12 июня 1918 года — бессудное убийство большевиками великого князя Михаила Александровича Романова

На модерации Отложенный

Великий князь Михаил Александрович и его секретарь Николай Джонсон незадолго до гибели
Снимок сделан в апреле 1918 года



12 июня 1918 года группа большевиков в Перми явилась в гостиницу и насильно увезла с собой великого князя Михаила Романова. Ночью без объявления приговора он был убит.

Фактически, это был расстрел последнего русского императора, ибо именно в его пользу отрекся Николай II. Во всяком случае так было объявлено во всеуслышание. Таким образом, Михаил процарствовал с 10 до 18 часов 16 марта 1917 года - до собственного отречения, которое тоже по сути являлось не отречением, а манифестом об отсрочке вступления "в должность" до решения Учредительного собрания о всенародно утвержденном типе нового государственного устроения России.

Михаил Романов был четвёртым сыном Александра III, младшим братом Николая II, генерал-адъютантом Свиты императора, членом Государственного Совета. В 1899 году после кончины Георгия Александровича он стал наследником цесаревичем, но перестал им быть в 1904 году, когда у Николая родился сын Алексей. О троне Михаил Александрович никогда не помышлял. После революции тихо жил в Гатчине как частное лицо, политической деятельностью не занимался. Мог бежать из России, но не сделал этого.

В ночь с 12 на 13 июня 1918 года Великий Князь Михаил Александрович и его секретарь Николай Николаевич Джонсон, были тайно похищены из гостиницы, вывезены в лес и убиты группой местных чекистов и милиционеров в районе местечка Малая Язовая.

Исполнителями преступления стали два высокопоставленных местных большевика — начальник пермской милиции В. А. Иванченко и Г. И. Мясников, член ВЦИК, председатель Мотовилихинского районного комитета РСДРП(б), незадолго до этих событий занявший должность заместителя председателя Пермской губЧК.

Тайная группа во главе с чекистом Мясниковым, поставившая целью убить Великого князя Михаила Романова, явилась с подложными документами губчека в гостиницу "Королевская" в Перми, где проживал преследуемый большевиками "гражданин Романов".

Князя разбудили и предъявили документ о срочном выезде из Перми. Он отнёсся к визитёрам недоверчиво, отказался следовать за ними и потребовал вызвать врача и председателя местной ЧК Малкова. Тогда заговорщики объявили, что увезут его силой. Пришлось подчиниться.

47 лет спустя один из членов этой группы Андрей Марков вспоминал: "Михаила Романова и его секретаря Джонсона посадили в фаэтоны и повезли по тракту в сторону Мотовилихи.
Доехали до складов, что в 5 верстах от села. Ещё через версту повернули направо в лес… По дороге никого не встретили, была ночь. Отъехав сажен 100-120, остановились.
Я быстро выскочил и потребовал, чтобы мой седок Джонсон тоже вышел. И только он стал выходить из фаэтона – я выстрелил ему в висок; он, качаясь, упал. Товарищи в это время проделали то же самое, но только ранили Романова. Он с растопыренными руками побежал по направлению ко мне, прося проститься с секретарём. Мне пришлось на довольно близком расстоянии (около сажени) сделать второй выстрел в голову Романова, отчего он свалился тотчас же.

Всё было кончено…"

На следующий день после убийства Михаила Романова и Николая Жонсона/Джонсона по сфальсифицированному подозрению в организации побега Михаила Александровича были арестованы Пермской ЧК Челышев, Борунов, Знамеровский. На день позже была арестована жена Петра Людвиговича Вера Михайловна, принёсшая обед мужу в тюрьму, с пятилетним сыном Константином. А также её подруга Серафима Семёновна Лебедева, служащая на телеграфе в Петрограде, приехавшая на время своего отпуска в Пермь с Верой Михайловной в надежде подкормиться во время петроградского голода. Из протокола допроса Симоновой очевидно, что исключительно благодаря её усилиям удалось освободить пятилетнего Костю Знамеровского из-под стражи: «Знамеровская В. М. обратилась с просьбой, чтобы я брала ребёнка… к себе с утра и вечером опять приводила в Арестантский дом. …За разрешением брать Костю из Арестантского дома я обратилась в Чрез ком и мне было отказано на том основании, что развитой ребенок может служить связующим звеном между заключёнными и внешним миром, и ребёнка придётся по возвращении ежедневно обыскивать с головы до ног… Заручившись согласием Александра Знамеровского, брата арестованного, что он с Кунгурской, 19 переедет ко мне, так как будучи занята канцелярией… я не могла всецело отдавать себя ребёнку, я обратилась вторично в Чрез ком с прошением взять… ребёнка из Арестантского дома. Это было разрешено» (ГАРФ, ф. Р9440, оп. 1, д. 1, л. 200).

По постановлению Пермской ГубЧК Знамеровский, Знамеровская и Лебедева вместе с другими 37 заложниками были расстреляны 9 октября 1918 года. Но чекисты на этом не успокоились. Чтобы не оставить свидетелей преступления, они казнили тех лиц из охраны, которые сопровождали арестантов из Гатчины в Пермь: Квятковского, Менгеля, Эглита, Лейнгарта, Эликса, Гринберга и Шварца. В деле Знамеровского было записано: «убит во время прогулки по тюремному двору при невыясненных обстоятельствах».

Факт убийства великого князя долгое время сохранялся в строжайшей тайне. 2 июля 1918 года в «Пермских известиях» появилась ангажированная властями заметка о том, что Михаил Александрович находится, якобы, в Омске, где возглавил сибирских повстанцев…

Тело князя не было обнаружено и официальные публикации о расстреле отсутствовали, что породило слухи о судьбе Михаила. Следы Романова искали по всему миру, существовали самозванцы, выдававшие себя за него. Некоторые авторы отстаивают версию, отождествляющую Михаила с епископом Истинно-православной катакомбной церкви на Соловках Серафимом (Поздеевым).

В 1981 году великий князь Михаил Романов был канонизирован Русской православной церковью за границей в числе новомучеников российских.

8 июня 2009 года реабилитирован решением Генеральной прокуратуры РФ на основании закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".

Вдова Великого Князя Наталия Сергеевна Брасова жила в эмиграции, в последние годы жизни — в Париже. Умерла в 1952 году в приюте для бедных. Их сын Георгий погиб в автомобильной катастрофе в 1931 году.

После расправы над Великим князем Михаилом последовало уничтожение царской семьи.