Мы все внуки жертв и палачей
На модерации
Отложенный
Владимир Яковлев, основатель, генеральный директор и владелец Издательского дома Коммерсантъ
“Меня назвали в честь деда. Мой дед, Владимир Яковлев, был убийца, кровавый палач, чекист. Среди многих его жертв были и его собственные родители.
Своего отца дед расстрелял за спекуляцию. Его мать, моя прабабушка, узнав об этом, повесилась.
Мои самые счастливые детские воспоминания связаны со старой, просторной квартирой на Новокузецкой, которой в нашей семье очень гордились. Эта квартира, как я узнал позже, была не куплена и не построена, а реквизирована - то есть силой отобрана - у богатой замоскворецкой купеческой семьи.
Я помню старый резной буфет, в который я лазал за вареньем. И большой уютный диван, на котором мы с бабушкой по вечерам, укутавшись пледом, читали сказки. И два огромных кожанных кресла, которыми, по семейной традиции, пользовались только для самых важных разговоров.
Как я узнал позже, моя бабушка, которую я очень любил, большую часть жизни успешно проработала профессиональным агентом-провокатором. Урожденная дворянка, она пользовалась своим происхождением, чтобы налаживать связи и провоцировать знакомых на откровенность. По результатам бесед писала служебные донесения.
Диван, на котором я слушал сказки, и кресла, и буфет, и всю остальную мебель в квартире дед с бабушкой не покупали. Они просто выбрали их для себя на специальном складе, куда доставлялось имущество из квартир растрелянных москвичей.
С этого склада чекисты бесплатно обставляли свои квартиры.
Под тонкой пленкой неведения, мои счастливые детские воспоминания пропитаны духом грабежей, убийств, насилия и предательства. Пропитаны кровью.
Да что я один такой?
Мы все, выросшие в России - внуки жерт и палачей. Все абсолютно, все без исключения. В вашей семье не было жерт? Значит были палачи. Не было палачей? Значит были жертвы. Не было ни жерт, ни палачей? Значит есть тайны.
Даже не сомневайтесь!
Мне кажется, мы сильно недооцениваем влияние трагедий российского прошлого на психику сегодняшних поколений. Нашу с вами психику.По сей день, прощаясь, мы говорим друг другу - “До свидания!”, не сознавая, что “свидание” вообще-то слово тюремное. В обычной жизни бывают встречи, свидания бывают в тюрьме.
По сей день мы легко пишем в смсках: “Я напишу, когда освобожусь!”
Когда ОСВОБОЖУСЬ...
Оценивая масштаб трагедий российского прошлого мы обычно считаем погибших. Но ведь для того, чтобы оценить масштаб влияния этих трагедий на психику будущих поколений, считать нужно не погибших, а - выживших.
Погибшие - погибли. Выжившие - стали нашими родителями и родителями наших родителей.
Выжившие - это овдовевшие, осиротевшие, потерявшие любимых, сосланные, раскулаченные, изгнанные из страны, убивавшие ради собственного спасения, ради идеи или ради побед, преданные и предавшие, разоренные, продавшие совесть, превращенных в палачей, пытанные и пытавшие, изнасилованные, изувеченные, ограбленные, вынужденные доносить, спившиеся от беспросветного горя, чувства вины или потерянной веры, униженные, прошедшие смертный голод, плен, оккупацию, лагеря.
Погибших - десятки миллионов. Выживших - сотни миллионов. Сотни миллионов тех, кто передал свой страх, свою боль, свое ощущение постоянной угрозы, исходящей от внешнего мира - детям, которые, в свою очередь, добавив к этой боли собственные страдания, передали этот страх нам нам.
Просто статистически сегодня в России - нет ни одной семьи, которая так или иначе не несла бы на себе тяжелейших последствий беспрецедентых по своим масштабам зверств, продолжавшийся в стране в течение столетия.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, до какой степени этот жизненый опыт трех подряд поколений ваших ПРЯМЫХ предков влияет на ваше личное, сегодняшнее восприятие мира? Вашу жену? Ваших детей?
Если нет, то задумайтесь.
Мне потребовались годы, на то, чтобы понять историю моей семьи. Но зато теперь я лучше знаю, откуда взялся мой извечный беспричинный страх? Или преувеличенная скрытность. Или абсолютная неспособность доверять и создавать близкие отношения.
Или постоянное чувство вины, которое преследует меня с детства, столько, сколько помню себя.
В школе нам рассказывали о зверствах немецких фашистов. В институте - о бесчинствах китайских хунвейбинов или камбоджийских красных кхмеров.
Нам только забыли сказать, что зоной самого страшного в истории человечества, беспрецедентного по масштабам и продолжительности геноцидана была не Германия, не Китай и не Комбоджа, а наша собственная страна.
И пережили этот ужас самого страшного в истории человечества геноцида не далекие китайцы или корейцы, а три подряд поколения ЛИЧНО ВАШЕЙ семьи.
Нам часто кажется, что лучший способ защититься от прошлого, это не тревожить его, не копаться в истории семьи, не докапываться до ужасов, случившихся с нашими родными.
Нам кажется, что лучше не знать. На самом деле - хуже. Намного.
То, чего мы не знаем, продолжает влиять на нас, через детские воспоминания, через взаимоотношения с родителями. Просто, не зная, мы этого влияния не осознаем и поэтому бессильны ему противостоять.
Самое страшное последствие наследственной травмы - это неспособность ее осознать. И, как следствие - неспособность осознать то, до какой степени эта травма искажает наше сегодняшнее восприятие действительности.
Неважно, что именно для каждого из нас сегодня является олицетворением этого страха, кого именно каждый из нас сегодня видит в качестве угрозы - Америку, Кремль, Украину, гомосексуалистов или турков, “развратную” Европу, пятую колонну или просто начальника на работе или полицейского у входа в метро.
Важно - осознаем ли мы, до какой степени наши сегодняшние личные страхи, личное ощущение внешней угрозы - в реальности являются лишь призраками прошлого, существование которого мы так боимся признать?
… В 19-ом, в разруху и голод, мой дед-убийца умирал от чахотки. Спас его от смерти Феликс Дзержинский, который приволок откуда-то, скорее всего с очередного “специального” склада, ящик французских сардин в масле. Дед питался ими месяц и, только благодаря этому, остался жив.
Означает ли это, что я своей жизнью обязан Дзержинскому?
И, если да, то как с этим жить?”
Комментарии
что ему нечем гордиться.
А так ли это?
и жизнь ценя как чью-то милость,
палач гуляет с тем, кто выжил,
и оба пьют за справедливость.
Игорь Губерман
..Евреи в главном управлении лагерей и поселений НКВД
- Начальник – Берман Яков Матвеевич ( до 1936 года Начальником Главного Управления Исправительных Трудовых Лагерей – ГУЛАГ – был комиссар III ранга Берман Матвей, а начальником Отдела НКВД СССР был еще один комиссар III ранга Берман Борис. Очевидно это был семейный подряд Берманов)
Заместитель и начальник вольно-поселенческого управления НКВД СССР – Фирин Самуил Яковлевич.
Начальник лагерей и поселений на территории Карельской АССР, одновременно начальник беломорского политического лагеря – Коган Самуил Леонидович.
Начальник лагерей и поселений Северного края – Финкельштейн Начальник лагерей и поселений Свердловской области – Погребинский.
Начальник лагерей и поселений Западной Сибири – Сабо.
Начальник лагерей и поселений Казахстана – Волин.
Начальник СЛОН (Соловецкого лагеря особого назначения) – Серпуховский.
Начальник Верхне-Уральского политического изолятора особого назначения – Мезнер.
Это его проблемы. И не надо обобщать. И не надо учить нас жить, как это свойственно именно этой наглой публике (которая всегда при кормушке и всегда пытается нас поучать)
Мои предки честно жили, учились и работали.
Прабабушка умерла в гражданскую от тифа, её сёстры и братья эмигрировали, она отказалась. Её муж с дочерьми пережил гражданскую войну в маленьком городке на Украине, где власть постоянно менялась, укрывал и кормил несколько многодетных еврейских семей.
В сталинские времена мои предки отказывались доносить даже под угрозами. Боялись (вполне обоснованно) репрессий, но Бог миловал и сильно не пострадали (максимум - ссылка части родни в довольно приличные условия). Родня по матери была настроена антисоветски, отец по молодости был коммунистом, в конце жизни стал диссидентом.
А мой отчим - из семьи эсеров, имея такую родню и и родившись в Париже ухитрился оказать в местах ссылки по комсомольской путёвке, а не под конвоем. Потом стал леваком, писал Мао про пороки социализма (и вскоре началась культурная революция))) К старости стал либералом.
И для меня история моей семьи и моей страны - отнюдь на предмет стыда и травмы.
А старики на фото пережили войну, их родители отстояли мир от фашизма.
Комментарий удален модератором
Просто вспомните, сколько столетий подряд в Россию "ходют" из "цивилизованного мира" с различными луками и стрелами, позже с пушками, пулемётами, теперь вот ракеты приготовили...Это же сколько убили эти "цивилизованные", а ? А сколько миллионов на счету у "светочей демократии", начиная с индейцев и заканчивая нынешними украинцами...? В омут, болезные, в омут. Лучше ужасный конец, чем ужас без конца...)))
и что-то не припомню таких терзаний от их населений ,как и сейчас,например с войной на Украине,в Сирии,Югославии,Ливии и прочих африках,никто на Западе не жалеет
обычных людей,не участвующих в военных операциях.
И будущие поколения не будут себя терзать мыслями,от кого они родились и были ли их
государственные режимы античеловечными.
В СССР же нас приучили,что добро и жертвенность приоритетны в политике и социуме,гуманизм основа жизни.
И мы этими категориями оцениваем правильность отношений к существованию в то время,как западные "партнёры" и соседи исповедуют только силу и приспосабливаемость
к реальности,чтобы выжить и добиться определённого статуса среди "успешных" счастливчиков.
мы за идеал взяли абсолют добра,а они против зла не борются-они с ним побеждают.
Этот панегирик жертвы противостояния между добром и злом -между натурализмом и идеализмом. Это философский тупик нет добра без кулака и нет зла без наказания.
-что с того, что моего прадеда репрессировали на 5 лет - это как оправдание того, что должен уважать частных воров крыс, кинувших до талого неоднократно (закопать их в на зонах вернее и справедливее)
Рефрен всё тот же - Неполноценные! Лишнехромосомные! Преступники от рождения! - Платить и каяться!