают доказательством сотворения мира космологическую теорию расширяющейся Вселенной, согласно которой 17 млрд. лет назад все вещество было сосредоточено в одном «праатоме» и  делают вывод что праатом сотворил Бог. А Бога кто сотворил? - Наша Вера!

Ватикан стремится истолковать достижения науки и финансирует ряд крупных научных исследований. Ясно что главная цель неотомистов – сохранить веру и догматы церкви, они прекрасно понимают, что новое средневековье невозможно.  

Умерший в 2005 году Папа Римский Иоанн Павел (Войтылло) принес извинения за костры инквизиции, за крестовые походы, за сожжение Джордано Бруно и гонения на Галилея, призвал христиан, иудеев и мусульман к единству в осуждении терроризма.

Философия неотомизма представляет собой метафизическую систему, имеющую определенную онтологию, гносеологию и аксиологию, т. е. учение о бытии, о знании и о ценностях. Неотомисты исходят из особого толкования бытия Бога и бытия Мира. Человеческие поступки есть проявление души, но самостоятельность души относительно тела не абсолютна, телесные моменты играют немалую роль. Они уже не говорят, что нужно умерщвлять плоть, чтобы спасти «бессмертную душу».   Свободу они понимают как осознанную необходимость ... действовать в соответствии с указаниями Бога, поэтому несвобода — зло. Целью общественного развития является спасение. Личность – главная цель, а общество - средство для неё. 

В гносеологии неотомисты признают роль чувств, но самые глубокие истины человек обретает не при помощи «ограниченных чувственных восприятий и несовершенного человеческого разума», а путем божественного откровения. Границей научного познания объявляется вопрос о сущности бытия, который неотомизм относит к сфере компетенции философии и теологии.

Истина у неотомистов возможна, так как в божественном здании осуществляется тождество бытия и мышления, а душа человека несет в себе печать «Отца бытия» и делает человека способным проникать в единство Бога и Мира. Понимание истины у них весьма наивно : объективная истина есть «положение вещей» а субъективная истина есть соответствие наших идей объективной истине бытия.  Неотомизм признаёт что научные знания развиваются и не обязательно являются истинными, а вот вопрос о истинности религиозных верований не может быть поставлен.