«Потерянные 7 лет жизни»: как незаконно осужденный красноярец пытается отсудить 50 млн
На модерации
Отложенный
На историю Романа Жданова обратил внимание телеграм-канал Kras Mash. Мужчина рассказал, что уже несколько лет пытается отсудить 50 миллионов рублей за несправедливый приговор. Из-за него он провел за решеткой семь лет. NGS24.RU связался с мужчиной и узнал подробности ситуации.
Роман Жданов рассказал корреспонденту NGS24.RU, что десять лет назад у него была своя компания по утеплению балконов. По словам красноярца, он «вел законопослушный образ жизни, но иногда употреблял наркотики». В августе 2012 года ему позвонил его знакомый Дмитрий. Он попросил Романа купить ему наркотики.
— Я сначала отказался: у нас не настолько близкие отношения, чтобы оказывать ему поддержку. Минут через 30 опять названивает: «Помоги, а то умру». На третий раз он пообещал мне содействие — достать обезболивающие таблетки, которые дают в наркологии. Тогда я решил завязать с наркотиками. Дмитрий попросил приобрести ему грамм героина, — рассказывает Роман.
По словам мужчины, он купил наркотик и после этого поехал на встречу, во время которой Дмитрий стал давать ему деньги. Роман отказался от них и попросил только таблетки. Далее, рассказывает мужчина, Дмитрий попросил остановить машину и перед выходом из салона кинул деньги ему на колени. Он успел «запнуть» купюру под автомобиль. В этот момент, вспоминает Роман, к машине подлетели полицейские, которые «вытащили его из салона и застегнули наручники».
Красноярец заявил, что его и Дмитрия на разных машинах привезли в отдел полиции на проспекте Мира. Оперативники заявили, что у Романа провели контрольную закупку и что его подозревают в наркоторговле. Ему просвечивали руки, но никаких купюр полицейские не обнаружили. Роман рассказал, что попросил отпустить его, но ему застегнули наручники еще сильнее.
— С первого этажа подняли на третий или четвертый. И там начались издевательства. По моей голове пробежался, наверное, весь отдел, весь оперативный состав. Меня били и пинали все, кому не лень, кто заходил в кабинет. Я уже не говорю об угрозах в мой адрес: затронули мою семью, моих братьев. Я лежал избитый на полу, мне засунули тысячу в карман, позвали понятых. Взяли у меня эту тысячу, полученную якобы от продажи наркотиков. Я отказался от подписей, сказал, что деньги мне подкинули сотрудники полиции. В ответ на это все посмеялись и не стали указывать мои показания, просто поставили в протоколе отказ от подписи, — говорит он.
Далее, рассказывает Роман, его посадили в изолятор, где ему стало плохо. Приехавшие врачи скорой помощи зафиксировали побои и ушибы. Мужчина потребовал, чтобы на оперативников завели уголовное дело. Но, по его словам, органы на это не отреагировали. До приговора Роман пытался доказать, что не продавал наркотики, и отказался от дачи показаний.
— Это была катастрофа: мне не давали свиданий, я месяц не мылся, потому что меня возили на какие-то «следственные действия», которые заключались в поездках в ИВС и обратно. Никаких реальных действий со мной не проводилось, только следователь спрашивала, буду ли я давать показания? Я отвечал, что нет. Тогда меня переводили опять в камеру и обратно в СИЗО. Следователь объяснила, что она, сотрудники прокуратуры, суда, оперативники рулят нашей страной и что я ничего не докажу, что мне лучше сидеть и сотрудничать со следствием, — рассказывает Роман.
В 2013 году Романа Жданова приговорили к 7,5 года лишения свободы.
Он заявил, что 3,5 года из них он отбывал наказание в ИК-36 в Старцево. Роман отмечает, что осужденному, который содержался в этой колонии, ЕСПЧ присудил 7,5 тысячи евро. Суд признал условия содержания в ИК-36 неприемлемыми.
— Ему дали миллион за то, что он отбывал наказание в этих местах. Людям за одну поездку в автозаках присудили тысячу евро и 7,5 тысячи евро за нахождение за решеткой. Я находился в точно таких же условиях. Но эти люди получили по два миллиона. Хотя они виновные, отбывают наказание, — замечает Роман.
В 2017 году Романа Жданова освободили с ограничением свободы. Ему запретили выезжать из Емельяновского района — даже для лечения и трудоустройства. Мужчина пожаловался, что многие работодатели отказывали ему из-за судимости, центр занятости тоже не нашел ему работу. Роман отправил жалобу в ЕСПЧ, и суд признал провокацию со стороны полицейских.
Корреспондент NGS24.RU нашел судебное заключение с постановлением ЕСПЧ и Верховного суда. В нём говорится, что до этого приговора Романа Жданова уже приговаривали к лишению свободы в 2008 году. Тогда его приговорили к 5 годам и 10 месяцам колонии по статье о сбыте наркотиков. Но в 2011 году Романа освободили условно-досрочно. Что касается следующего приговора, Верховный суд учел решение ЕСПЧ о несправедливом суде и отменил его.
Роман рассказал, что в феврале 2019 года Центральный суд его оправдал и признал право на реабилитацию. В октябре 2019-го он подал иск в Емельяновский районный суд и потребовал компенсацию 50 млн рублей. При этом ЕСПЧ присудил Жданову 2 миллиона рублей. Но, как заявляет Роман, МВД и прокуратура настаивают, что ему хватит и одного миллиона. По словам красноярца, сотрудники правоохранительных органов говорят, что 2 миллионов ему «слишком много».
— По моим подсчетам, за период лишения свободы должны выплатить 80 миллионов рублей. Я попросил 50, мне кажется, это достойная компенсация за мои страдания и потерянные 7 лет жизни. Почему МВД и прокуратура считают, что сумма в 2 млн рублей, которая мне была сначала присуждена, должна быть уменьшена до миллиона? Я не просто так придумал эту цифру, а на основании реальных решений Европейского суда, которому Россия тогда подчинялась, — говорит Роман Жданов.
Красноярец отмечает, что суды и правоохранительные органы «не реагировали» на его заявления. А краевой омбудсмен Марк Денисов сказал ему, что не может вмешиваться в решения российских судов. По словам Романа, за три года он до сих пор не забрал деньги.
— Теперь я на эти деньги не могу даже машину купить. За семь лет я потерял всё: бизнес, деньги, репутацию, так и не женился, — говорит красноярец.
Краевой омбудсмен Марк Денисов подтвердил NGS24.RU, что уполномоченные по правам человека не могут влиять на решения суда.
— В отдельных случаях мы можем выходить в интересах определенного круга лиц. Иногда жалобы могут рассматриваться Конституционным судом. Законодательство устроено так, что действовать на суд в интересах конкретного человека мы не можем.
Адвокат и доцент Юридического института СФУ Сергей Гутник сказал, что Россия обязана исполнить все решения ЕСПЧ, принятые до 15 марта этого года. Он допустил, что перспектива отсудить деньги у Романа есть, но размер компенсации вряд ли удовлетворят полностью. Для того чтобы получить выплату, он должен обратиться в суд и получить решение.
Комментарии
Точка.